Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка России.
Задачи данной курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты центрального Банка страны;
• изучить его историю;
• сравнить Центральный банк России с Центральными банками других стран;
• изучить организационную структуру и правовой статус Банка России;
• рассмотреть особенности функционирования Центрального Банка России;
• детально изучить денежно-кредитную политику государства.

Оглавление

Введение
1. Центральный Банк страны: теоретические аспекты.
1.1. Понятие банковской системы и центрального банка.
1.2. История Центрального Банка РФ.
1.3. Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США.
2. Особенности функционирования Центрального Банка России.
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России.
2.2. Функции Центрального Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать)

   В январе 1990г. Госбанку  был передан Сберегательный банк  СССР.

   13 июля 1990г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

   2 декабря 1990г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон  о Центральном банке РСФСР  (Банке России), согласно которому  Банк России являлся юридическим  лицом, главным банком РСФСР  и был подотчетен Верховному  Совету РСФСР. В законе были  определены функции банка в  области организации денежного  обращения, денежно-кредитного регулирования,  внешнеэкономической деятельности  и регулирования деятельности  акционерных и кооперативных  банков.

   В декабре 1990г.  были приняты Законы “О Государственном  банке СССР” и “О банках  и банковской деятельности”.  В соответствии с ними Госбанк  СССР вместе с учреждаемыми  в это время на базе республиканских  контор банка национальными банками  должен был создать единую  систему центральных банков, основанную  на общей денежной единице  (рубле) и выполняющую функции  резервной системы. 

   В июне 1991г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

   Период с июля 1990г. до декабря 1991г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

   В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

   20 декабря 1991г.  Государственный банк СССР был  упразднен и все его активы  и пассивы, а также имущество  на территории РСФСР переданы  Центральному банку РСФСР (Банку  России).

В течение 1991-1992гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном и валютном рынке, устанавливать и публиковать  официальные котировки иностранных  валют по отношению к рублю.

   С декабря 1992г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

   Свои функции, определенные  Конституцией Российской Федерации  (ст. 75) и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) " (ст. 22), банк осуществляет  независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  федерации и органов местного  самоуправления.

   В 1992-1995гг. в порядке  поддержания стабильности банковской  системы Банк России создал  систему надзора и инспектирования  коммерческих банков, а также  систему валютного регулирования  и валютного контроля. В качестве  агента Министерства финансов  Банк России организовал рынок  государственных ценных бумаг  (ГКО) и стал принимать участие  в его функционировании.

   С 1995г. Банк России  прекратил использование прямых  кредитов для финансирования  дефицита федерального бюджета  и перестал предоставлять целевые  централизованные кредиты отраслям  экономики. 

 

    1.  Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США. 

Американская банковская система имеет ряд особенностей. Функции центрального банка в  США выполняет Федеральная резервная  система (ФРС), основанная в 1913 году. Целями образования ФРС были создание здорового  экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

По своей структуре  ФРС – довольно сложная конструкция. Важнейшую роль в ней выполняют  три основных звена: Совет управляющих  ФРС; федеральные резервные банки; банки – члены ФРС. В настоящее  время в ФРС входят 12 федеральных  резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых  они расположены. Помимо этого банками  – членами ФРС являются около 6000 коммерческих банков. Наблюдается  тенденция к большей централизации  ФРС, но это, как считают американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

Для выполнения своей главной  задачи – способствовать поддержанию  благоприятных экономических условий  в стране – ФРС обладает рядом  средств воздействия на состояние  банковского кредита и денежного  обращения. Объект непосредственного  воздействия всего комплекса  средств ФРС – банковские резервы. Федеральные резервные банки  являются держателями депозитов  банков-членов. Эти депозиты – основная часть всех определённых законом  резервов банков – членов ФРС. Увеличение или сокращение резервов, обусловленное  использованием ФРС того или иного  метода денежно кредитного регулирования, оказывает либо стимулирующее, либо сдерживающее воздействие на экономические  процессы. Проводится политика кредитной  экспансии или политика кредитной  рестрикции.

Федеральная резервная система  США независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и финансирует  свою деятельность за счет доходов  от операций и прибыли от эмиссии  денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам –  членам ФРС ежегодно передает в государственную  казну от 15 до 20 миллиардов долларов. Независимость ФРС выражается в  том, что президент США не имеет  права отдать ей какой-либо приказ или  сместить её управляющих.

Итак, по закону каждый банк – член ФРС должен определенную долю привлеченных средств держать  в форме бездоходных резервов частью в виде наличных денег, частью – в виде депозита в федеральном  резервном банке своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать  резервы (кроме штата Иллинойс), но, во-первых, нормы резервов в разных штатах разные в соответствии с местным  законодательством, во-вторых, этим банкам резервы нередко разрешается  держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных  государственных ценных бумаг и  др.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать в ФРС, либо выходят из нее. Это подтверждает вывод о том, что в США нет  единой государственной политики регулирования  банковской деятельности.

Центральный банк России и  Федеральная резервная система  США как центральные банки  государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В  качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных  систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. Но какие функции не возлагались бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

По мнению Макконнелла и Брю, Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

- хранит вклады банков  и сберегательных учреждений, которые  называются резервами;

- обеспечивает механизм  инкассации чеков;

- выступает в роли фискального  агента федерального правительства;

- наряду с Федеральной  корпорацией по страхованию депозитов  и контролером денежного обращения  осуществляет надзор за деятельностью  входящих в нее банков;

- несет ответственность,  в конечном счете, за контроль  над предложением денег.

При этом многие авторы называют последнюю функцию самой главной.

Сравнивая список функций  Центральных Банков Российской Федерации  и США, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов  банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между  функциями Банка России и ФРС  США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций.  Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а Банк России контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между  функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия.

Но основной функцией и  ФРС США и Банка России является регулирование денежного обращения  в соответствии с потребностями  экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

- изменение учетной ставки;

- операции на открытом  рынке;

- изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует  свою кредитно-денежную политику, но и  содействует коммерческим банкам в  поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности  своевременно выполнить свои обязательства  перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

Таким образом, Банк России и Федеральная Резервная Система  США как центральные банки  государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования  денежного обращения, являются главным  звеном денежно-кредитных систем стран; среди функций ЦБР и ФРС  США есть общие функции (и механизмы  их реализации) центральных банков, но есть и специфические, связанные  с различием экономической и  политической ситуации в странах, с  их историческим развитием.

 

  1. Особенности функционирования Центрального Банка РФ
    1. Правовой статус и организационная структура Банка России.

Организационная структура  Банка России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

   В систему Банка  России входят центральный аппарат,  территориальные учреждения расчетно-кассовые  центры, вычислительные центры, полевые  учреждения, учебные заведения и  другие предприятия, учреждения  и организации, в том числе  подразделения безопасности и  Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления  деятельности банка. 

   Органы управления  Банком России.

   Высшим органом  Банка России является Совет  директоров - коллегиальный орган,  определяющий основные направления  деятельности Банка России и  осуществляющий руководство и  управление Банком России.

   Совет директоров  выполняет следующие функции: 

1) во взаимодействии с  Правительством РФ разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой  отчет Банка России и представляет  его Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает  смету расходов Банка России  на очередной год, а также  произведенные расходы, не предусмотренные  в смете; 

4) определяет структуру  Банка России;

5) принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций; о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в международных организациях; об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования резервов кредитными организациями;

   6) утверждает внутреннюю  структуру Банка России;

   7) определяет условия  допуска иностранного капитала  в банковскую систему Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами.

2.2. Функции Центрального  Банка России

  • осуществление монопольной эмиссии банкнот;
  • проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора;
  • функция финансового агента правительства.

   За Банком России  как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии наличных денег, организация  их обращения и изъятия из  обращения на территории Российской  Федерации. 

   Совет директоров  принимает решение о выпуске  в обращение новых банкнот  и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.

   В целях организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации  на Банк России возлагаются  следующие функции: прогнозирование  и организация производства, перевозка  и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег  для кредитных организаций; установление  признаков платежеспособности денежных  знаков и порядка замены поврежденных  банкнот и монеты, а также их  уничтожения; определение порядка  ведения кассовых операций.

Информация о работе Центральный банк РФ