Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка России.
Задачи данной курсовой работы:
• рассмотреть теоретические аспекты центрального Банка страны;
• изучить его историю;
• сравнить Центральный банк России с Центральными банками других стран;
• изучить организационную структуру и правовой статус Банка России;
• рассмотреть особенности функционирования Центрального Банка России;
• детально изучить денежно-кредитную политику государства.

Оглавление

Введение
1. Центральный Банк страны: теоретические аспекты.
1.1. Понятие банковской системы и центрального банка.
1.2. История Центрального Банка РФ.
1.3. Государственные банки и банковские системы экономически развитых стран: Федеральная Резервная Система США.
2. Особенности функционирования Центрального Банка России.
2.1. Правовой статус и организационная структура Банка России.
2.2. Функции Центрального Банка России.
2.3. Денежно-кредитная политика государства.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать)

Основными инструментами  денежно-кредитного регулирования: установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной  ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал  инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные  банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничение  и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования  зависит, прежде всего, от задач, которые  решает центральный банк на том, или ином этапе экономического развития.

Процентная политика ЦБ РФ

Практически во всех странах  мира коммерческие банки прибегают  к кредитным средствам центральных  банков, которые предоставляются  под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая  центральными банками в операциях  с коммерческими банками по учету  краткосрочных государственных  облигаций и переучету коммерческих векселей и других отвечающих требованиям  центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной  ставкой. Иными словами, официальная  учетная ставка – это плата, взимаемая  центральным банком при покупке  у коммерческих банков ценных бумаг  до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную  учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческими  банками. Чем выше уровень официальной  учетной ставки, тем выше стоимость  кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования  качественного параметра денежного  рынка – стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляций  с официальной учетной ставкой  центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной  учетной ставки влечет за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как  со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны  небанковских кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости  ценных бумаг. Понижение официальной  учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается  их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная  политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных  институтов посредством изменений  стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние  на экономику страны в целом. Изменение  официальных ставок играет роль сигнала  для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало политики кредитной рестрикции, снижение – кредитной экспансии.

Как правило, в законах  о центральном банке предусмотрена  лишь сама возможность установления нижних и верхних границ официальной  учетной ставки и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи  с этим центральный банк полностью  автономен в своих действиях  и может исходить из сложившейся  на данный момент обстановки в экономике  и денежно-кредитной сфере. Как  следует из практики центральных  банков зарубежных стран, официальная  учетная ставка может колебаться в пределах – от 5 до 15%.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно  используется в условиях нарушения  равновесия платежного баланса и  обострения валютных кризисов.

 Политика резервных  требований.

Это механизм регулирования  общей ликвидности банковской системы.

Одним из наиболее активно  применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования  являются резервные требования в  отношении обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы –  это обязательная норма вкладов  коммерческих банков в центральном  банке. Посредством изменения нормы  минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень  ликвидности коммерческих банков. Повышение  норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими  банками для выдачи кредитов. В  результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной  экспансии) увеличивает возможности  расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса  национальной валюты и уровня рыночного  процента.

Норма минимальных резервных  требований устанавливается в законодательном  порядке.

Механизм применения резервных  требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов  коммерческих банков на уровне, устанавливаемом  как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц – подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется  двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет  возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер – этот механизм используется в США и Франции. Существуют также  возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как  правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего  расчетного периода и периода  хранения. Как правило, нормы резервных  требований определяются на основании  предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды – до одного дня – способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.

Политика установления минимальных  резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

 

 Операции на  открытом рынке.

Операции на открытом рынке  представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг. Объект этих операций – так называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно  обязательства казначейства и государственных  корпораций, промышленных компаний и  банков, а также векселя, учитываемые  центральным банком.

Операции на открытом рынке  – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной  политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а, следовательно, и на экономику.

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политики кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских  счетах, открытых этими банками в  ЦБ, уменьшают на сумму купленных  бумаг. Соответственно уменьшаются  их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к  сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке  ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) ЦБ зачисляет  соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки.

Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для  регулирования процентных ставок и  курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции ЦБ с векселями (казначейскими  и коммерческими) краткосрочными государственными облигациями. Покупка – продажа  краткосрочных бумаг ведет к  изменению спроса и предложения, а значит курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие  на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством  регулирования долгосрочных процентных ставок служит операции ЦБ с долгосрочными  государственными обязательствами. Покупка  таких обязательств ЦБ вызывает повышение  их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической возможности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций ЦБ на открытом рынке вызывается падение их курса и повышение доходности облигаций, а, следовательно, и долгосрочных процентных ставок.

Операции центрального банка  на открытом рынке предполагают использование  различных технических процедур. Они различаются в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа  или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные – до 3 месяцев – и долгосрочные – от 1 года и более – операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») – операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. При сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом.

 Рефинансирование  кредитно-банковских институтов.

Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным  банком использовалась исключительно  для оказания воздействия на состояние  денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней инстанции  и стали выполнять функции  банка банков. Кредитно-банковские институты, испытывающие временные  финансовые затруднения, получили возможность  обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств и  в результате использования заимствований  у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения  истощенных резервов. Однако доступ к  этим кредитам не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят  от ряда факторов, и прежде всего  от состояния денежно-кредитной  сферы страны, финансового положения  кредитополучателя.

Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты (в отдельных  странах – и небанковские кредитные  учреждения). Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя  вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь после получения  заключения аудиторской фирмы о  финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими  право учреждений на обращение в  центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма  их организации, но и уровень платежеспособности.

Кредиты рефинансирования, предоставляемые ЦБ, различаются  в зависимости от:

    • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
      • сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца);
    • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы);
    • целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные кредиты.

Учетные (дисконтные) карты  – это ссуды, предоставляемые  центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными  словами, учетные кредиты выдаются центральным банком посредством  покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

Центральные банки предъявляют  к векселям, представляемым к учету, определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия  и характера поручительства и  т.д. К переучету в центральных  банках допускаются только векселя, имеющие поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает предъявляемым  требованиям.

В зависимости от имеющихся  у центрального банка задач в  области денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо повышается. При повышении  уровня лимита расширяется объем  учетных кредитов. В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся  расширить использование учетных  кредитов как менее дорогостоящих  по сравнению с ломбардными кредитами.

Повышая уровень лимита, центральные банки стремятся  выровнять финансовые потери, возникающие  в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные  ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежной массы. Поэтому повышение  уровня кредитного лимита не означает проведение центральным банком экспансионистской  денежно-кредитной политики, а интерпретируется как «техническое» регулирование  банковской ликвидности.

Информация о работе Центральный банк РФ