Налоги как инструмент регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование налоговой системы, как инструмента регулирования экономики и определение ее особенности функционирования в условиях рыночного хозяйства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
* раскрыть сущность налоговой системы, ее виды;
* определить роль налогов для экономики;
* проследить развитие реформирования налоговой системы в современной Украине.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………..……………………...3
РАЗДЕЛ 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ …………………….5
РАЗДЕЛ 2 НАЛОГИ В КОНТЕКСТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОКИМИ ………………... ……………………18
РАЗДЕЛ 3 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ……………...……………..27
ВЫВОДЫ ………….………..……………………….34
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК ……………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ ………..…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

     1. Организационные — прямая форма  налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.

     2. Контрольные — контроль поступления  прямых налогов требует существенного  расширения налогового аппарата  и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.

     3. Полицейские — прямые налоги  связаны с возможностью уклонения  от уплаты налогов из-за несовершенства  финансового контроля и наличия  коммерческой тайны.

     4. Бюджетные — прямое налогообложение  требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

     Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредствам веления государственных  надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающим  в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги называют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.[5]

     При взимании непрямых налогов возникают  правоотношения, в которых принимают  участие три субъекта: субъект  налога, носитель налога и налоговый орган.

     Формально косвенные налоги взимаются по пропорциональным ставкам (тарифам). Каждый фактический  налогоплательщик уплачивает при покупке  товара одинаковую сумму налога, независимо от получаемого дохода. Но по своей  сущности косвенные налоги регрессивны, так как чем выше доход, тем меньше удельный вес этих налогов в доходе потребителя и, наоборот, чем ниже доход, тем больше удельный вес данных налогов. Исходя из этого, косвенные налоги являются самыми социально несправедливыми.

     Косвенные налоги, также как прямые налоги, имеют свои преимущества и недостатки. Отметим некоторые из них.

     Среди преимуществ косвенных налогов  можно выделить следующие:

     1. Организационные — для косвенных  налогов характерна простота  уплаты и регулярность поступления  в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения налогового аппарата.

     2. Бюджетные — поскольку косвенные  налоги увеличивают доходы государства  за счет роста населения или  его благосостояния, то они более  выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.

     3. Полицейские — налоги воздействуют  на совокупное потребление путем  удорожания того или иного  продукта. При этом особенно важно  сдерживающее воздействие государства  на потребление продуктов, вредных  для здоровья нации и нравственности.

     4. Политические — прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются  государству даром, косвенный  же налог завуалирован в цене  товара и если плательщик и  осознает, что цена увеличена  налогом, то все равно он  получает взамен необходимый  продукт.

     5. Экономические – для конечного  потребителя косвенные налоги  удобны тем, что определяются  размером потребления, удобством  уплаты во времени, близостью  к месту внесения, отсутствием  принудительного характера, отсутствием  потери времени для взноса, не  требуют накопления определенных сумм, не связаны с экзекуционными мерами.

     К недостаткам косвенных налогов  можно отнести следующие:

     1. Обременение для многосемейных  — фактически оплата налога  осуществляется главой семьи,  а формируется всеми членами  семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.

     2. Политические — поскольку право  взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.

     3. Социально-экономические — косвенные  налоги падают на отдельные  лица непропорционально их капитала  или дохода, чрезмерно обременяя  низкооплачиваемые слои населения.

     4. Предпринимательские — косвенные  налоги в условиях развитых  рыночных отношений ограничивают  размер прибыли предпринимательства,  так как в условиях конкуренции  не всегда возможно повышение  цены на величину косвенных  налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

     Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные  – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это  налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     Представляется  целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги – это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные – те, для которых источник и объект на совпадают.

     В зависимости от того, кто взимает  налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные  и местные. В свою очередь при  федеральном устройстве государства  государственные налоги разделяются  на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.

     Количество  уровней управления и перечень налогов, взимаемых на каждом уровне, в разных странах различны. Это зависит  от типа внутреннего административно-территориального устройства, от уровня промышленного  развития страны, а также от местной специфики.

     Если  в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект  налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

     В зависимости от использования налоги бывают общие и специальные (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисление на социальные нужды, отчисления на дорожные фонды, транспортный налог и т. п.).

     Стоит углубиться в рассмотрение отдельных  видов налогов, таких как налог  на добавленную стоимость, подоходный налог и налог на прибыль.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) - форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения этих товаров.[6]

     Например, если выручка от реализации товаров  составила 200 000 тысяч гривен, в ее составе стоимость материальных затрат составила 120 000 тысяч гривен. Ставка НДС 20%. Тогда сумма налога на добавленную стоимость составит:

     200 000 - 120 000 = 80 000 * 20 % = 16 000 тысяч гривен.

