Денежно-кредитная
политика ЦБ представляет собой
совокупность мероприятий, направленных
на изменение денежной массы
в обращении, объема кредитов,
уровня процентных ставок и
других показателей денежного
обращения и рынка ссудных
капиталов. Ее цель регулирование
экономики посредством воздействия
на состояние совокупного денежного
оборота, он включает в себя
наличную денежную массу в
обращении и безналичные деньги,
находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная
политика ЦБ направлена либо
на стимулирование денежно-кредитной
эмиссии - кредитная экспансия
(оживление конъюнктуры в условиях
падения производства), либо на ограничение
денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических
подъемов кредитная рестрикция (экономическая
теория Кейнса).
Рефинансирование
коммерческих банков, т.е. предоставление
им заимствований в случаях,
когда они испытывают временные
финансовые трудности. Цель рефинансирования
- воздействие на состояние денежно-кредитной
сферы. Выполняя функцию рефинансирования,
ЦБ выступает в качестве банка
банков.
Кредиты рефинансирования
предоставляются только устойчивым
банкам, испытывающим временные
финансовые трудности, и различаются
в зависимости от: формы обеспечения
(учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые
кредиты и кредиты, предоставляемые
на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные
- на 3-4 мес. и краткосрочные - на
1 день или несколько дней); целевого
характера (корректирующие кредиты
и продленные сезонные кредиты).
Банк России является
органом банковского регулирования
и надзора за деятельностью
кредитных организаций.
Регулирование кредитных
организаций - это система мер,
посредством которых государство
через ЦБ обеспечивает стабильное
и безопасное функционирование
банков, предотвращает дестабилизирующие
процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью
банков проводится с целью
обеспечения устойчивости отдельных
банков и предусматривает целостный
и непрерывный надзор за осуществлением
банком своей деятельности в
соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского
регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы,
защита интересов вкладчиков
и кредиторов. Банк России не
вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
При осуществлении
функции надзора и контроля
над деятельностью коммерческих
банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций
Банк России может устанавливать
им обязательные нормативы:
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
- предельный размер не денежной части уставного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- нормативы ликвидности кредитной организации;
- нормативы достаточности капитала;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- размеры валютного, процентного и иных рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления
своих функций в области банковского
надзора и регулирования ЦБ
проводит проверки кредитных
организаций и их филиалов, направляет
им обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных
в их деятельности нарушений и применяет
предусмотренные законом санкции по отношению
к нарушителям.
В случае нарушения
кредитной организацией федеральных
законов, нормативных актов и
предписаний Банка России, непредставления
информации, представления неполной
или недостоверной информации
ЦБ имеет право требовать от
кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать
штраф в размере до одной
десятой процента от размера
минимального уставного капитала
либо ограничивать проведение
отдельных операций на срок
до шести месяцев.
В случае невыполнения
в установленный срок предписаний
об устранении нарушений, а
также в случае, если эти нарушения
или совершаемые кредитной организацией
операции создали реальную угрозу
интересам кредиторов (вкладчиков),
Банк России вправе:
- взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
- потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий
по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения
структуры активов;
б) замены руководителей
кредитной организации;
в) реорганизации кредитной
организации;
- изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
- ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
- назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
- отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Являясь
по своему статусу финансовым
агентом правительства, ЦБ осуществляет
операции по размещению и погашению
государственного долга, кассовому
исполнению бюджета, ведению текущих
счетов правительства, надзору
за хранением, выпуском и изъятием
из обращения монет и казначейских
билетов, а также переводу валютных
средств при осуществлении расчетов правительства
с другими странами.
Важная роль ЦБ
в решении таких проблем, как
предоставление кредитов на покрытие
государственных расходов и дефицита
государственного бюджета, соответствует
его функции кредитора государства.
Основная форма государственных
заимствований, используемых на
цели финансирования государственных
расходов и государственного
бюджета государственные займы.
Государственные
займы используются для покрытия
бюджетных дефицитов государства
посредством аккумуляции временно
свободных денежных средств физических
и юридических лиц, предоставляются
на определенный срок на условиях
выплаты дохода и оформляются
удостоверяющими долговыми обязательствами
в бумажной или безбумажной
форме.
Выполняя функцию
финансового агента правительства,
ЦБ осуществляет кассовое исполнение
бюджета прием, хранение и выдачу
государственных бюджетных средств,
ведение учета и отчетности. В
основу кассового исполнения
бюджета положен принцип единства
кассы, т.е. все мобилизованные
государственные доходы направляются
на единый счет министерства
финансов в ЦБ, с которого черпаются
средства для осуществления государственных
расходов, таким образом, ЦБ выступает
кассиром правительства.
