Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование налоговой системы, как инструмента регулирования экономики и определение ее особенности функционирования в условиях рыночного хозяйства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
* раскрыть сущность налоговой системы, ее виды;
* определить роль налогов для экономики;
* проследить развитие реформирования налоговой системы в современной Украине.
ВВЕДЕНИЕ ………..……………………...3
РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ …………………….5
РАЗДЕЛ 2 НАЛОГИ В КОНТЕКСТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОКИМИ ………………... ……………………18
РАЗДЕЛ 3 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ……………...……………..27
ВЫВОДЫ ………….………..……………………….34
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК ……………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………..…………………………………………37
Следовательно, для государства, которое в случае избыточного налогового бремени неизбежно столкнется с уменьшением поступлений в бюджет, наиболее успешной стратегией будет осуществление мер, направленных на снижение налогов, повышение степени поддержки осуществляемой государственной политики со стороны избирателей, соблюдение принципов налогообложения, способствующих росту деловой активности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, лишь при условии того, что налоговая система в своем функционировании оптимальным образом сочетает исполнение фискальной и регулирующей функции, будут создаваться условия для экономического роста.
РАЗДЕЛ 3
РЕФОРМИРОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В
Редко можно встретить человека в стране и в мире, который бы положительно оценил существующую в Украине налоговую систему. По легкости уплаты налогов страна занимает 152-е место среди 155 стран. Это национальная катастрофа, которая требует принятия экстраординарных мер.
Государство забирает у бизнеса до 49% добавленной им стоимости. В среднем до 62% индивидуальных доходов работающих граждан достается бюджету и пенсионному фонду. Совокупная налоговая нагрузка на экономику сегодня составляет 49% ВВП. С учетом всех факторов она достигает (коммерческие организации и домашние хозяйства) в 2005 г. 83,5% ВВП (49,0+20,2+14,3). Для сравнения монголы в рамках своего ига снимали с наших предков в 4-4,5 раз меньше налогов.
Одной из главных функций, которые выполняет государство в условиях рыночной экономики, является перераспределение финансовых ресурсов за счет функционирования налоговой системы. Это, в свою очередь, приводит к противоречиям между целями социальной справедливости и экономической эффективности.[14]
На
сегодня эффективность
Вопросы реформирования системы налогообложения Украины исследовали украинские научные работники В. Андрушепко, Т. Василькова, Г. Василевская, С. Гасанов, В. Геец, Т. Ефименко, И. Лунина, В. Попович, А. Соколовская, В. Федосов и др. Однако этот вопрос и до сих пор не потеряло актуальности и нуждается в последующем исследовании.[16]
Украинские власти понимают, что без глубокой налоговой реформы мечтать о конкурентной экономике, раскрепощении предпринимательства и реализации эффективных социальных программ нельзя. Поэтому отрадно, что в сентябре 2005 г. Рабочая Группа (РГ) (в ее состав входят 14 человек, среди которых В. Лановой, О.Пасхавер, О.Рогозинский и другие известные украинские экономисты) представила Секретариату Президента Украины Концепцию реформирования налоговой системы.
Предложения
независимых экономистов
РГ
справедливо оценивает
Характерными
чертами налоговой системы
Можно только представить, что для пенсионеров и социально незащищенных групп налоговая нагрузка составляет 47,5% их дохода (14,5% ВВП).
От предприятий, которые не имеют льгот и преференций, государство требует от 56 до 120% добавленной ими стоимости. Даже от малого и среднего бизнеса, которому, по заверениям властей, у нас созданы благоприятные условия, требуется заплатить в бюджет 56-58% добавленной ими стоимости. В такой ситуации бегство капитала за рубеж, контрабанда и перевод экономической активности в серую сферу являются единственными способами выживания.
