Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка России.
Задачи данной курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты центрального Банка страны;
• изучить его историю;
• сравнить Центральный банк России с Центральными банками других стран;
• изучить организационную структуру и правовой статус Банка России;
• рассмотреть особенности функционирования Центрального Банка России;
• детально изучить денежно-кредитную политику государства.

Оглавление

Введение
1. Центральный Банк страны: теоретические аспекты.
1.1. Понятие банковской системы и центрального банка.
1.2. История Центрального Банка РФ.
1.3. Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США.
2. Особенности функционирования Центрального Банка России.
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России.
2.2. Функции Центрального Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать)

Как правило, на все виды векселей, учитываемые в центральном  банке, распространяются единые учетные  ставки. Однако в некоторых странах  допускаются отклонения от данной практики.

Ломбардные кредиты.

Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком  смысле слова термин «ломбардные  кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под  залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных  средствах. Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности.

В качестве залога обычно применяются  коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации и  другие обязательства, т. е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке.

Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения  должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет  право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в срок, право собственности переходит  к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Ломбардные кредиты предоставляются на платной  основе. Взимаемая за них процентная ставка, как правило, на 1% превышает  официальную учетную ставку центрального банка и изменяется одновременно с ней.

Ломбардные кредиты могут  быть предоставлены на срок от 3 до 30 дней.

Краткосрочные (корректирующие, сроком на 1 или несколько дней) и  среднесрочные кредиты (на 3-4 месяца).

Наибольший удельный вес  в совокупных кредитах рефинансирования имеют краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные  банки предоставляют лишь в том  случае, если коммерческие банки не могут изыскать кредиты на межбанковском  рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться  к экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно  к регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты  получили название корректирующих.

Корректирующие кредиты  становятся наиболее распространенными  в периоды кредитного «голода». Они  предоставляются, как правило, для  корректировки финансового положения  банка, ухудшение которого было обусловлено  резким, непредсказуемым уменьшением  депозитов, либо возникновением временных  трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в  отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские кредиты. Корректирующие кредиты не могут  быть использованы в целях спекулятивных операций или финансирования сомнительных инвестиций. При предоставлении корректирующих кредитов принимаются во внимание такие факторы, как задолженность данного кредитного учреждения по отношению к его суммарным депозитам, особые обстоятельства, оказывающие влияние на его нынешнее финансовое состояние, а также конкретные действия, предпринимавшиеся им с целью получения средств из других источников.

Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для  ежедневной корректировки банковских балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам.

Кредиты более длительного  срока пользования выдаются центральным  банком кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие долгосрочного характера своих активов.

В случае использования сезонных кредитов центрального банка потенциальный  заемщик обязан представить доказательства сезонного характера потребности  в кредитах. При этом часть своих  сезонных потребностей он должен покрыть  за счет собственных ресурсов.

К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании, прежде всего сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных кредитов могут исчисляться несколькими месяцами.

Кредиты более длительного  срока использования выдаются кредитным  институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет зависеть от возможности исправить сложившееся  положение, реальности возврата ссуды  в установленный срок, размера  возможного ущерба вследствие банкротства  данного учреждения.

Этими видами кредита пользуются кредитные учреждения, испытывающие проблемы с ликвидностью продолжительного характера, которые возникают вследствие ухудшения состояния денежного  рынка. К ним относятся кредитные  институты, в структуре активов  которых преобладают долгосрочные требования и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды  повышения процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.

 Проведение  валютной политики.

Центральный банк в большинстве  стран является проводником государственной  валютной политики. Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических  позиций государства, прежде всего  уравновешивание платежного баланса  и устойчивость курса национальной валюты.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

    • регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
    • управление официальными валютными резервами;
    • валютное регулирование и контроль;
    • международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или  иной степени практически все  инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом  связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически  неразделимыми частями экономической  политики государства, имеют тесно  связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением  – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной  политикой и для их обозначения  используется один и тот же термин «монетарная политика».

На различных этапах экономического развития направления валютной политики определяются экономической и политической ситуацией в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного  обращения, а также внешними обязательствами, вытекающими из участия этой страны в международных кредитно-финансовых организациях.

 Политика «дорогих»  и «дешёвых» денег

Основными типами денежно-кредитной  политики выступают:

  1. кредитная экспансия (политика «дешёвых» денег) – политика направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;
  2. кредитная рестрикция (политика «дорогих» денег) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешёвых денег  используется в условиях циклического уменьшения  объёмов производства и растущей безработицы. Центральный  банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учётную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой  государственный банк взыскивает платежи  по кредитам, выданным коммерческим банком). В результате данных мероприятий  включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

  • к росту денежного предложения;
  • к падению ставок коммерческих банков;
  • к росту инвестиционных расходов предприятий;
  • к увеличению реального чистого национального продукта.

 Кредитная экспансия  также приводит к включению  трансмиссии на уровне международных  связей страны. Последовательно  происходит:

  • сокращение спроса на национальную валюту за границей;
  • обесценение национальной валюты;
  • увеличение чистого экспорта.

Политика «дорогих» денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учётную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объём инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном  уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и  сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной  экспансии и рестрикции зависит  от следующих составляющих:

  • от быстроты принятия решений центральным банком (как правило, решение об изменении фискальной политики применяются парламентом и долго обсуждаются);
  • изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной  политики вообще можно считать:

  • увеличение реального ВВП;
  • снижение уровня безработицы;
  • стабилизация цен;
  • достижение устойчивости платёжного баланса.

Девальвация рубля (с августа 2008г. курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является свершившимся фактом. Несмотря на все плюсы и  минусы снижения курса национальной валюты, сбережения населения и средства предприятий претерпели значительные изменения, произошел рост цен на внутреннем рынке, а девальвационные  и инфляционные ожидания остаются на высоком уровне. Большинство усилий российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся  на протяжении пяти лет, в итоге оказались  поглощены двухмесячной девальвацией. Возможность изменения ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России.

За последние двенадцать лет политика "дорогих" денег  проводилась лишь в 1997г. – первой половине 1998г. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса  рубля. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения. Но, правда, известен и итог той политики – системный финансовый кризис.

Напротив, в 2000-х годах  проводилась политика "дешевых" денег. Эта политика реализовывалась  за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних  займов при минимальных ограничительных  действиях государства. В результате политика "дешевых" денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее  время перед правительством РФ и  Центральным банком, следующие:

  • преодоление экономического спада;
  • удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);
  • стабилизация курса рубля и платежного баланса;
  • поддержка уровня жизни населения;
  • ограничение безработицы;
  • стабилизация состояния банковской системы;
  • поддержка кредитования реального сектора.

Реализация перечисленных  задач представляется достаточно противоречивой с точки зрения выбора денежной и  экономической политики. Дополнительными  факторами, воздействующими на выбор  неких оптимальных пропорций, являются следующие.

В денежной политике

В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, ЦБ РФ практически  не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало  свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально  изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике  своими ставками рефинансирования.

В экономической политике

Любое решение по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и  т. д. связано как с нехваткой  квалифицированных кадров, так и  с "человеческим фактором". В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных  рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной  деятельности.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки  стабильного обменного курса  рубля и сокращения спроса на иностранную  валюту, а так же удержания и  снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и  правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия  от реализации такой политики могут  быть разными.

Позитивные последствия:

  • стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Информация о работе Центральный банк РФ