Единство кассы
предоставляет министерству финансов
возможность осуществлять постоянный
контроль над поступлением средств
на его счет и за движением
кассовой наличности; обеспечивает
централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование
доходов и расходов каждого
из бюджетов (федерального, местного),
образующих в совокупности бюджетную
систему страны; позволяет проводить операции
по кассовому исполнению бюджета на всей
территории страны. Осуществление кассового
исполнения центральным банком дает возможность
отделить функции распоряжения бюджетными
средствами и распорядителя кредитами,
которые выполняют финансовые органы,
от функции приема, выдачи, хранения этих
средств, которые входят в компетенцию
ЦБ. В результате создаются необходимые
условия для контроля над целевым использованием
бюджетных средств.
2.3. Денежно-кредитная политика
государства
Основные
задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного
регулирования.
Денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое ЦБ, является одним
из элементов экономической политики
государства и представляет собой
совокупность мероприятий, направленных
на изменение денежной массы в
обращении, объема кредитов, уровня процентных
ставок и других показателей денежного
обращения и рынка ссудных
капиталов. Оно нацелено на достижение
стабильного экономического роста,
низкого уровня инфляции и безработицы.
В законах о центральных банках
особо подчеркивается их ответственность
за стабильность денежного обращения
и курса национальной валюты.
Денежно-кредитная политика
более быстрая и гибкая по сравнению с
фискальной, обладает слабой зависимостью
от политического давления, но в то же
время она лишь косвенно влияет на коммерческие
банки.
Являясь посредником между
государством и банковской системой
страны, ЦБ призван регулировать денежные
и кредитные потоки с помощью
определенных инструментов. Использование
различных видов инструментов варьируется
в зависимости от направленности
экономической политики страны, степени
открытости ее экономики, сложившихся
традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в распоряжении
ЦБ инструменты денежно-кредитного
регулирования различаются по непосредственным
объектам воздействия (предложение
денег и спрос на деньги), по своей
форме (прямые и косвенные), по характеру
параметров, устанавливаемых в ходе
регулирования (количественные и качественные),
по срокам воздействия (краткосрочные
и долгосрочные). Все эти методы
используются в единой системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных
целей денежно-кредитная политика центрального
банка направлена либо на стимулирование
кредитной эмиссии (кредитная экспансия),
либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).
Посредством проведения кредитной экспансии
центральные банки преследуют цели подъема
производства и оживления конъюнктуры;
при помощи кредитной рестрикции они пытаются
предотвратить «перегрев» конъюнктуры,
наблюдаемый в периоды экономических
подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной
политики реализуются с помощью специфических
методов.
По форме инструменты
денежно-кредитного регулирования
разделяются на административные (прямые)
и рыночные (косвенные). Административными
являются инструменты, имеющие форму
директив, предписаний, инструкций, исходящих
от центрального банка и направленные
на ограничения сферы деятельности
кредитного института. Они занимают
определенное место в практике центральных
банков развитых стран, а также получили
широкое применение в развивающихся
государствах. Под инструментами
рыночного характера подразумеваются
способы воздействия центрального
банка на денежно-кредитную сферу
посредством формирования определенных
условий на денежном рынке и рынке
капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты
отличаются большей гибкостью по
сравнению с административными,
но результаты их применения не всегда
адекватны намеченной цели. Тем не
менее, в настоящее время отмечается отход
центральных банков развитых стран от
прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров,
устанавливаемых в процессе воздействия
центрального банка на денежную сферу,
инструменты денежно-кредитного регулирования
разделяются на количественные и
качественные. Посредством использования
количественных методов оказывается
влияние на состояние кредитных
возможностей банков, а, следовательно,
и на денежное обращение в целом. Качественные
инструменты представляют собой вариант
прямого регулирования качественного
параметра рынка, а именно – стоимости
банковских кредитов.
По срокам воздействия
инструменты денежно-кредитного регулирования
разделяются на долгосрочные и краткосрочные
в соответствии с задачами реализации
ближайших и перспективных целей
денежно-кредитной политики. Под
долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной
политики подразумеваются те задачи
центрального банка, реализация которых
может осуществляться от 1 года до нескольких
десятилетий. К краткосрочным относятся
инструменты воздействия, с помощью которых
достигаются промежуточные цели денежно-кредитной
политики.