Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:40, курсовая работа
Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;
-поддержка наиболее
-проведение этих мер
политическим руководством, пользующимся
доверием общества или, по
В странах, избравших градуалистскую
модель, экономическая динамика не
укладывается в описанную выше схему.
В Китае, она никогда не достигла
таких размеров, которые потребовали
бы специальной стратегии
Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1989г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме- 7%).
Основные меры по либерализации
экономики в странах Восточной
Европы были проведены на протяжении
весьма непродолжительного периода (1989-1991гг.),
когда были ликвидированы органы
директивного централизованного
Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.
Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течении двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России- и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10-20% производимых товаров и услуг.
В Китае переход к рыночному
ценообразованию занял почти 15 лет.
Правительство выбрало путь создания
трехуровневой системы цен, при
которой наряду с фиксированными
государственными существуют плавающие
(для них устанавливаются
Несмотря на значительную
либерализацию экономики в
Хронически неэффективными
остаются и многие крупные государственные
промышленные предприятия Китая. В
этой стране отвергается идея приватизации
как средства повышения эффективности
деятельности крупных и средних
предприятий. Допускается лишь преобразование
убыточных предприятий в
В России, других странах
СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением
рыночных реформ выступала приватизация.
Повсеместно довольно быстро и без
особых трудностей прошла «малая приватизация»-
передача малых и средних предприятий
через аренду, продажу и реституцию
(возвращение прежних
Однако приватизация крупных
государственных предприятий в
странах ЦВЕ проходила с
Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.
В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное объединение в самых разнообразных формах». Ахиллесовой пятой китайской экономики остается низкая эффективность государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.
Опыт стран с переходной
экономикой приводит к выводу о том,
что не столько форма собственности,
сколько характер управления предприятиями
и наличие конкурентной среды
определяют уровень их экономической
эффективности и темпы роста
производства. Китай и Россия наглядно
показали, что конкуренция более
важна для успешного
В России произошла приватизация
преобладающей части экономики,
но формирование конкурентной сферы
проходит довольно медленно. Китай
пережил небывалый
Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможность для перехода к экономическому росту.
В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990-1993 гг.) и не очень глубоким- до 20-25% ВВП, а с 1993-1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысила объем ВВП 1990г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизилась к дореформенному уровню ВВП. Страны- члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.
В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенно или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
3.Трансформационный спад 1991-1995гг., влияние мирового финансового кризиса на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
Обеспечение устойчивого экономического роста зависит от эффективности проведении стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики.
Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства. Открытость экономики Беларуси вызвала необходимость либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту темпов инфляции и потребительских цен. Ситуация усугублялась проведением мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж, и инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в нашей республике стало игнорирование объективных закономерностей экономического развития.
В конце 1994 г. наметился переход
к жесткой денежно-кредитной
Предпринятые руководством
страны меры привели к
Самостоятельная бюджетно-налоговая политика республики начала формироваться сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функция, привязанные к потребностям нового времени, изменилось количество источников дохода республиканского бюджета, впервые был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4 %.
С 1992г. была введена новая налоговая система, изменения коснулись перечня объектов налогообложения и видов налогов. Были введены подоходный налог, НДС, экологический налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена до размера 25 %, в 1994 – до 20 %. Были созданы внебюджетный фонд регулирования розничных цен (3% от выручки), введен чистый налог на доходы от экспорта (10 %). В 1994 г. были уменьшены отчисления от ФЗП В ФОНД Чернобыля с 18 до 12 %.
С середины 1992 года в обращение был введен белорусский рубль. Официальное закрепление его в качестве единственного платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшилась.
Молодая республика в условиях дезинтеграции с другими союзными республиками, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать законы, планировать меры по финансовому оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройки страхового дела. В рамках первого этапа становления республики началось формирование рынка ценных бумаг, кредитной и финансовой системы. [3. с.5-10]
Второй этап, период стабилизации, начался в 1996 г. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995 году, ситуацию в республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублевого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн.руб., фактически достиг 19,2 трлн.руб. Как результат, рублевая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц.
Что касается проведения бюджетно-налоговой политики, то в период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%.
Наибольший удельный вес
в структуре доходов занимали
косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления
в дорожный фонд), налог на прибыль,
подоходный налог, отчисления в ФСЗН
и др. Характерным для данного
периода было последовательное повышение
доли местных налогов в
Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты