Цикличность как содержание макроэкономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами работы являются обобщение и систематизация результатов исследования зарубежных и отечественных экономистов в области цикличности экономики; раскрытие сущности экономического цикла и его основных фаз; определение особенностей возникновения и динамики цикличности экономики США; исследование особенностей и последствий кризиса переходного периода в Республике Беларусь, как отражение ее циклического развития; рассмотрение методов государственного регулирования циклических колебаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….… 3

Глава 1. Теория экономических циклов: происхождение и сущность……… 5

Глава 2. Особенности циклического развития в экономике США………… 15

Глава 3. Особенности циклического развития в экономике Республики Беларусь: кризис переходного периода и его последствия………………….. 34

Заключение………………………………………………………….…………. 45

Список использованных источников……………………………………..... 47

Файлы: 1 файл

Kursach_gotovy.doc

— 855.50 Кб (Скачать)

Принципиально важно, что  крупные финансовые кризисы уходят своими корнями в глубокие структуры  экономики. Назревание и развитие ипотечного кризиса в США тесно связано  с формированием понижательной тенденции в инвестиционном процессе и в динамике роста экономики, с глубокими процессами негативного характера в виде сокращения спроса, инвестиций и темпов прироста ВВП. Падение темпов экономического роста в конце 2007 г. - начале 2008 г. сопровождается сокращением инвестиций в целом и в жилищное строительство в особенности, что отражено в табл.2.3.

Таблица 2.3. - Квартальная динамика ВВП и инвестиций в США, %

Кварталы

1.06

2.06

3.06

4.06

1.07

2.07

3.07

4.07

1.08

Темп прироста ВВП

4,8

2,4

1,1

2,1

0,6

3,8

3,9

0,6

0,6

Инвестиции

4,3

0,6

- 4,1

- 14,1

- 8,2

4,6

5,0

- 14,6

- 4,7

В т.ч. строительство

- 0,7

- 11,7

- 20,4

- 17,2

- 16,3

- 11,8

- 20,5

- 25,2

- 26,7


Источник: [12, с.112].

 

Значительные масштабы сокращения инвестиций свидетельствуют о том, что финансовый кризис отражает глубинные процессы в основных отраслях материального производства, и, по-видимому, означают вступление США в период фактической стагнации, которая может оказаться довольно глубокой и длительной.

Представляется, что происходящие в последние месяцы процессы в США знаменуют завершение предыдущего цикла экономического роста, основанного на лидировании информатики и средств связи в создании и распространении новых технологий и новых продуктов. Вероятно, потенциал этих отраслей как одного из главных локомотивов роста экономики к настоящему времени себя исчерпал вследствие насыщения рынка и потребительского спроса в части известных к данному времени продуктов.

Важная характерная  черта данного финансового кризиса состоит в демонстрации того, что от этих неприятностей не застрахована даже такая высокоорганизованная финансовая система, которая сформировалась и действует в США. В этом плане события 2007-2008 гг. принципиально отличаются от мирового финансового кризиса 1997-1998 гг., который охватил мировую периферию, но серьезно не затронул США и другие наиболее развитые страны. В те годы эпицентром кризиса выступал ряд развивающихся стран Азии и Латинской Америки, которые не смогли справиться с привлеченным из-за границы капиталом и эффективно использовать его на нужды экономического роста и развития.

 Теперь же эпицентром финансового кризиса стали сами Соединенные Штаты, а его причины связаны с высоким уровнем развития экономики и финансового рынка. Нынешний финансовый кризис продемонстрировал, что чем более высоко развита национальная финансовая система, тем более сложного и всестороннего регулирования она требует от государства для своего устойчивого функционирования. Поскольку циклическое развитие как принцип отменить невозможно, поскольку предусмотреть появление новых и отмирание устаревших производств и отраслей невозможно, остается разрабатывать и применять в необходимых случаях системы финансовых и экономических мероприятий, направленных на смягчение проблем ликвидности и преодоление возникающих кризисов.

В настоящее время, когда  самая острая фаза финансового кризиса  уже пройдена, представляет интерес  опыт США и их партнеров по преодолению кризиса и восстановлению стабильности финансовой системы. Это стало первоочередной задачей и серьезным испытанием для государственных регулирующих органов, в первую очередь в США.

Следует отдать должное ФРС (Федеральная резервная система), которая вступила в борьбу с ипотечным кризисом, как только стали проявляться его симптомы и последовательно включила в действие все средства из своего арсенала.

В частности, уже 17 августа 2007 г. на 0,5% до 5,75% была понижена учетная ставка ФРС, затем были существенно смягчены условия кредитования ФРС коммерческих банков по учетной ставке. Стремясь одновременно сохранить условия экономического роста и преодолеть неурядицы на ипотечных рынках, ФРС провела 18 сентября 2007 г. значительное снижение ставки по федеральным фондам с 5,25%, до 4,75%, на которое фондовые рынки США, стран Европы и Азии немедленно отреагировали повышением курсов акций и стоимости облигаций. Деловой мир расценил эту меру как поворот в политике ставок ФРС и настроился на их дальнейшее снижение.

В дальнейшем линия ФРС  на понижение ставки по федеральным  фондам получила свое подтверждение: к концу марта 2008 г. ФРС в несколько приемов понизила ставку до 2% годовых, показав тем самым, что отдает приоритет в своей политике удешевлению кредита и поддержанию экономики, отложив на время противодействие инфляционным процессам.

Не полагаясь только на эффект снижения процентных ставок, который, как известно, проявляется с определенным лагом, ФРС проводила прямое предоставление денег банкам, используя механизм аукциона и действуя согласованно с крупнейшими европейским центральными банками. В декабре 2007 г. и в январе 2008 г. было проведено по два тендера на 20 млрд. долл. каждый, в ходе которых банкам по конкурентным заявкам средства предоставлялись в форме возвратного кредита по ставке около 5% годовых на срок 28 дней.

Рынки ценных бумаг в США и во всем мире живо реагировали на каждую меру ФРС, демонстрируя глобальный характер взаимосвязей современных финансовых рынков и их чуткость к изменениям денежно-кредитной политики.

Заслуживает особого  внимания то обстоятельство, что финансовый кризис потребовал не только экстренных мер со стороны ФРС, но и обнаружил недостаточность их арсенала.

Пиковым событием кризиса считается крах пятого в США по величине инвестиционного банка Бир Стирнс, который был приобретен в марте 2008 г. за 2,4 млрд. долл. банком Морган Чейз, то есть за сумму в 10 раз меньше его рыночной стоимости. При этом ФРС предоставила кредитные гарантии в размере 29 млрд. долл. и иное содействие банку Морган.

ФРС стремится использовать текущий финансовый кризис для значительного расширения своих полномочий, воспользовавшись тем, что, впервые со времени принятия Закона Гласс-Стигала в 1933 г., она напрямую предоставила кредит инвестиционным банкам наравне с коммерческими банками.

Теперь ФРС при поддержке  министерства финансов требует передать инвестиционные банки, которые по Закону Гласс-Стигала находятся в ведении Комиссии по ценным бумагам и биржам, под надзор и контроль ФРС. Разработан и обсуждается в комитетах Конгресса новый закон, наделяющий ФРС необходимыми полномочиями, вплоть до права закрывать инвестиционные банки, допустившие кризис ликвидности.

Еще одним важным аспектом нынешнего финансового кризиса  является выступление крупных инвесторов из стран Азии и Ближнего Востока  в качестве спасителей крупнейших американских и европейских банков, понесших крупные потери и критически нуждающихся в дополнительных поступлениях финансовых ресурсов в больших размерах. В роли главных инвесторов выступили китайские власти, которые к концу 2007 г. через госфонд и китайский банк CITIC уже стали совладельцами Морган Стенли и Бир Стирнс, а ЮБС получил миллиардные инвестиции от правительства Сингапура.

В конечном счете, преодоление  кризиса ликвидности американскими  и европейскими банками во многом стало возможным благодаря финансовой глобализации. За период до начала июня 2008 г. было привлечено пострадавшими банками 285 млрд. долл. в общей сложности при оценке общей величины потерь в размере 390 млрд. долл. на эту дату.

Привлечение финансовых ресурсов из стран Азии и Ближнего Востока крупнейшими мировыми банками продемонстрировало потенциал мирового финансового рынка и его способность решать проблемы эффективного размещения денежных ресурсов, в том числе в условиях возникновения кризисных явлений в том или ином регионе мира. Вместе с тем, примечательно то обстоятельство, что финансовые инвесторы предпочитают стать акционерами, нежели кредитовать банки, попавшие в трудные условия. Это отражает еще один аспект финансовой глобализации - интернационализацию собственности и контроля над крупнейшими мировыми финансовыми институтами, пользуясь кризисом ликвидности.

Фактически речь идет о новой и в некоторой степени  специфической форме интернационализации  капитала, когда владельцы свободных  денежных ресурсов, находящиеся далеко от главных центров мировой экономики, предлагают попавшим в критическую ситуацию крупнейшим мировым банкам продать им часть своего бизнеса и на таких условиях дают им деньги. Этот факт говорит о том, что решение проблем, порожденных современным финансовым кризисом, связано с дальнейшим развитием финансовой глобализации.

