Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой системы, как инструмента регулирования экономики и определение ее особенности функционирования в условиях рыночного хозяйства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
* раскрыть сущность налоговой системы, ее виды;
* определить роль налогов для экономики;
* проследить развитие реформирования налоговой системы в современной Украине.
ВВЕДЕНИЕ ………..……………………...3
РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ …………………….5
РАЗДЕЛ 2 НАЛОГИ В КОНТЕКСТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОКИМИ ………………... ……………………18
РАЗДЕЛ 3 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ……………...……………..27
ВЫВОДЫ ………….………..……………………….34
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК ……………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………..…………………………………………37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ»
на тему
«НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»
студентки 1-го курса Руководитель:
дневного отделения
экономического факультета
спец. 0504 –А
Сивокоз Д. Н.
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………..……………………...
РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ …………………….5
РАЗДЕЛ 2 НАЛОГИ В КОНТЕКСТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОКИМИ ………………... ……………………18
РАЗДЕЛ
3 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
ВЫВОДЫ ………….………..……………………….
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК ……………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………..…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства в совокупности с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
Данная тема широко отображена в трудах известных ученых: А. Смита, Дж. М. Кейнса, Э. Хансена, Р. Харрода, П. Самуэльсона, Ф. Тэйлора, Ф. Неймарка, Г. Халлера.
Целью
курсовой работы является исследование
налоговой системы, как инструмента
регулирования экономики и
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Объект исследования – процесс влияние налогов на экономическое регулирование страны.
Предметом
исследования является налоговая система
в контексте регулирования
Для реализации поставленных задач были использованы такие методы: статистический, диалектический, исторический, описательный.
Информационная основа работы:
РАЗДЕЛ 1
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Объектами
налогообложения могут быть прибыль
предприятия, доходы, отдельные виды
деятельности, имущество предприятий,
добавленная стоимость
Налоговые ставки устанавливаются налоговыми органами государства или другими органами государственной власти в соответствии с законодательством.
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Таким
образом, с юридической точки
зрения налоговые отношения
Налоги выполняют следующие функции:
Регулирующая и стимулирующая функции налога тесно переплетаются. В то же время между ними есть определенные отличия, разногласия во время реализации, которая предопределяет целесообразность их разграничения.
Об усилении основных функций налога свидетельствует, в частности, тот факт: в начале XX ст. с помощью налогов в доходах многих развитых странах аккумулировалось до 9 % ВВП (в 1913), а в 2000 г. — до 41 % (в Швеции -более 53 %, США — 29 %, Японии — 27 %). В Украине этот показатель (налоговый коэффициент) составлял в 2001 г. приблизительно 25 %[3]. Усиление регулирующей и стимулирующей функций налога оказывается в том, что без активной налоговой политики невозможно установить оптимальное соотношение между способным спросом и предложением, между потреблением и нагромождением и другими макроэкономическими пропорциями, а следовательно, обеспечить относительное равновесие экономической системы. Без исключения значительной частицы дополнительного и необходимого продукта и их последующего деления невозможно обеспечить нормальный процесс воссоздания любого элемента экономической системы, сформировать эффективный хозяйственный механизм, обеспечить плюрализм видов и форм экономической собственности и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
На сегодняшний день налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
по характеру налогового изъятия (прямые, косвенные);
по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т. д.);
по целевому назначению налога (общие, специальные).
Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или с фиксированной суммы с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог, налоги с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.[4]
В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:
1.
Экономические — прямые налоги
дают возможность установить
прямую зависимость между
2.
Регулирующие — в странах с
развитой рыночной экономикой
прямое налогообложение
3.
Социальные — прямые налоги
способствуют распределению
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
Информация о работе Налоги как инструмент регулирования экономики