     Плательщиками НДС являются предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц; полные товарищества, реализующие товары, работы или услуги от своего имени; индивидуальные частные предприятия; филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятия; международные объединения и иностранные юридические лица.

     Объектами НДС являются обороты по реализации товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных  услуг; обороты по реализации товаров, работ или услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления; обороты по реализации товаров, работ или услуг в обмен на другие товары, работы или услуги; обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров, работ или услуг; обороты по реализации предметов залога; товары ввозимые в страну.

     Подоходный  налог. Подоходным налогом облагаются все физические лица. Объектом налогообложения является совокупный годовой доход физического лица, полученный в календарном году. Если работник получал зарплату товарами, которые выпускает его предприятие, то стоимость этих товаров учитывается по государственным регулируемым или по рыночным ценам на дату получения зарплаты этими товарами. Практикуется прогрессивный принцип взимания подоходного налога, который подразумевает следующее: чем больше заработанный доход, тем выше ставка налога на него. До недавнего времени в Украине необлагаемый минимум составлял 17 грн. Из среднемесячной заработной платы в сумме от 18 до 85 грн. стягивалось 10 % личного подоходного налога; от 86 до 170 грн. — 6 грн. 80 коп. плюс 15 % из суммы, которая превышает 85 грн.; от 171 до 1020 грн. — 19 грн. 55 коп. плюс 20 % из суммы, которая превышает 170 грн.; от 1021 до 1700 грн. — 189 грн. 55 коп. плюс ЗО % из суммы, которая превышает 1020 грн.; от 1701 грн. и больше — 393 грн. 55 коп. плюс 40 % из суммы, которая превышает 1700 грн. В Украине в 1992 г. из доходов граждан, которые превышали 120 дол., согласно с Декретом правительства изымалось 90 %, позже — до 75 %, потом до 50 %, а до конца 2003 г. — до 40 %. С 1 января 2004 года установлена единственная ставка налогообложения — 13 % (рис.1.1). Такая ставка усиливает налоговую эксплуатацию самых бедных слоев населения (до этого она составляла 10 %), является выгоднее для средних слоев населения и самый благоприятно для самых богатых категорий граждан.[7]

     По  истечении календарного года физические лица должны предоставлять в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего года декларацию о доходах за прошедший год, в которой отражаются все суммы доходов и расходов. 

     

        Рисунок 1.1–Изымание подоходного налога[7, с. 435]

     Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, действующие на территории страны, в том числе международные объединения и организации. Любое коммерческое предприятие или организация нацелено на получение валовой прибыли в процессе своей деятельности. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от других операций, уменьшенную на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль предприятия и является объектом обложения налогом на прибыль.

     Этот  вид налога возник в XX ст. В 2000 г.в  США он составлял 35%,а наивысшим  в этом самом году он был в Италии — 53 %, самым низким в Швейцарии — 10 %, в Германии — 45, Франции — 33, в Украине — 30%.[8]

     Более наглядно данные факты показаны на рисунке 1.2

     

                  Рисунок 1.2– Налог на прибыль  на 2000 г. [8, с. 435]

     В Украине ставка налогообложения  прибылей предприятий составляет с 1995г. З0 %, но вместе с выплатами налогов в фонд социальный страхований (37 %), фонд занятости (2 %) и др. они достигают почти 80 % доходов. Налог на добавленную стоимость составлял 28 %, в настоящее время — 20 %, в фонд конверсии — 3 % от себестоимости, фонд социального страхования — 4,44 % от фонда заработной платы, фонд Чернобыля — 12 % от зарплаты, в пенсионный фонд - 33 % от зарплаты и др. В то же время властные структуры иногда предоставляют наоправданные льготы отдельным предприятиям, руководствуясь корыстными мотивами. В 2002- 2003 гг. такие льготы достигали до 90 % сведенного бюджета (какой в 2002 г. бюджет составлял почти 63 млрд дол.). В 2004 г. налог на прибыль предприятий снижено до 25 %.[8]

     Ответственность за исчисление налога на прибыль и его перечисление в бюджет возложена на предприятия. Расчет налога на прибыль необходимо представлять в налоговую инспекцию ежеквартально.

     НДС, налог на прибыль и подоходный налог являются основными источниками  налоговых поступлений в любой стране мира.

Информация о работе Налоги как инструмент регулирования экономики