До появления центральных
банков его функции выполняла
государственная казна. Операции, являющиеся
прерогативой коммерческих банков, до
их возникновения осуществлялись ростовщиками,
менялами, нотариусами, ломбардами.
В рамках командно-административной
экономики банковская система является
одноуровневой: коммерческие банки
запрещены; государственный банк единолично
осуществляет соответствующие банковские
функции.
- История Центрального Банка РФ
Государственный
банк Российской Империи был
основан в 1860г. в процессе
реорганизации российской банковской
системы. Его создание происходило
в условиях вступления России
в капитализм, и было первой из “великих
реформ”, проведенных в стране Императором
Александром II. Значительное государственное
вмешательство в развитие экономики, вызванное
особенностями экономического развития
России, обусловило генезис Государственного
банка как органа экономической политики
правительства.
Государственный
банк являлся банком краткосрочного
коммерческого кредита и согласно
уставу был учрежден “для оживления
торговых оборотов и упрочения
денежной кредитной системы”. В
его функции входили учет векселей
и других срочных правительственных
и общественных процентных бумаг
и иностранных тратт, покупка
и продажа золота и серебра,
получение платежей по векселям
и другим срочным денежным
документам в счет доверителей,
прием вкладов, выдача ссуд
и покупка государственных бумаг
за свой счет.
С начала 80-х годов
XIX века Госбанк готовил денежную
реформу, которая началась в
1895 г. и закончилась в 1898 г.
введением в России золотого
монометаллизма. В ходе этой же
реформы Госбанк получил эмиссионное
право.
Во время первой
мировой войны деятельность Госбанка
была направлена в основном
на ее финансирование. Большая
часть его активов накануне
Октябрьской революции 1917г. состояла
из обязательств казначейства
и ссуд под процентные бумаги.
Золотой запас банка за это
время сократился с 1604 млн.
руб. (на 16 июня 1914г.) до 1101 млн. руб. (на
8 октября 1917г.). История дореволюционного
Государственного банка закончилась
7 ноября 1917 года. С этого момента началась
история Государственного банка советского
типа.
7 ноября 1917г. большевики
захватили здание Государственного
банка в Петрограде, но прошло
еще два месяца, прежде чем
они стали реально контролировать
работу банка. Утром 27 декабря
были захвачены Петроградские коммерческие
банки, а вечером того же дня ВЦИК принял
Декрет о национализации банков. В соответствии
с этим декретом в стране была введена
государственная монополия на банковское
дело. Частные кредитные учреждения были
национализированы и слиты с Государственным
банком, который месяц спустя стал называться
Народным банком Российской Республики
(позднее Народным банком РСФСР).
Основной задачей
банка была эмиссия бумажных
денег. С осени 1918 г. Народный
банк, находившийся в составе
Наркомфина, стал финансировать
народное хозяйство и заниматься
сметно-бюджетной работой. Внедрение
в период проведения политики
военного коммунизма безденежных
расчетов между государственными
предприятиями и учреждениями
привело к тому, что банк прекратил
осуществление кредитных операций.
Функции банка как расчетного
центра также были сведены
к минимуму, поскольку все расчеты
велись с госбюджетом в порядке
сметного финансирования предприятий
и их доходы зачислялись на
счета бюджета. Таким образом,
в течение двух лет изменилась
сама сущность Народного банка.
Из банка он трансформировался
в орган, который наряду с
финансовыми органами обслуживал
в основном бюджетные операции.
Функционирование двух параллельных
структур было нецелесообразным.
Более того, само существование
учреждения под названием Народный
банк противоречило идее безденежного
хозяйства, которое в то время
пытались построить большевики.
В результате 19 января 1920г. Народный
банк РСФСР был упразднен. Незначительное
количество сохранившихся банковских
операций стало осуществлять
Центральное бюджетно-расчетное
управление Наркомфина.
В условиях проведения
новой экономической политики
постановлениями ВЦИК и СНК
соответственно от 3 и 10 октября
1921г. банк был восстановлен
под названием Государственный
банк РСФСР. Он начал свои
операции 16 ноября 1921года. В 1923г.
Государственный банк РСФСР был
преобразован в Государственный
банк СССР.
Согласно Положению
о Государственном банке РСФСР, принятому
ВЦИК 13 октября 1921г., он являлся хозяйственной
организацией, созданной "с целью способствовать
кредитом и прочими банковскими операциями
развитию промышленности, сельского хозяйства
и товарооборота, а также с целью концентрации
денежных оборотов и проведения других
мер, направленных к установлению правильного
денежного обращения". Он имел право
предоставлять кредиты промышленным и
торговым предприятиям различных форм
собственности, а также сельским хозяйствам
и кустарям только” при условии обеспеченности
их и экономической целесообразности”.
Госбанк находился в составе Наркомата
финансов и подчинялся непосредственно
Наркому финансов.
В ноябре 1921г. Госбанку
было предоставлено монопольное
право на проведении операций
с валютой и валютными ценностями.
Он должен был также устанавливать
официальный курс на драгоценные
металлы и иностранную валюту,
регулируя разрешенные в 1922г.
частные сделки по купле-продаже
на бирже золота, серебра, иностранной
валюты, а также чеков и векселей,
выписанных в иностранной валюте.
11 октября 1922г.
Государственному банку было
предоставлено право выпуска
в обращение червонцев банковских
билетов, и он превратился в
эмиссионный центр. С началом
эмиссии червонцев началась денежная
реформа, в результате которой
была прекращена галопирующая
послевоенная инфляция.
В период Нэпа
практиковались такие виды банковского
кредита, как учет векселей, ссуды
до востребования со специальных
текущих счетов, обеспеченных векселями,
а также срочные ссуды под
залог векселей. В дополнение
к этим кредитам банк спустя
три года после своего создания
стал осуществлять прямое целевое
кредитование. В октябре 1924г. был
впервые составлен сводный кредитный
план Госбанка по всем конторам.
В результате проведенной
в 1925г. реформы кассового устройства
Государственного казначейства
произошло объединение денежной
наличности Госбанка и Наркомфина.
Во второй половине
20-х годов функции и направления
деятельности Госбанка коренным
образом изменились. Это было
связано в основном с ускоренными
темпами проведения индустриализации,
которые требовали крупных вливаний
в тяжелую промышленность в
течение короткого времени.
Проведение индустриализации
в СССР традиционными путями,
т.е. за счет накопления денежных
средств внутри страны и внешних
займов, было невозможно. У населения
необходимые накопления отсутствовали,
а займы не могли быть осуществлены
ни по экономическим (мировой
экономический кризис), ни по политическим
причинам. В результате индустриализация
в стране проводилась за счет
эмиссионного финансирования. Поиск
способа, который позволил бы
государству в наиболее простой
форме перераспределять денежные
средства между секторами экономики,
продолжался в течение всего
периода свертывания Нэпа.
В июне 1927г. в
связи с усилением регламентации
движения краткосрочных капиталов
на Госбанк была возложена
обязанность непосредственного
оперативного руководства всей
кредитной системой при сохранении
общего регулирования ее деятельности
за Наркоматом финансов. Госбанк
должен был наблюдать за деятельностью
остальных кредитных учреждений
в соответствии с правительственными
директивами в области кредитной
политики. Спецбанки должны были
хранить свободные средства и
кредитоваться только в Госбанке,
которому предоставлялось право
участвовать в их советах и
ревизионных органах. Кроме того,
Госбанк должен был увеличить
свою долю в акционерных капиталах
спецбанков.
В феврале 1928г.
в связи с реорганизацией банковской
системы в Госбанке начал сосредоточиваться
основной объем операций по
краткосрочному кредитованию. При
этом в его ведение перешла
большая часть филиалов акционерных
банков, которые стали играть
вспомогательную роль в кредитовании
хозяйства. Операции по долгосрочному
кредитованию осуществлялись в основном
в специально созданном Банке долгосрочного
кредитования промышленности и электрохозяйства
(БДК), Центральном банке коммунального
хозяйства и жилищного строительства
(Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном
банке (ЦСХбанке).
В августе 1928г.
