Антиинфляционная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня при формировании проекта бюджета среди политиков довольно острому обсуждению подлежат вопросы понижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, поскольку стремление понизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Потому на данный момент важным считается рассмотрение имеющихся проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для понижения ее темпов.

Оглавление

1) Введение 3
2) Социально-экономические последствия инфляции 4
3) Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 8
4) Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе 12
5) Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Последствия
их длительного применения». 17
6) Заключение 20
7) Литература 21

Файлы: 1 файл

1.docx

— 57.46 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ. 

 1) Введение                                                                                                             3

2) Социально-экономические последствия инфляции                                      4

3) Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики        8

4) Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе   12   

5) Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Последствия

                                  их длительного применения».                                               17

6) Заключение                                                                                                            20

7) Литература                                                                                                            21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории является проблема инфляции. В наше время инфляция в мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемый не только денежными, но и не денежными факторами, нередко политическими. Так, например, перед выборами 2012 года власти России увеличат затраты на социальные проекты, а над экономикой возникнет "денежный навес".1 Полностью исключить инфляцию невозможно, ее можно превратить в управляемый процесс, довести до умеренного уровня.

   Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня при формировании проекта бюджета среди политиков довольно острому обсуждению подлежат вопросы понижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, поскольку стремление понизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Потому на данный момент важным считается рассмотрение имеющихся проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для понижения ее темпов.

   Сущность и возникновение инфляции по-разному трактуются представителями разных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к ошибочным способам борьбы с данным явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом ключевые цели и инструменты  борьбы с инфляцией.

   В первой главе данной работы рассматриваются социально-экономические последствия инфляции. Вторая глава посвящена монетаристским и кейнсианским методам антиинфляционной политики. В третьей главе говорится об особенностях антиинфляционной политики в России на современном этапе. 

Социально-экономические  последствия инфляции. 

   Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому

рассматривается как социальное зло. Негативные последствия  инфляции

очевидны каждому взрослому человеку. Она обесценивает результаты тру-

да, уничтожает сбережения физических и юридических  лиц, препятствует

долгосрочным  инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство

национального капитала за границу и т. д. Однако кроме явных издержек

многие последствия  инфляции носят неявный характер, социальный вред

которых не менее  опасен.

   К негативным  социально-экономическим последствиям  инфляции относится инфляционный  налог, не утвержденный в законодательном  порядке, но обязательный для  всех.

   Инфляционный  налог представляет собой:

• доход, извлекаемый государством в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег (сеньораж). Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство взамен напечатанных денег.

• издержки, которые несут владельцы денег в результате снижения реальной стоимости денежных остатков;

• регрессивный налог, так как бедные люди в качестве инфляционного налога выплачивают более высокую долю своего дохода;

• средство налогообложения в ряде развивающихся стран в условиях, когда трудно получать налоги из других источников.

   Потери  от инфляции для населения  зависят от того, являются они

прогнозируемыми или нет и по какой схеме формируются ожидания

экономических субъектов.

   Различают  два вида инфляции: прогнозируемую и непрогнозируемую инфляцию. Прогнозируемая инфляция учитывается в ожиданиях до своего появления, поэтому к ней население в большей или меньшей степени подготовлено. Непрогнозируемая инфляция – это инфляция, которая становится для населения неожиданностью.

   При прогнозируемой  инфляции экономические субъекты  будут корректировать свои номинальные доходы: в трудовых договорах будет пересмотрен рост заработной платы; арендная плата на землю, квартиры, здания будет увеличена; при банковских операциях  номинальная ставка возрастет по сравнению с реальной. Одним словом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен. 

