Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия.
Изучить механизмы антиинфляционного регулирования и методы борьбы с инфляцией.
Провести анализ инфляции в России с целью определения причин данного явления и выявления особенностей борьбы с ней.
Раскрыть цели и инструменты антиинфляционной политики в 2008 – 2009 годах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность, причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
1.2. Методы измерения инфляции
1.3. Антиинфляционная политика государства
ГЛАВА 2. МЕРЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В 2011-2012 ГОДАХ
3.1. Анализ инфляции 2011-2012 годов
3.2. Направления антиинфляционной политики на 2011-2012 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 557.00 Кб (Скачать)

Однако положение  России в глобальной системе, несмотря на отдельные преимущества, все-таки имеет свои существенные слабые места, которые сейчас правительство и прикрывает. Российский рубль как валюта, несмотря на все усилия по его укреплению, которые предпринимало государство в последние 2 года, по-прежнему проигрывает в глазах российских граждан (не говоря уже об иностранных инвесторах) по степени надежности доллару, евро, иене и ряду других валют. Поэтому подражание другим странам в насыщении рынка собственной валютой для стимулирования спроса могло бы привести к роковым последствиям для экономики. Ведь в условиях высокой неопределенности большая часть полученных рублей пойдет не на потребление, а будет переводиться в валюту, вызывая тем самым неконтролируемую девальвацию рубля и катастрофические дисбалансы в экономической системе. Вместо этого правительство выбрало контролируемую девальвацию, о которой речь пойдет ниже, а также повышение резервной ставки в качестве сдерживающего инструмента.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что российское правительство в создавшейся ситуации делает правильные шаги. Нельзя наполнять экономику деньгами, если они все равно большей частью будут утекать либо в валютные активы внутри страны, либо за рубеж. Во-первых, правительство демонстрирует контроль над процентными ставками и инфляцией. Во-вторых, России необходимо укрепление надежности банковской системы, склонной к «коммерческому освоению» государственных средств.

Оценка влияния  фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

Политика  таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке, которые проводятся в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленном на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины. Банк России последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики рублевой стоимости бивалютной корзины [24].

Ослабление  рубля. Датой включения данного инструмента в экономику можно считать 11 ноября 2011 г., когда председателем ЦБ РФ было озвучено решение о расширении валютного коридора на 30 коп. Изначально было понятно, что данное расширение вряд ли будет последним. В результате за пять неполных месяцев, начиная с указанной даты, рубль по отношению к доллару подешевел на 40% – в начале марта 2012 г. доллар стоил уже более 36 руб., что весьма существенно по сравнению с уровнем начала сентября, когда его цена составляла 25,87 руб. Укрепление рубля в течение последних двух лет производилось с целью регулирования уровня инфляции, в результате чего валютный паритет не был естественным, и большинство аналитиков считают рубль переоцененным. Вынужденное «освобождение» национальной валюты пришлось на неспокойные времена, и этот факт не может не сыграть свою роль в дальнейшем развитии ситуации.

Положительные факторы: девальвация не будет сильной, и ничего подобного тому, что было в 1998 г., не произойдет. Девальвация необходима для экономии золотовалютных резервов, которые потребуются на инвестиционные цели для ускорения восстановления экономики в начальный период роста. Кроме этого, в 2012 – 2013 гг. с большой долей вероятности цена на нефть начнет расти (в мае 2012 года такая тенденция уже наметилась). Вместе с общим ростом экономики начнет укрепляться и рубль, что окажет дополнительное положительное воздействие на ожидания участников рынка.

Ожидаемые и возможные действия правительства:

1. Снижение экспортных пошлин на нефть. Это движение необходимо при условии сохраняющихся относительно низких цен на нефть, динамика которых обещает быть столь же сдержанной еще в течение долгого периода. Государство будет вынуждено пойти навстречу основной ВВП-образующей отрасли, чтобы вывести ее на уровень минимальной прибыли в ожидании более благоприятных времен.

2. Ослабление  налоговой нагрузки на экономику.  От государства ждут, в частности,  снижения налога на добавленную  стоимость. Однако этот шаг маловероятен в ближайшем будущем, так как таяние золотовалютных резервов вкупе с отсутствием доходов в бюджет от продажи нефти не позволит государству снизить и без того скромные бюджетные поступления. Среди возможных действий – послабления по налоговому контролю (налоговые каникулы) или снижение налога на прибыль, в том числе и НДФЛ. Однако такой ход приведет лишь к символическим преимуществам, поскольку в условиях кризиса прибыль участников рынка минимальна либо отрицательна. И только осенью, после того как «дно» будет пройдено, при условии постепенного роста цен на нефть, мероприятия по снижению НДС, возможно, будут частично осуществлены (снижение до уровня 15%). Это может стать мощным дополнительным трамплином для выхода российской экономики из кризиса.

3. Повышение  бюджетных зарплат и пенсий. Не  исключено, что в период кризиса это будет осуществлено дважды. Первый раз – весной, когда повышение тарифов на услуги естественных монополий и значительная безработица вызовут наиболее сильную волну беспокойства среди населения. Второй раз это может произойти в конце года. С одной стороны, это будет инструментом более смелого вливания денег в экономику на фоне наметившегося роста, а с другой – компенсацией инфляции, которая во второй половине года достигнет своего максимума.

4. Снижение резервной  ставки. Уровень ставки рефинансирования  к концу года может снизиться до 9 – 10%. При соблюдении последовательной политики и благоприятном стечении внешних обстоятельств (в первую очередь увеличения цен на нефть) российская экономика начнет раскачиваться раньше остальных, и это снизит риск утечки капитала, а положительная разница между российскими ставками и ставками других стран должна начать заново привлекать иностранный капитал в нашу страну.

