- отказ от установления
целевых ориентиров денежно-кредитной
политики;
-публичное объявление
правил, предусмотренных режимом
валютного управления;
-фиксацию обменного курса
национальной денежной единицы
по отношению к базовой валюте
(как правило, валюте развитой
страны с низкими темпами инфляции);
-полное покрытие валютными
резервами центрального банка
его денежной базы;
-автоматическое осуществление
эмиссии национальных денег только
при покупке базовой валюты;
- запрет на проведение
центральным банком дискреционных
операций (операций по денежно-кредитному
регулированию).
Таким образом, политика валютного
управления предполагает отказ
центрального банка от выполнения одной
из основных своих классических функций
– денежно-кредитного регулирования.
Валютное управление позволяет в наиболее
простой форме решить проблему высокой
инфляции, но его введение практически
означает отказ государства от самостоятельной
монетарной политики. [5. C.81-85]
- Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования.
Эти меры носят административный
характер и могут быть направлены:
- на контроль над ценами
в государственном секторе экономики,
что способствует сдерживанию
роста общего уровня цен;
- на законодательное определение
пределов роста цен на отдельные
товары или группы товаров;
- на использование антимонопольного
законодательства для противодействия
повышению цен в монополизированном
секторе экономики и т.д.
Однако искусственное
занижение и сдерживание цен
способно дать положительный эффект
только в краткосрочном периоде
и само по себе не может оказать заметного
влияния на развитие инфляционного процесса.
Более того, рассматриваемые меры могут
усугубить негативные социально-экономические
последствия инфляции, поскольку препятствуют
эффективному перераспределению ресурсов
и стимулируют инфляционное перераспределение
доходов.
- Политика доходов.
Государственные органы осуществляют
эту политику с целью ограничения
платежеспособного спроса населения
путем прямого контроля одновременно
заработной платы и цен. Ее применение
аргументируется значительной ролью
фактора роста издержек производства,
и прежде всего заработной платы,
в развитии инфляции. При этом профсоюзы
рассматриваются как своего рода
монополисты на рынке труда, которые
необоснованно повышают цену рабочей
силы. Контроль за ростом цен применяется
для ограничения доходов предпринимателей
и сдерживания роста заработной
платы, если он не обусловлен соответствующим
ростом производительности труда.
Эффективность политики доходов
в основном зависит от того, насколько
действенным и стабильным будет сотрудничество
государственных органов с профсоюзами
и предпринимателями.
При проведении политики доходов
могут применяться различные
методы: - прямое «замораживание» заработной
платы и цен;
- установление нормативных
пределов роста заработной платы и цен;
-установление верхних
пределов заработной платы только
для государственного сектора
с целью воздействия на частный
сектор путем примера;
- введение налога на
сверхнормативный фонд оплаты
труда;
-применение системы поощрений
и санкций (например, ставок налога)
для соблюдения установленных
пределов роста цен и заработной
платы и т.д.
Эти мероприятия обычно носят
краткосрочный характер, так как
негативно влияют на жизненный уровень
населения и встречают достаточно
сильное противодействие профсоюзов.
Кроме того, длительный контроль над
заработной платой и ценами искажает
рыночные ценовые ориентиры. Как
уже отмечалось, для эффективного
распределения ресурсов в экономике относительные
ставки заработной платы должны изменяться.
В связи с этим политика доходов должна
осуществляться таким образом, чтобы при
жестком ограничении общего уровня цен
относительные цены могли изменятся, а
это сделать очень трудно. На коротком
отрезке времени негативные последствия
политики доходов будут относительно
невелики, но чем дольше действуют ограничения
на заработную плату и цены, тем сильнее
искажаются ценовые пропорции.
В экономике появляются
«узкие места» в виде дефицита
отдельных товаров; вследствие
этого после отмены ограничений
нередко происходит нейтрализация
сдерживающего эффекта за счет
ускорения роста цен. Таким
образом, эффективность политики
доходов с позиций сдерживания
инфляции остается спорной, специалисты
считают, что существенную роль
в антиинфляционном регулировании
политика доходов сыграла только
в нескольких странах. Как правило,
политика доходов не рассматривается
органами государственного регулирования
как основной способ борьбы с инфляцией.
Чтобы не вызвать
значительного роста безработицы,
ее проведение должно сопровождаться
принятием мер по сокращению
совокупного спроса. При необходимости,
наряду с использованием рассмотренных
методов макроэкономической стабилизации
для сдерживания инфляционных
процессов, прибегают также к
средствам валютной политики, в
частности, к повышению курса
национальной валюты, ограничению
притока в страну «горячих
денег» и т.п. Например, при
наличии значительного активного
сальдо платежного баланса ревальвация
валюты приводит к относительному
удешевлению импортных товаров,
способствует; уменьшению совокупного
спроса и снижению деловой
активности вследствие сокращения
экспорта, то есть оказывает рестрикционное
воздействие.
Ограничение притока краткосрочных
иностранных капиталов в страну
также сдерживает расширение внутреннего
денежного оборота. Однако следует
иметь в виду, что поддержание
завышенного обменного курса
при продолжающемся возрастании
внутренних цен и ухудшении платежного
баланса может привести к значительному
снижению ценовой конкурентоспособности
национальных товаров и вытеснению
их импортным, а при исчерпании валютных
резервов – к вынужденной девальвации
национальной денежной единицы, усугубляющей
кризисное состояние экономики.
При развитии гиперинфляции
некоторые страны прибегают к
жестокой антиинфляционной политике,
известной под названием «шоковая
терапия». Ее суть заключается в
резком ограничении темпов прироста денежной
массы в обращении до нескольких процентов
в месяц на протяжении достаточно длительного
периода времени (не менее года). Одновременно
«замораживаются» заработная плата и
все доходы населения или значительно
сокращаются темпы их прироста, намного
уменьшаются расходные статьи государственного
бюджета. В результате быстро и резко сжимается
совокупный спрос, темпы роста цен падают
до нескольких процентов в месяц, устраняется
фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие
субъекты начинают активно приспосабливаться
к изменившейся экономической конъюнктуре.
