Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ антиинфляции ,особенностей российской и мировой антиинфляционной политики государства.
Обозначенная цель структурируется в решении следующих основных задач:
- рассмотреть сущность, причины и методы измерения антиинфляции;
- выявить виды антиинфляции и механизм их действия;
- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;
- проанализировать антиинфляционную политику в России;
- наметить способ эффективной антиинфляционной политики.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Антиинфляционная политика……………………………………………………..4
1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………....4
1.2 Виды антиинфляционной политики…………………………………………..5
2. Антиинфляционная стратегия и тактика………………………………………...12
2.1 Антиинфляционная стратегия………………………………………………...12
2.2 Антиинфляционная тактика…………………………………………………..17
3. Анализ антиинфляционной государственной политики……………………….20
3.1 Цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства…20
3.2 Эффективность государственной антиинфляционной политики…………..26
Заключение…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………......35
Стабилизировался валютный курс. Официальный курс доллара США и евро по отношению к рублю в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см. рисунок 2.)
Динамику курса доллара 1998-2009 гг. Год, Курс доллара, руб.
1998 - 5,99
1999 - 22,28
2000 - 28,27
2001 - 28,37
2002 - 30,48
2003 - 31,82
2004 - 28,84
2005 - 28,02
2006 - 28,22
2007 - 26,53
2008 - 24,5
2009 - 32,5
Отобразим табличные данные в графической интерпретации в Приложении 2.
Влияние монетарных методов воздействия на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.[22]
Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:
- оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
- разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
- усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
- изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
- стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
- совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
- формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;
- восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
- создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
- изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
- стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.
Считается, что инфляция в нынешнем году составит уже не 13%, а 12% или даже 11,6%. Таким образом, можно будет говорить о том, что положение в области потребительских цен лучше прошлогоднего, ведь тогда инфляция составила 13,3%. Можно даже вспомнить, что ровно на 12% цены выросли в 2003 году — и это был единственный случай, когда антиинфляционный план был в точности исполнен.
Получается, что Россия (как представляется властям) в ценовом отношении следует за другими странами, где глобальный финансово-производственный кризис привел к замедлению инфляции — потребители стали значительно разборчивее и тратят деньги с большой неохотой, не зная, будет ли у них возможность в будущем иметь хоть какие-нибудь источники дохода. Но следует за ними Россия исключительно оригинальным образом — снижает инфляцию с 13% до 12%, то есть до такого уровня, который в индустриальных и многих развивающихся странах был бы признан невообразимо высоким.
Впрочем, август показал, что российские продавцы, которым, казалось бы, никакой кризис нипочем, все-таки иногда умеряют свои аппетиты в повышении цен. Наверное, они считают, что всегда успеют наверстать упущенное.
Наш прогноз: в сентябре, под влиянием августа, инфляция пока тоже будет сравнительно невысокой — 0,4% .
Одним из направлений регулирования инфляции являются ее внешние факторы, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, то есть, политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) [23]импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
В условиях российской экономики основным фактором наблюдаемой инфляции выступает покупка Банком России выручки в иностранной валюте, поступающей от экспортных операций. Это приводит к появлению избыточной денежной массы в экономике. Инфляционного эффекта валютных интервенций можно было бы избежать, используя такой инструмент денежно-кредитного регулирования как операции на открытом рынке, а именно путем оперативной продажи Банком России государственных ценных бумаг коммерческим банкам.
В результате поступающая в результате валютных интервенций дополнительная денежная масса оперативно изымается и, соответственно, инфляционного эффекта не возникает. Влияние валютных интервенций на уровень инфляции в России объясняется между тем не столько невозможностью стерилизовать денежную массу, сколько неумением её правильно трансформировать в форме интервенций в реальный сектор экономики. Следовательно, проблема заключается не в избытке денежной массы, а в неумении правильно «канализировать» дополнительный её выпуск, в результате чего денежные средства аккумулируется на корреспондентских счетах в коммерческих банках.
В связи с вышеизложенным, основная задача, стоящая в настоящее время перед Банком России, заключается в определении способов трансформации денежной массы в реальный сектор экономики.
Заключение.
Последствия инфляции экономически болезненны и опасны, негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. [24]
В данной курсовой работе выполнена главная цель: комплексный анализ особенностей российской инфляции и антиинфляционной политики государства.
Решены поставленные задачи:
- рассмотреть сущность, причины и методы измерения антиинфляции;
- выявить виды антиинфляции и механизм их действия;
- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;
- проанализировать антиинфляционную политику в России;
-проанализировать антиинфляционную политику в мировой политике;
- наметить способ эффективной антиинфляционной политики.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
а) ограничение денежной массы;
б) повышение учетной ставки;
в) повышение нормы обязательного резервирования;
г) сокращение государственных расходов;
д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Среди этих мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом шоковой терапии или методом градуирования. Антиинфляционная политика цен и доходов означает, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда.
При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и тому подобное.
Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом, что является одним из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Список использованной литературы.
1. Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 1994 г.
2. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н. Никулина.-М.: Финансы и статистика, 2006 г.
3. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика. 2007 г.
4. «Инфляция и воспроизводство» О.Рогова, «Экономист» №1, 2007 г.
5. «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-феврале 2007 года», Москва 2007 г.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Изд.: Питер, 2008, 228 с.
7. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста / Вопросы экономики, 2006. - №5.
8. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России: Деньгр и кредит, 2006. - 320 с.
9. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: КНОРУС, 2007. - 384 с.
10. Корявцев П.М. Инфляция и кризис экономики России: через десять лет. СПб., 2007. - 320 с.
11. Красавина Л.Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 312 с.
12. Ларионов И.К., Щербаков В.Н., Герасин А.Н. Экономическая теория. – М.: Сфера, 2008. – 373 с.
13. Плышевский Б. Факторы послекризисного восстановления экономики / Экономист, 2007. - №4.
14. Радыгин А. Россия в 2002-2006 гг: на пути к государственному капитализму / Вопросы экономики, 2007. - №5.