на Госбанк была возложена
обязанность кассового исполнения
госбюджета, что позволило сосредоточить
в нем кассовые операции социалистического
хозяйства.
В июне 1929г. был
принят первый Устав Госбанка,
согласно которому банк являлся
органом регулирования денежного
обращения и краткосрочного кредитования
в соответствии с общим планом
развития народного хозяйства
СССР.
В январе 1930г. в
связи с ликвидацией взаимного
коммерческого кредита все операции
по прямому краткосрочному кредитованию
стали осуществляться в Госбанке.
Все Спецбанки превратились в банки
долгосрочных вложений, а сеть их отделений
была ликвидирована. Свои операции Спецбанки
должны были осуществлять через филиалы
Госбанка.
В марте 1931г.
были определены функции Госбанка
как единого банка краткосрочного
кредитования, расчетного и кассового
центра хозяйства.
В мае 1932г. были
окончательно разграничены функции
между Госбанком и банками
долгосрочных вложений (Промбанком,
Сельхозбанком, Всекобанком и
Цекомбанком).
В результате кредитной
реформы деятельность Госбанка
окончательно утратила коммерческий
характер, и сформировались основные
функции Госбанка советского
типа - плановое кредитование хозяйства,
организация денежного обращения
и расчетов, кассовое исполнение
государственного бюджета и осуществление
международных расчетов. Одновременно
сложилась структура кредитной
системы, просуществовавшая с
небольшими модификациями 55 лет.
В дальнейшем совершенствование
деятельности Госбанка сводилось
к внедрению новых форм планового
кредитования хозяйства и банковских
расчетов, а также методов контроля
над расходованием средств на
выплату заработной платы (80% налично-денежного
оборота) и сбором торговой
выручки.
В 1933г. Госбанк
провел ряд мероприятий по
ускорению расчетов, улучшению учета,
совершенствованию организации
документооборота и усилению
внутри банковского контроля. Была
перестроена номенклатура статей
баланса Госбанка: они стали группироваться
по ведомственному признаку, что
сделало баланс сопоставимым
с кредитным планом. Был также
осуществлен переход к децентрализованной
квитовке меж филиальных оборотов
при сохранении общего контроля
в центре.
В 1939г. Госбанк начал
осуществление инкассации наличных денег.
В декабре 1949г.
был принят второй Устав Госбанка.
В апреле 1959г. в
связи с реорганизацией кредитной
системы Госбанку была передана
часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка
и коммунальных банков. C 1960г. Госбанк
начал составлять планы кредитования
долгосрочных вложений.
В мае 1961г. была
проведена деноминация и девальвация
рубля. Новые денежные знаки были обменены
на старые в соотношении 1: 10. Одновременно
золотое содержание рубля было увеличено
всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого
золота.
В октябре 1960г.
был принят третий Устав Госбанка,
а с 1963г. в ведение Госбанка были переданы
государственные трудовые сберегательные
кассы.
В 1965-1969гг. в ходе проведения
хозяйственной реформы в деятельности
Госбанка произошли изменения, связанные
с кредитованием и расчетами, с планированием
и регулированием денежного обращения,
финансированием капиталовложений и организацией
сберегательного дела. Основными видами
кредитования промышленности стали кредитование
по обороту материальных ценностей и затрат
на заработную плату и по простым ссудным
счетам.
В июле 1987г. в
связи c реорганизацией кредитной системы,
в результате которой были образованы
новые Спецбанки (Внешэкономбанк СССР,
Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и
Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять
функции главного банка страны. На него
возлагалась разработка сводного кредитного
плана и планов распределения ресурсов
и кредитных вложений по всем банкам.
В сентябре 1988г.
был утвержден четвертый Устав
Госбанка СССР, в соответствии
с которым он являлся главным
банком страны, единым эмиссионным
центром, организатором кредитных
и расчетных отношений в народном
хозяйстве.
С марта 1989г. в связи
с переходом спецбанков на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование на Госбанк
была возложена обязанность доводить
до них контрольные цифры по объему кредитных
ресурсов, размеру привлеченных средств
населения, объему поступлений и платежей
в иностранной валюте по банковским операциям.