Безусловно, в силу своей жесткости политика
«шоковой терапии» весьма болезненна
для населения и экономики, но при решительном
и грамотном проведении эффективно подавляет
инфляцию, обеспечивает быстрый выход
из экономического кризиса и создание
реальных предпосылок для экономического
роста. Для достижения устойчивости национальной
денежной единицы может быть проведена
денежная реформа.
- Денежная реформа.
Под денежной реформой понимают
изменение денежной системы, направленное
на упорядочение и стабилизацию денежного
обращения в стране. В широком
смысле слова это переход от одной
денежной системы к другой, то есть
введение в оборот новой денежной
единицы, а в узком смысле –
частичные изменения денежной системы.
Необходимо учитывать, что как средство
борьбы с инфляцией денежная реформа
не является самодостаточным мероприятием
и для достижения долговременных
положительных результатов должна
проводить параллельно с ужесточением
финансовой и денежно- кредитной политики
и сопровождаться антикризисными мерами,
направленными на предотвращение спада
производства.
Итак, реформирование
организации денежного обращения
в стране обычно осуществляется
либо путем образования новой
денежной системы, либо путем
частичных изменений действующей
– в зависимости от уровня
инфляции, состояния экономики, политической
ситуации в стране и других
факторов. В первом случае проводится
нуллификация, то есть объявление
обесценившихся денег недействительными,
потерявшими силу законного платежного
средства. Нуллификация часто сопровождается
девальвацией, при которой старые
денежные знаки обмениваются
на новые по очень низкому
курсу. Исходя из степени обесценения
денежной единицы и экономической
ситуации, обмен может осуществляться
различными способами – по
единому соотношению независимо
от суммы обмениваемых денег,
по дифференцированному соотношению,
в пределах установленного лимита
и т.д. к частичным изменениям
денежной системы относят изменение
порядка эмиссии и обеспечения
национальной денежной единицы,
введение в оборот наряду с
обесценившейся национальной валютой
твердо обеспеченных денежных
знаков («параллельной валюте») и
постепенное расширение сферы
их обращения, временное блокирование
(полное или частичное) средств предпринимателей
и населения на банковских счетах и другие
формы стабилизации денежного обращения
в стране.
Иногда деноминация,
которая представляет собой увеличение
нарицательной стоимости обесценившихся
денежных знаков без переименования
денежной единицы и осуществляется
с целью упрощения ценообразования,
упорядочения денежного обращения,
облегчения учета и расчетных
операций, а также для придания
большего веса национальной валюте
по сравнению с иностранными.
Старые денежные знаки обмениваются на
новые в соответствии с коэффициентом
укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются
действующие цены, тарифы, номинальная
заработная платы, балансы хозяйствующих
субъектов и кредитных учреждений и т.д.
при этом курс национальной валюты может
быть повышен по коэффициенту, не совпадающему
с коэффициентом деноминации, если это
диктуется интересами государства во
внешнеэкономической сфере.
2.Обобщение зарубежного
опыта применения рычагов антициклической
политики.
Беларусь, Россия и другие
постсоциалистические страны в ходе
экономических реформ переходят
от административно-командной системы
к современной рыночной экономике.
Переходный период от командной
к рыночной экономической системе характеризуется
большим своеобразием. Нынешние развитые
страны переходили от традиционной, аграрной
экономике к рыночной, и этот переход сопровождался
промышленным переворотом, нарождением
промышленности, и прежде всего - производства
средств производства, которое стало материальной
основой для преобразования производства
и общества в целом. Нынешний переходный
период - это переход от особенной, плановой
экономике, которая базировалась на своеобразных
устоях, и потому для него свойственны
свои черты и закономерности.
Административно-командная
система на абсолютном господстве государственной
собственности, и одними из главных
задач переходного периода являются разгосударствление
и приватизация государственного имущества,
то есть вместо государственной должны
утвердиться многообразные формы собственности
(коллективная, частная, кооперативная,
государственная и др.). Следовательно,
если при становлении рыночной экономики
обобществление обусловливало развитие
новых форм собственности, которые открывали
простор растущим масштабам производства,
то теперь идет обратный процесс – с тем,
чтобы преодолеть чрезмерное формальное
обобществление производства и создать
формы собственности, которые бы отвечали
реальному обобществлению производства
и способствовали развитию производительных
сил.
В свое время развитые страны
– по мере роста индустриальной
базы, концентрации и централизации
производства и капитала – шли
по пути утверждения крупного машинного
производства и свойственных для него
форм организации.
Для административно-командной
системы были характерны высокая
централизация экономики, государство
выступало главным хозяйствующим
субъектом, а развитие народного
хозяйства определялось единым государственным
народнохозяйственным планом. Поэтому
при переходе к рыночной экономике объективной
закономерностью является перестройка
организационно-экономической структуры
экономики путем ее демонополизации, деконцентрации
производства и децентрализации управления,
широкого развития мелкого и среднего
предпринимательства.
Административно-командная
экономика имеет достаточно мощную
индустриальную базу, но ее структура
не совершенна, поскольку значительно
преобладают отрасли тяжелой
и оборотной промышленности, сырьевые
отрасли и недостаточно развит потребительский
сектор экономики.
Главными направлениями
формирования рыночной экономики в
переходный период являются следующие.
- Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.
- Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (предоставление льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм
- Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие рыночного законодательства.
- Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главной целью перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
- Макроэкономическая стабилизация , она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничения денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки.
- Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода