Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка России.
Задачи данной курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты центрального Банка страны;
• изучить его историю;
• сравнить Центральный банк России с Центральными банками других стран;
• изучить организационную структуру и правовой статус Банка России;
• рассмотреть особенности функционирования Центрального Банка России;
• детально изучить денежно-кредитную политику государства.

Оглавление

Введение
1. Центральный Банк страны: теоретические аспекты.
1.1. Понятие банковской системы и центрального банка.
1.2. История Центрального Банка РФ.
1.3. Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США.
2. Особенности функционирования Центрального Банка России.
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России.
2.2. Функции Центрального Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать)

      Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой  совокупность мероприятий, направленных  на изменение денежной массы  в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Ее цель регулирование  экономики посредством воздействия  на состояние совокупного денежного  оборота, он включает в себя  наличную денежную массу в  обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

   Денежно-кредитная  политика ЦБ направлена либо  на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии - кредитная экспансия  (оживление конъюнктуры в условиях  падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).

   Рефинансирование  коммерческих банков, т.е. предоставление  им заимствований в случаях,  когда они испытывают временные  финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной  сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка  банков.

   Кредиты рефинансирования  предоставляются только устойчивым  банкам, испытывающим временные  финансовые трудности, и различаются  в зависимости от: формы обеспечения  (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые  кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные  - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого  характера (корректирующие кредиты  и продленные сезонные кредиты).

   Банк России является  органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью  кредитных организаций. 

   Регулирование кредитных  организаций - это система мер,  посредством которых государство  через ЦБ обеспечивает стабильное  и безопасное функционирование  банков, предотвращает дестабилизирующие  процессы в банковском секторе. 

   Контроль над деятельностью  банков проводится с целью  обеспечения устойчивости отдельных  банков и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за осуществлением  банком своей деятельности в  соответствии с действующим законодательством. 

   Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы,  защита интересов вкладчиков  и кредиторов. Банк России не  вмешивается в оперативную деятельность  кредитных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными  законами.

   При осуществлении  функции надзора и контроля  над деятельностью коммерческих  банков Банк России:

  • устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
  • регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

   В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы: 

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  • предельный размер не денежной части уставного капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • нормативы ликвидности кредитной организации;
  • нормативы достаточности капитала;
  • максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  • размеры валютного, процентного и иных рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;
  • нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

   Для осуществления  своих функций в области банковского  надзора и регулирования ЦБ  проводит проверки кредитных  организаций и их филиалов, направляет  им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

   В случае нарушения  кредитной организацией федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний Банка России, непредставления  информации, представления неполной  или недостоверной информации  ЦБ имеет право требовать от  кредитной организации устранения  выявленных нарушений, взыскивать  штраф в размере до одной  десятой процента от размера  минимального уставного капитала  либо ограничивать проведение  отдельных операций на срок  до шести месяцев. 

   В случае невыполнения  в установленный срок предписаний  об устранении нарушений, а  также в случае, если эти нарушения  или совершаемые кредитной организацией  операции создали реальную угрозу  интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  1. взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;
  2. потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий  по финансовому оздоровлению кредитной  организации, в том числе изменения  структуры активов;

б) замены руководителей  кредитной организации;

в) реорганизации кредитной  организации;

  1. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
  2. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
  3. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
  4. отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

      Являясь  по своему статусу финансовым  агентом правительства, ЦБ осуществляет  операции по размещению и погашению  государственного долга, кассовому  исполнению бюджета, ведению текущих  счетов правительства, надзору  за хранением, выпуском и изъятием  из обращения монет и казначейских  билетов, а также переводу валютных  средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

   Важная роль ЦБ  в решении таких проблем, как  предоставление кредитов на покрытие  государственных расходов и дефицита  государственного бюджета, соответствует  его функции кредитора государства.  Основная форма государственных  заимствований, используемых на  цели финансирования государственных  расходов и государственного  бюджета государственные займы. 

   Государственные  займы используются для покрытия  бюджетных дефицитов государства  посредством аккумуляции временно  свободных денежных средств физических  и юридических лиц, предоставляются  на определенный срок на условиях  выплаты дохода и оформляются  удостоверяющими долговыми обязательствами  в бумажной или безбумажной  форме. 

   Выполняя функцию  финансового агента правительства,  ЦБ осуществляет кассовое исполнение  бюджета прием, хранение и выдачу  государственных бюджетных средств,  ведение учета и отчетности. В  основу кассового исполнения  бюджета положен принцип единства  кассы, т.е. все мобилизованные  государственные доходы направляются  на единый счет министерства  финансов в ЦБ, с которого черпаются  средства для осуществления государственных  расходов, таким образом, ЦБ выступает  кассиром правительства. 

   Единство кассы  предоставляет министерству финансов  возможность осуществлять постоянный  контроль над поступлением средств  на его счет и за движением  кассовой наличности; обеспечивает  централизацию государственных  бюджетных средств и балансирование  доходов и расходов каждого  из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

2.3.  Денежно-кредитная политика государства

Основные  задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое ЦБ, является одним  из элементов экономической политики государства и представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банках особо подчеркивается их ответственность  за стабильность денежного обращения  и курса национальной валюты.

Денежно-кредитная политика более быстрая и гибкая по сравнению с фискальной, обладает слабой зависимостью от политического давления, но в то же время она лишь косвенно влияет на коммерческие банки.

Являясь посредником между  государством и банковской системой страны, ЦБ призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. Использование  различных видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги), по своей  форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные  и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов. Оба эти направления денежно-кредитной политики реализуются с помощью специфических методов.

По форме инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными  являются инструменты, имеющие форму  директив, предписаний, инструкций, исходящих  от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных  банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся  государствах. Под инструментами  рыночного характера подразумеваются  способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу  посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке  капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты  отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия  центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные и  качественные. Посредством использования  количественных методов оказывается  влияние на состояние кредитных  возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно – стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей  денежно-кредитной политики. Под  долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной  политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых  может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Информация о работе Центральный банк РФ