   Однако, если влияние прогнозируемой инфляции удается устранить в контрактах и договорах, существуют общественные издержки

прогнозируемой  инфляции, которые не зависят от поведения экономических субъектов  и не носят избирательного характера, они связаны с функционированием  национальной экономики, поэтому их несет общество в целом. Эти издержки проявляются:

• в «издержках стоптанных башмаков». Хранение наличных денег приводит к упущенной выгоде в виде процента, который может  быть начислен в банке. Падает спрос  на деньги – население сокращает  свои средние кассовые остатки, чаще посещает банки и стремится быстрее  потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в не обесцениваемые активы;

• в «издержках на меню». Этот термин отражает неудобства, приносимые необходимостью корректировать товарные цены с учетом инфляции. Происхождение термина обусловлено изменением цен блюд в ресторанах и необходимостью печатания новых бланков меню, по мере того как

растут цены на продукты, используемые для приготовления  обедов и ужинов.

Подобные издержки возникают и при перенастройке  торговых, телефонных, игральных и  прочих автоматов, поскольку их владельцам приходится расходовать дополнительные средства на оплату услуг технического персонала, транспортных услуг и  т. д. Во время инфляции компаниям, торгующим  по каталогам, приходится чаще пересматривать, перепечатывать и вновь выпускать  свои каталоги.

   В целом  данные издержки не велики  для всей экономики, но могут  быть весьма ощутимыми в отдельных  отраслях.

   Наконец,  при прогнозируемой инфляции  нельзя избежать потерь, образующихся  при подоходном налогообложении.  Рост цен обычно сопровождается  увеличением номинальных доходов  индивидов. При прогрессивной  системе налогообложения они  вынуждены уплачивать налоги  по более высоким ставкам.

   При непрогнозируемой  инфляции главным ее последствием  является быстрый рост перераспределительных процессов, в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие столь же стремительно нищают.

   Основными  следствиями непрогнозируемой инфляции являются:

• перераспределение  дохода и богатства между различными группами населения: от кредиторов к  должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен  невозможно застраховать ссужаемый  капитал, так как невозможно точно  рассчитать будущий темп инфляции. Правительства, накопившие большой  государственный долг, будут отдавать его обесцененными деньгами;

• понижение  реальных доходов населения, особенно социальных

групп с фиксированными доходами (пенсионеров, студентов, работников бюджетной сферы). Люди, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции на столько, насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. В целом корректировка заработной платы для большинства работников происходит после увеличения цен. Если работник удается сохранить на одинаковом уровне среднюю реальную заработную плату, то амплитуда ее колебаний будет очень сильной. В результате доля труда в национальном доходе будет постоянно изменяться. В тоже время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т.п.). Все это, в конечном счете, ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству;

• обесценивание  сбережений населения, находящихся  на руках населения, а также на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам не возмещают падения реальных размеров сбережений. Меняется схема сбережений: возрастает спрос на активы, способные сохранять реальную стоимость, в итоге сбережения часто переводятся в иностранную валюту;

• «размывание» социальных программ, поскольку правительство, как правило, не увеличивает свои расходы в той же степени, в какой возрастает стоимость жизни и государственные социальные выплаты бедным сокращаются в реальном выражении.

   Неожиданные  высокие темпы инфляции и резкие  изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить краткосрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объеме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.

   Инфляция  оказывает воздействие на конкурентоспособность  отечественных товаров. С одной  стороны, относительно более высокие  темпы роста цен в «открытом»  секторе экономики приводят к  снижению конкурентоспособности  национальных товаров. Результатом  будет увеличение импорта и  уменьшение экспорта, рост безработицы  и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж. Это приводит к дефициту данной продукции.

   Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX – XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

Монетаристские  и кейнсианские методы антиинфляционной политики. 

   Основной  целью государственной антиинфляционной  политики, как отмечалось ранее,  является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый  процесс.

   Можно  выделить несколько вариантов  антиинфляционной политики в  зависимости от целей, основных  инструментов, ориентации на решение  задач.

   В зависимости  от цели выделяют два направления  такой политики.

   Первое  направление – адаптивная политика, то есть снижается отрицательное  влияние инфляции на уровень  жизни населения и ослабевает  напряженность в обществе.

   Второе  направление – политика, которая  путем воздействия на факторы,  обуславливающие темпы инфляции, снижает их высокие темпы. У  сторонников кейнсианской и монетаристской  теории основы такого регулирования  различны.

   Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов – углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу – дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь – прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления