Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Победить инфляцию, уничтожить ее невозможно в современных условиях, так как нельзя ликвидировать факторы, порождающие ее: бюджетный дефицит, диспропорции в хозяйстве, монополизм в экономике, инфляционные ожидания населения, неуправляемые перемещения спекулятивных капиталов между странами. Однако уровень инфляции в стране можно сделать контролируемым, управляемым. Это является целью антиинфляционной политики государства.
В настоящей работе мною будут рассмотрены социально–экономические последствия инфляции и основные методы антиинфляционной политики государства, а также особенности антиинфляционной политики в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Социально-экономические последствия инфляции…………….…………...4
2) Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики…………………………………………………………………….....…..7
3) Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе………………………………………………….………………...…………13
Практикум………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Социально-экономические последствия инфляции…………….…………...4
  2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики…………………………………………………………………….....…..7
  3. Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе………………………………………………….………………...…………13

Практикум………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  литературы………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Термин  «инфляция» (от лат. Inflation – вздувание) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны             1861–1865г.г., и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. В XIX веке он употребляется уже в Великобритании и во Франции. В экономической литературе XX века он получил широкое распространение после 1–ой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.

    Инфляция  – это процесс переполнения каналов  обращения денежной массой сверх  потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и общий длительный рост товарных цен.

    Однако  такое определение инфляции нельзя считать исчерпывающим. Инфляция является сложным социально – экономическим  явлением, которое возникает в  результате появления диспропорций воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики многих стран мира.

    Победить  инфляцию, уничтожить ее невозможно в  современных условиях, так как  нельзя ликвидировать факторы, порождающие ее: бюджетный дефицит, диспропорции в хозяйстве, монополизм в экономике, инфляционные ожидания населения, неуправляемые перемещения спекулятивных капиталов между странами. Однако уровень инфляции в стране можно сделать контролируемым, управляемым. Это является целью антиинфляционной политики государства.

    В настоящей работе мною будут рассмотрены социально–экономические последствия инфляции и основные методы антиинфляционной политики государства, а также особенности антиинфляционной политики в России. 
 

    Социально-экономические  последствия инфляции 

    Термин  «социальные» стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение  доходов и богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не индексированны, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода, которое происходит по различным направлениям:

  1. между разными сферами производства регионами, в силу неравномерного роста цен;
  2. между населением и государством, т.к. последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в той экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, т.к. в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения этот процесс происходит по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая же индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;
  3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

    Поскольку большая часть благ, входящий в  потребительский набор, относится  к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Склонная же к сбережению большей части своих доходов высокообеспеченная часть населения теряет лишь их сберегаемую часть. Их текущее потребление при этом не только не страдает, но может и возрастать.

    Инфляция  особенно опасна для тех категорий  населения, которые получают фиксированные  доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и др. Именно у этих слоёв населения  преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

    Инфляция  также перераспределяет доходы между  дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым (получателям ссуды) за счёт вторых (ссудодателей) при условии, конечно, что договора о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен.

    Воздействие инфляции на производство  носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит. Более того, её сокращение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она может даже вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок расширению производства. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Она поражает его центральное звено – систему цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Направленное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

    Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40%и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже  в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции. Эти утверждения подтверждаются исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в странах, которые придерживались разных моделей экономической политики. Причём их число составляло от 76 до 140, т.е. это – большинство стран современного мира.

    Инфляционные  процессы подрывают также стимулы  роста экономики на базе НТП. Так  как внедрение в производство новой техники обходится всё дороже, для предпринимателя выгоднее использовать устаревшее, но более дешёвое оборудование, а также старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с з/п, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

    Наблюдается общее замедление экономической  активности. Неопределённые перспективы  развития, отсутствие необходимой достоверности  в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

    Набирает  силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

    Выше  были перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеют место  и внешние. Обесценение денег  внутри страны приводит и к их обесценению  по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

    Наибольший  вред национальной экономике приносит гиперинфляция. По мере её разворачивания государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять  свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твёрдой иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация всего национального хозяйства, появляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы имеют своим итогом приход к власти тоталитарных режимов.

    Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определённую экономическую (антиинфляционную) политику. 
 

Монетаристские  и кейнсианские методы

антиинфляционной  политики

    

    Инфляция  – явление макроэкономическое. Именно поэтому борьба с ней должна вестись  на уровне всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом.

    Антиинфляционные  меры можно применять лишь к открытой инфляции, подавленная же не поддается  лечению, так как ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после  этого бороться с ней. Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить ее полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, можно лишь сделать ее управляемой, а ее уровень –  умеренным. Такова цель антиинфляционной политики.

    Так как инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, то достичь относительной макроэкономической стабильности можно путем регулирования либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.

    Эволюция  рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

    В 30–х годах, когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Суть концепции Кейнса заключалась в следующем:

  • ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состояла в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг;
  • это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства;
  • это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского), либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы.

    Теория  Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство государства.

    Кейнс выступал с критикой, так называемого  закона Сэя, который разделялся многими  экономистами. Ж. Б. Сэй считал, что  производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос  на товары, само исключает общее  перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства