Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка России.
Задачи данной курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты центрального Банка страны;
• изучить его историю;
• сравнить Центральный банк России с Центральными банками других стран;
• изучить организационную структуру и правовой статус Банка России;
• рассмотреть особенности функционирования Центрального Банка России;
• детально изучить денежно-кредитную политику государства.

Оглавление

Введение
1. Центральный Банк страны: теоретические аспекты.
1.1. Понятие банковской системы и центрального банка.
1.2. История Центрального Банка РФ.
1.3. Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США.
2. Особенности функционирования Центрального Банка России.
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России.
2.2. Функции Центрального Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать)

Негативные последствия:

  • сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • снижение устойчивости банковской системы;
  • ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009г. сохранить  курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность  снизить разрыв между кредитами  и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики  в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий  смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и  об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег  как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной  степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с  использованием целевых государственных  программ.

В качестве примера можно  привести машиностроительный комплекс, фактически — локомотив роста  промышленности России в последние  годы, развивающегося на инновациях и  стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного  комплекса делают исключительно  важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий  и текущей производственной деятельности — как кредитными ресурсами, так  и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег  в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для  снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями  данной политики могут стать:

  • минимизация спада производства;
  • поддержка уровня занятости;
  • стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • сохранение угрозы девальвации рубля;
  • высокие риски ускорения инфляции;
  • консервация структурных диспропорций.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками  предложения денег будут эмиссионное  рефинансирование банковской системы  и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что  представляет высокие риски для  финансовой стабильности.

Основными задачами экономической  политики являются преодоление финансового  кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются  отсутствием эффективных государственных  институтов и кадров, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает  государство).

Политика "дорогих" денег  предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию и связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем, именно выбор направлений поддержки реального сектора осложняется институциональным и кадровым кризисом.

Политика "дешевых" денег  включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без  селекции их эффективности (как это  наблюдалось в 2006–2007 гг.), что консервирует накопившиеся за годы экономического роста проблемы и диспропорции. Политика "дешевых" денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и  контроля за расходованием государственных ресурсов. Основной угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика "дешевых" денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежания инфляционного "перегрева" необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовать избыточную ликвидность.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и антикризисных мер  в ближайшие месяцы, поскольку  будет определять стоимость денег, предоставляемых банковской системе  и российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в  значительной степени ориентирована  на доходность вложений, маржу и  риски, то реальный сектор — на рентабельность бизнеса, а население — на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости  денег для институциональных  агентов представляют собой важнейшее  противоречие процентной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Центральный банк является ключевым звеном во всей банковской системе  страны. Он осуществляет монопольный  выпуск денег, является банком банков, банкиром Правительства, главным расчётным  центром страны и органом регулирования  экономики денежно-кредитными методами. Все вышеперечисленное и является функциями Банка России. Его статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности определены законом «О Центральном банке  РФ (Банке России)» от 10.07.2002.

Центральный банк России интересуют в первую очередь состояние и  устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность  государственного регулирования банковской деятельности.

В современном мире Центральный  банк России является ключевым элементом  финансово-кредитной системы страны. Он выступает проводником денежно-кредитной  политики, которая призвана воздействовать на валютный курс, процентные ставки, общий  объем ликвидности банковской системы  и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позволяет добиться стабильности экономического роста, снизить уровень  безработицы и инфляции. А в  результате проводимых Центральным  банком операций на открытом рынке  изменяется объём собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности  и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение  стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Кроме того, Центральный  банк России проводит прямой и целостный  контроль и надзор за деятельностью  коммерческих банков России. Это делается для того, чтобы обеспечить  устойчивость отдельных банков и банковской системы  в целом.

Таким образом, правильное выполнение функций Банка России имеет огромное значение для нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. – СПб.:Изд. «Литера»,1998.
  2. Бюллетень банковской статистики, 2004, №8
  3. Банковское дело. Учебник (под ред. доктора экономических наук, профессора Г.Г. Коробовой) – Москва, Юристъ, 2002г.
  4. «Банковское дело»/ Колесников В.И., Кроливецкая Л.П./ - Москва, Финансы и статистика, 2003г.
  5. Экономика (под ред. Булатова А.С.) – Москва, Юристъ, 1999.  – С. 462-464.
  6. Основы экономической теории (О.В. Корниенко), Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – С. 224-236.
  7. Банковское дело (под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П.) – Москва, Финансы и статистика, 1997г.
  8. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: [учебник по экономическим специальностям и направлениям]/под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; Моск. Гос. Ин-т. Междунар. Отношений МИД РФ. 5-е изд., испр., доп. и перераб. Киров: АСА, 2005 - 831с.
  9. "Банковское обозрение", № 4/6, апрель 2009г.
  10. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - М.:Питер, 2004.
  11. Закон РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР". -М., 1990.
  12. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ под ред. Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
  13. [Электронный ресурс] www.cbr.ru (открытый)
  14. Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела, М., 2006
  15. Жуков Е.Ф. Банковское дело, М., 2006
  16. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - Консультант плюс.
  17. Банки и банковское дело / под ред. И.Т. Балабанова. - СПб.: «Питер», 2001.
  18. "Банковское обозрение", № 4/6, апрель 2009г.
  19. Макроэкономика /Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р./ - М.: Питер, 2004. – С. 170.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Центральный банк РФ