5. Применение  других инструментов повышения  ликвидности, в том числе эмитирование  денежных знаков. Эти действия также будут предприниматься во второй половине 2012 г. В этот период инфляция будет признана как меньшее из зол, производство начнет медленно расти, правительство перестанет опасаться наполнять экономику ликвидностью.

В 2013 г. ожидается существенный рост инфляции. Недостаток денежной массы в первом полугодии окажет сдерживающее воздействие на рост цен, которые будут вести себя как в годы, непосредственно предшествовавшие кризису (2003 – 2007 гг.). Зато во втором полугодии, когда участники рынка активизируются и пустят часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно «похудевшие» зарплаты, дальнейший рост цен продолжится. По итогам года инфляция вполне возможна на уровне 15,2 – 15,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В завершение можно сделать вывод, что инфляция – это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Инфляция чревата  рядом крайне неприятных для общества последствий. Так, происходит перераспределение  доходов в пользу предприятий-монополистов, финансовых структур, теневой экономики и т. д. При этом больше всего выигрывают должники, в том числе государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные расходы выпуском необеспеченных денег. К последствиям инфляции относится и разрушение нормальных социально-экономических связей, включая отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным для страны явлением становится и возникающая в это время инфляционная психология – ситуация, когда люди, уверенные, что инфляция будет продолжаться, предпринимают соответствующие меры: запасают товары впрок, требуют опережающего роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товара. Инфляция отрицательно влияет на экономический рост страны и рациональность использования ею своих ресурсов, т. к. сокращаются инвестиции (вложения капитала) в производство, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту.

Отметим также  ряд особенностей современной инфляции.

Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику  одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер.

Во-вторых, инфляция в разных странах развивается  разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства по регулированию экономики.

В-третьих, современная  инфляция носит не эпизодический, а  непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь сколько-нибудь значительно даже в периоды экономических кризисов.

Проанализировав в данной работе понятие, причины возникновения инфляции и особенности инфляционных процессов в России, мы пришли к выводу, что инфляционные процессы в России имеют характерные национальные особенности, связанные со спецификой исторического развития государства. Следует заметить, что большинство негативных явлений, связанных с высокой инфляцией, вызваны неправильным набором инструментов борьбы с инфляцией, применяемых правительством в те или иные периоды. Примечательно, что в последние годы «арсенал» расширяется и имеются уже некоторые положительные сдвиги. Тем не менее, уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Не мог не оказать влияния на ситуацию в финансовом секторе России и глобальный финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, который повернул наметившийся тренд по снижению уровня инфляции в нашей стране в противоположную сторону.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26.11.2008 № 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1993 № 842 «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции».
  3. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».
  4. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2008 № Д03-751 «О мерах по снижению уровня инфляции».
  5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2005 № 05-07-05/7 «Информация об инфляции с 1992 по 2004 год».
  6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год (одобрены Советом директоров Банка России 18.06.2010 г.).
  7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2010 и 2011 годов (одобрены Советом директоров Банка России 17.10.2011 г.).
  8. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб. - М.: Росстат, 2011.  - 847 с.
  9. Россия в цифрах. 2010. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2010. - 494 с.
  10. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). - М.: Инфра-М, 2011. - 640 с.
  11. Габидулин М. Проблемы антиинфляционного регулирования в России // Бухгалтерия и банки. - 2011. - № 1.- КонсультантПлюс.
  12. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки.- М.: ЮНИТИ, 2009. - 783 с.
  13. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Курс лекций / http://www.aup.ru/books/m63.
  14. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит.- 2009. - № 4.- С.42 – 49.
  15. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. - 2006.- № 5.- С.15 – 16.
  16. Марьясин М.Ш. Еще раз об инфляции и подходах к ее измерению // Банковское дело. - 2012. - № 1. - С.24 – 27.
  17. Николаев И.А. Единая государственная денежно-кредитная политика на 2011 год: оценка реалистичности // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2010. - № 10.- КонсультантПлюс.
  18. Николаев И.А. Инфляция-2011: факторы роста // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2011. - № 2.- КонсультантПлюс.
  19. Николаев И.А. Инфляция: ожидаемое отступление // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2010. - № 11.- КонсультантПлюс.
  20. Николаева Л.А, Черная И.П. Экономическая теория. - Владивосток: ВГУЭС, 2010.- 227 с.
  21. Никольская В. Что год грядущий нам готовит? // Консультант. - 2012. - № 3.- КонсультантПлюс.
  22. Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России // Деньги и кредит. - 2009. - № 10. - С.15 – 22.
  23. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И.Лученок, О.Л.Шулейко, О.И.Румянцева, М.В.Маркусенко и др. - Мн.: Право и экономика, 2009.- 178 с.
  24. Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы // Управление в кредитной организации. - 2011. - № 6.- КонсультантПлюс.
  25. Экономическая теория: электронный учебник //http://el.tfi.uz/ru/et/gl17.html.
  26. Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2011. - № 11.- КонсультантПлюс.
  27. Официальный сайт Центрального банка России: http://www.cbr.ru.
  28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1 – Инфляция спроса и инфляция издержек в российской экономике [28]

 

Показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ИПЦ

939,9

315,1

231,3

121,8

111,0

184,4

136,5

120,2

118,6

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

111,9

113,3

Индекс цен  производителей

1087

335,0

280,0

125,6

107,5

119,4

170,7

131,9

108,3

117,7

112,5

128,8

113,4

110,4

125,1

93,0

 

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Инфляция издержек

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 1 – ИПЦ на отдельные группы и виды услуг, % [28]

 

 

Приложение 3

 

Таблица 1 – Индексы потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров, % [28]

 

Приложение 4

 

Таблица 1 –  Индексы потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров, % [28]

Информация о работе Антиинфляционная политика государства