Говоря о политике по преодолению ипотечного кризиса  в США, нельзя пройти мимо программы  Администрации Буша, в соответствии с которой в дополнение к мерам  ФРС, были приняты решения выделить деньги непосредственно бедным слоям населения, пострадавшим от кризиса. Кроме этого, пакет мер включал налоговые льготы для бизнеса. Также обсуждались возможности выкупить просроченные обязательства добросовестных бедных заемщиков, возместить им потери из-за падения рыночных цен на дома, выступающие предметом их залога. Принятие каких-либо из этих мер и их реализация требуют значительного времени. Ясно, что в год выборов Администрация Буша не может оставить пострадавших заемщиков без содействия со стороны государства.

По оценкам специалистов, к середине 2008 г. финансовая составляющая кризиса стала выдыхаться. Хотя от крупных банков еще поступали сведения о потерях, число пострадавших банков уже сводилось к единицам, и размеры потерь были сравнительно невелики.

Но другая составляющая кризиса только начала проявляться  в полную силу. Речь идет о фактической  стагнации экономики в США  и в ряде стран ЕС. Будет ли она длительной, перерастет ли в более глубокий экономический кризис - это вопросы, которые вышли на передний план мировой политики на ближайшее время.

Обсуждение указанных вопросов на саммите G8 свидетельствует о том, что в ближайший год-два проблемы мирового экономического развития останутся в центре внимания глав государств и правительств, деловых кругов, аналитиков и широкой общественности [12, с.108-118].

Итак, исследовав особенности циклического развития в  экономике США, как в прошлом, так и в настоящем, можно с уверенностью утверждать то, что циклические процессы являются неотъемлемой частью экономики данной страны, что ярче всего отражается через их взаимосвязь с кризисами.

Конечно, ввиду более  полного понимания макроэкономики крайне маловероятно, что еще одна Великая депрессия разорит страну. Однако нынешний мировой финансовый кризис все же пошатнул мировые рынки, а также продемонстрировал важность и необходимость многостороннего сотрудничества и совместного решения возникающих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  циклического развития в экономике Республики Беларусь: кризис переходного периода и его последствия

Необходимо отметить, что исследования экономических  циклов на примере стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь, практически не проводились. Объектами изучения цикличности были в основном страны с развитой экономикой, что в первую очередь объясняется доступностью большого объема статистической информации. К тому же такие страны, как США, Великобритания, Франция, имеют развитые научные школы, которые на протяжении нескольких десятилетий передают результаты своих исследований последующим поколениям. Республика Беларусь с этой точки зрения имеет специфику, которая не позволяет провести глубокое изучение природы циклических колебаний. Это объясняется, во-первых, небольшим историческим периодом ее  существования как суверенного государства, а во-вторых, отсутствием или невозможностью получения многих финансово-экономических показателей [4, с.15].

Особенностью переходного периода является то, что в экономике остаются элементы старой командно-административной системы и появляются элементы рыночного регулирования. Эти элементы не отличаются презентативностью и порой представляют собой симбиоз недостатков обеих систем. В этой связи переходная экономика является уникальным примером для исследования, так как содержит в себе индивидуальные особенности, которые усиливаются и ярко проявляются на отдельных фазах экономического цикла.

Находясь долгое время в одной экономической системе, страны СНГ в начале 1990-х гг. стали на свой путь перехода к рыночной экономике. Разрыв экономических и торговых связей привел к фазе спада общеэкономического цикла. В 1996 г. цикл достиг своего основания и изменил направление, однако во многом в связи с финансовым кризисом в России, который распространился и на другие страны, в 1998 г. вновь было отмечено падение. И только в последующие периоды началась фаза подъема экономического цикла.

Таким образом, 1998 г. можно принять за нижнюю точку экономического цикла стран СНГ, в том числе и Беларуси, с учетом нестандартности финансового кризиса, с которым впервые столкнулись страны с переходной экономикой [14, с.89-92].

Фактически ни одной  стране из известной трансформационной группы не удалось избежать значительного снижения объемов национального производства. Это обстоятельство подтверждает объективную обусловленность кризисного спада в переходный период. В большинстве стран кризисный спад составил примерно 20-30% от ВВП и продолжался 2-3 года. В Беларуси кризисный спад производства имел место до июля 1996 года и составил примерно 35% от уровня 1991 г. По итогам 1996 г. прирост ВВП впервые официально составил 3%.

Информация о работе Цикличность как содержание макроэкономического развития