Как свидетельствуют результаты проверок налоговых органов, в общем объеме налоговых расходов бюджета частица налогов, неуплаченных путем примитивного занижения или укрывательства объектов налогообложения, относительно незначительна и оказывается простой проверкой бухгалтерских документов. Самыми распространенными способами уклонения от уплаты налогов в последние годы стали: банкротство; фальсификация документов, предоставленных предприятиями на возмещение негативного сальдо НДС; создание фиктивных предпринимательских структур, зарегистрированных на подставные лица, которые после проведения нескольких финансовых операций, как правило, прекращают свое существование; завышение валовых расходов; невозвращение экспортной выручки; создание оффшорных компаний; злоупотребление при получении иностранной финансовой помощи; массовая контрабанда импортных подакцизных товаров; рост частицы наличности в денежной массе, которая вращается вне банков и тому подобное.[15]
Неравномерность
налогообложения - это следствие
административного
Участники РГ справедливо отмечают, что наша страна обязана иметь гораздо меньшую нагрузку, чтобы максимально быстро преодолеть пропасть между бедными и богатыми.
Еще одной острой проблемой является широкомасштабное уклонение от налогообложения. Возникает вопрос: почему? Очевидно потому, то. во-первых, нелегкий налоговый груз ухудшает экономическое положение предпринимателей; во-вторых, законодательство настолько громоздко и контраверсионное, что не нарушить его почти невозможно.[16]
Кроме
всех вышеперечисленных проблем
налоговая система Украины
Основным направлением реформирования налоговой системы Украины является создание более эффективной и рациональной налоговой системы, которая позволит обеспечить благоприятные условия для ведения бизнеса, осуществления инвестиций, роста потребительского спроса на внутреннем рынке, а также за увеличение совокупных налоговых поступлений ко всем уровням бюджетов и государственных целевых фондов.
Стоит иметь в виду, что реализация налоговой реформы должна быть целеустремленной, системной, открытой, взвешенной (обоснованной макроэкономическим анализом и актуарными расчетами) и постепенной во времени.
Реформирование
налоговой системы в
-
ослабление фискального
-усовершенствовать
упрощенную систему
Фундаментальный изъян налоговой системы заключается в том, что она осталась рамочной, скопированной в большинстве своем с европейской. А ведь по ней должны жить и работать украинские, а не европейские граждане.
Концепция РГ основана на постепенном снижении ставок основных общенациональных налогов до оптимального, с их точки зрения, уровня. Налог на прибыль предлагается снизить с 25% сегодня до 10%, начиная с 2011 года. НДС планируется снизить с 20% сегодня до 12% в 2012 году. Налог на доход физических лиц планируется снизить с 15% сегодня до 12% с 2009 года. Причем вместо плоского налога 15% сегодня предлагается опять перейти на прогрессивную шкалу (10-12-15% в 2009 г.). Единый социальный налог предлагается снизить с 37% сегодня до 25% в 2013 году.
По мнению авторов, за 7 лет реформы налоговая нагрузка на коммерческие организации может уменьшиться до 28-28,5% от созданной ими добавленной стоимости. Налоговая нагрузка на работающих граждан будет на уровне 40% от суммы дохода. Доля доходов консолидированного бюджета к ВВП сократится до 40-41% ВВП. Доля теневых доходов предприятий, которая не облагается налогами сегодня, уменьшится с 52 в 2005 г. до 18,5% в 2013 году.[18]
Авторы предлагают сократить общее количество налогов и сборов до 20-25%, в том числе местных - до 10%. Еще одно предложение - перейти на нулевую ставку налогов для субъектов сферы социально-культурных услуг, услуг научных, гражданских и политических организаций, применение нулевой или льготной ставки НДС при инвестициях, покупке товаров социального назначения, производстве с/х продукции.
Таким образом, проведенный анализ основных налоговых поступлений в сведенный бюджет Украины свидетельствует, что на сегодня остаются нерешенными вопросы переориентации действующей налоговой системы на стимулирование процессов экономического развития страны, а состояние дел, которое сложилось в сфере налогов и налоговой политики, противоречит принципам эффективной работы и управления сложными системами, к которым относится налоговая система. Проблема наполнения доходной части бюджета не должна непосредственно завесить от уровня налоговой нагрузки. Рост налоговых поступлений должен обеспечиваться за счет ускорения оборотности капитала и повышения деловой активности субъектов ведения хозяйства.
Налоговая система является лишь одной стороной медали. Вторая - бюджет, т.е. как собранные деньги будут тратиться. Решение этого вопроса упирается в функции государства, его место в экономике. Если уж начинать налоговую реформу в Украине, то начинать ее надо с системной, последовательно либеральной бюджетно-налоговой реформы.
Информация о работе Налоги как инструмент регулирования экономики