Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики в 2008 – 2009 годах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность, причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
1.2. Методы измерения инфляции
1.3. Антиинфляционная политика государства
ГЛАВА 2. МЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В 2011-2012 ГОДАХ
3.1. Анализ инфляции 2011-2012 годов
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2011-2012 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 557.00 Кб (Скачать)

Наконец нельзя не отметить традиционно классическую причину инфляции. Современное денежное обращение осуществляется бумажными знаками, прервавшими всякую связь с золотом. В эпоху «золотых денег» их избыток преодолевался «уходом» золота из сферы обращения в сферу накопления, оно становилось сокровищем. В отличие от золотых денег, бумажным просто некуда уйти: сфера обращения их единственная обитель. Рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен. За внедрение бумажных денег человечеству приходится расплачиваться.

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных  факторов этого процесса зависит  от конкретных экономических условий.

Многообразием причин инфляции объясняется и разнообразие ее последствий. Небольшие ее темпы содействуют временному оживлению рыночной конъюнктуры, а по мере углубления она превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Высокие темпы  роста общего уровня цен дезорганизуют  хозяйство, наносят серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. В результате неравномерного роста цен усиливаются диспропорции между отраслями экономики, искажается структура потребительского спроса, цена перестает быть объективным информационным сигналом для предпринимателя и потребителя.

Во время  инфляции активизируется бегство от денег к товарам, возрождается бартер. Инфляция обесценивает все виды поступлений денег домохозяйствам, предприятиям и государству, а также сбережения. Потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит, одновременно кто-то выигрывает. В нарушенном хозяйственном механизме падает реальная зарплата, растет безработица, а вместе с ними социальная напряженность.

 

1.2. Методы измерения инфляции

 

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления [3].

Он измеряет отношение  стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

ИПЦ является одним из важнейших  показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

Расчет ИПЦ – достаточно сложная задача. Необходимо составить  систему классификации всех товаров и умело проводить их группировки по определенным признакам.

Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса [3]:

                                                              (1.1)

где:

- сводный индекс потребительских  цен и тарифов по группе  товаров (услуг);

 - доля расходов домашних хозяйств на приобретение товара (услуги) - представителя (вес базисного периода);

 – индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю отчетного месяца к декабрю предыдущего года;

– текущий период;

 – предыдущий период;

n – количество товаров (услуг).

В России Федеральная  служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен еженедельно [28] в разрезе субъектов и по Российской Федерации в целом. Также размещается информация о динамике ИПЦ в зарубежных странах.

В качестве иллюстрации  приведем данные об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах  в январе – марте 2009 года (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Индексы потребительских  цен, % [28]

Наименование  государства

К предыдущему  месяцу

Март 2009г.

в % к

декабрю 2008г

январь

февраль

март

1

2

3

4

5

Австрия 

99,4

100,5

100,3

100,1

Беларусь 

104,1

101,2

100,6

106,1

Беларусь 

104,1

101,2

100,6

106,1

Бельгия 

98,1

102,3

99,4

99,8

Болгария 

100,4

100,4

99,7

100,5

Бразилия 

100,5

100,6

100,2

101,2

Венгрия 

100,7

100,8

100,5

102,0

Германия 

99,4

100,7

99,8

99,9

Греция 

99,5

98,9

102,0

100,3

Ирландия 

99,2

100,2

100,1

99,4

Испания 

98,7

100,0

100,2

98,9

Италия 

98,3

100,2

101,2

99,7

Казахстан 

100,3

100,8

100,8

102,0

Канада 

99,7

100,7

100,2

100,6

Кипр 

97,7

100,0

101,4

99,0

Люксембург

98,9

101,8

99,9

100,5

Мальта 

97,8

100,8

101,5

100,1

Россия

102,4

101,7

101,3

105,4

Словакия 

100,3

100,0

99,7

100,1

США 

100,4

100,5

100,2

101,2

Украина 

102,9

101,5

101,4

105,9

Эстония 

99,4

99,6

99,5

98,5




 

В марте 2009 г. среди рассматриваемых стран наибольшее увеличение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем было отмечено в Греции – на 2,0%, на Мальте, Кипре и в Украине – на 1,4 – 1,5%. С начала года потребительские товары и услуги более всего подорожали в Беларуси – на 6,1% и в Украине – на 5,9%.

Снижение потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем наблюдалось в Бельгии, Болгарии, Германии, Люксембурге, Словакии, Эстонии (на 0,1 – 0,6%), по сравнению с декабрем 2008г. – в Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, на Кипре, в Португалии, Эстонии.

В России цены на товары и услуги возросли за месяц  на 1,3%, по сравнению с декабрем 2008г. – на 5,4%

Помимо индекса  потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

Индекс цен  производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение  в цене на группы одинаковых товаров.

Паритет покупательной  способности национальной валюты и  изменение курса валют.

Индекс Пааше – показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

 

1.3. Антиинфляционная политика государства

 

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разнообразных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

- сокращение инфляционного потенциала;

- предсказуемость динамики инфляции;

- снижение темпов инфляции;

- стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается  активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

а) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

б) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

в) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

г) Валютное регулирование. Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

д) Таргетирование инфляции – установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Монетарные методы воздействия  на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства