Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ антиинфляции ,особенностей российской и мировой антиинфляционной политики государства.
Обозначенная цель структурируется в решении следующих основных задач:
- рассмотреть сущность, причины и методы измерения антиинфляции;
- выявить виды антиинфляции и механизм их действия;
- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;
- проанализировать антиинфляционную политику в России;
- наметить способ эффективной антиинфляционной политики.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Антиинфляционная политика……………………………………………………..4
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………....4
1.2 Виды антиинфляционной политики…………………………………………..5
2. Антиинфляционная стратегия и тактика………………………………………...12
2.1 Антиинфляционная стратегия………………………………………………...12
2.2 Антиинфляционная тактика…………………………………………………..17
3. Анализ антиинфляционной государственной политики……………………….20
3.1 Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства…20
3.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики…………..26
Заключение…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………......35
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н.ПРЯНИШНИКОВА
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: экономическая теория
На тему: Антиинфляционная политика государства
Выполнил: студент факультета заочного
обучения по специальности «Экономика и
управление на предприятии
(в оценке недвижимости)
Агафонова Юлия Владимировна
Шифр: Эну – 3934
Руководитель: Маркова Т.В.
Пермь - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Антиинфляционная политика……………………………………………………..
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………....4
1.2 Виды антиинфляционной политики…………………………………………..5
2. Антиинфляционная стратегия и тактика………………………………………...12
2.1 Антиинфляционная стратегия………………………………………………...
2.2 Антиинфляционная тактика…………………………………………………..17
3. Анализ антиинфляционной государственной политики……………………….20
3.1 Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства…20
3.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики…………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Инфляцию следует считать серьезнейшей социальной проблемой современного развития экономики во многих странах мира. Поэтому вопрос о разработке эффективных методов борьбы с постоянным ростом цен стоит очень остро. Этот факт и определяет актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования служит экономическая политика государства, предметом - экономическое явление – антиинфляция.
Целью курсовой работы является комплексный анализ антиинфляции ,особенностей российской и мировой антиинфляционной политики государства.
Обозначенная цель структурируется в решении следующих основных задач:
- рассмотреть сущность, причины и методы измерения антиинфляции;
- выявить виды антиинфляции и механизм их действия;
- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;
- проанализировать антиинфляционную политику в России;
- наметить способ эффективной антиинфляционной политики.
Курсовая работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения, список использованной литературы. В первой главе представлены теоретические понятия и виды инфляции, цели и задачи в современной экономике. Вторая глава представляет собой рассмотрение антиинфляционной стратегии и тактики. Третья глава описывает анализ антиинфляционной политики в России и в мировой практике.
1. Антиинфляционная Политика.
1.1 Понятие, Цели и Задачи Антиинфляционной политики.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.
В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.[1]
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
1.2 Виды Антиинфляционной политики.
Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:
1. Фискальная политика
2. Кредитно-денежная политика.
3. Монетаризм
4. Гипотеза естественного уровня
5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Методы фискальной политики:
Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.
Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.
Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.
Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.[2]
В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.
На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
Повышение нормы процента.
Уменьшение уровня реального объема производства.
Понижение уровня цен.
Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более высокая процентная ставка возросший спрос на национальную валюту за границей стоимость национальной валюты повышается чистый экспорт сокращается сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):
MV = PQ,
где М - предложение денег,
V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;
P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;
Q - физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.