Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;
В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.
Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.
Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезным диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.
Господство плановой
экономики в этом регионе
Опыт рыночных преобразований
во всех трех группах стран показывает,
что сравнительно легко проходит
либерализация в виде отмены или
ослабления государственного контроля
над хозяйственной
Гораздо тяжелее проходит
либерализация цен и
Практика стран, входивших
некогда в «мировую социалистическую
систему», демонстрирует два основных
варианта трансформации административно-
-первый – эволюционный
путь постепенного создания
-второй – «шоковая
терапия», применявшаяся с той
или иной степенью
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер,0 степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства. Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
В пользу эволюционного перехода говорит наличие:
- довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;
- сравнительно невысокий
удельный вес тяжелой
- стабильность финансовой системы;
- преобладание среди
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:
Все выше перечисленное относится к эволюционному пути («градуализм»).
Далее мы рассмотрим вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»). Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующей системой. Поэтому главная задача преобразования заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция-поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка. В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
-одномоментную либерализацию
цен на основную массу товаров
и услуг и переход от
-скорейшее разрушение
прежней системы
-ускоренную приватизацию
государственной собственности,
-либерализацию
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;
Во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
В-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Финансовая стабилизация
в переходный период. Стабилизационные
меры в денежно-кредитной и
На практике либерализация цен почти всегда и везде (Кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер, инфляции в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развития стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала. Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствует также ликвидация или, по крайне мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса.
Повышение процента по вкладам
стимулирует сбережения. В результате
всех этих мер создается возможность
обеспечить более рациональные соотношения
цен по отдельным товаром, отражающие
реальный спрос. Все это должно привести
к преодолению товарного
-резко снижается жизненный уровень населения, прежде всего его малообеспеченных и занятых в некоммерческой сфере слоев;
-сокращается инвестиционный
спрос и, следовательно,
-падает объем производства
продукции, в первую очередь
в отраслях промышленности, выпускающих
потребительские товары, в результате
общего сокращения
-растет безработица.
Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицита госбюджета уменьшился с 6 % ВВП в 1991г. до 2,8% в 1993г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991г. до 35,3% в 1993г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990г. до 16,4% в 1993г., а реальный доход в расчете а душу населения за 1990-1993гг. сократились на 32%. Ввиду жесткой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:
-отсутствие иных способов
остановить дальнейшее
Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты