Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа
В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели.
Введение …………………………………………………………………………4-5 стр.
I. Анализ равновесия в микроэкономике.
1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия……………………………………….6-11 стр.
2. Устойчивость рыночного равновесия. Сравнение подходов Л. Вальраса и А.Маршалла к проблеме устойчивости равновесия. Паутинообразная модель. ………………………………………………………………12-17 стр.
3. Характеристика равновесия в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. ……………………………………………………….18-21 стр.
4. Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя……………22-23 стр.
II. Заработная плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда. ….24-39 стр.
Заключение……………………………………………………………………….40-42 стр.
Список использованных источников…………………………………………..43 стр.
Рис. 2. Два отраслевых равновесия
На рис.
3 показана возможность существования
множества равновесных
Рис. 3.
Множество отраслевых равновесий
Изучив
динамику рынка с помощью
Рис.4 Устойчивость равновесия
Графически это может быть представлено на рис. 4.
Первое из этих условий выгодно покупателям тем, что связано с их информированностью о товаре: фирма не может взвинтить цену, т.к. сильно упадет спрос.Второе условие невыгодно фирме, т.к. фирма работает в очень узком диапазоне объема производства, и оно является негибким. Однако в долгосрочном периоде, как было показано ранее, эластичность предложения по цене растет, и фирмы легче подстраиваются к изменениям цен.
В
итоге то, насколько рынок устойчив,
определяется его основной характеристикой:
соотношением рыночной власти между
потребителями и
В неоклассической экономической теории существуют две модели рыночного равновесия: Вальраса и Маршалла.
Вальрас анализировал установление равновесия между спросом и предложением, проистекающие в краткосрочном периоде. Согласно его модели при повышении цены объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Конкурирующие производители станут сбывать все излишки, накопленные на складах, с целью получить большую прибыль от повышенной цены. Под напором избыточного предложения цена на товар понизится. В результате величина спроса на данный товар начнет возрастать до тех пор, пока производители не реализуют такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.
И наоборот, если цена окажется ниже равновесной, то объем спроса будет превосходить объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно будет в дефиците. Избыточный спрос будет способствовать росту цены товара. Производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу сводится к тому, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или избыточного объема предложения на цену товара.
Основные принципы модели Вальраса заключаются в следующем:
основным регулятором в теории рыночного равновесия является структура цен равновесия; совокупный спрос в народном хозяйстве всегда равен совокупной сумме предложения; продавец товара или услуги, получая за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги; предложение порождает собственный спрос, и они автоматически уравновешиваются. Следует отметить, что закон Вальраса имеет ряд существенных недостатков:
чрезмерно абстрактный и гипотетический характер; модель не отвечает реальной действительности, она пригодна лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа; модель не учитывает фактор времени, присутствует неопределенность.
А. Маршалл считал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса превосходит цену предложения, то такое различие цен принудит производителей увеличить предложение и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на другом уровне. Наоборот, если цена спроса окажется ниже цены предложения то производители станут уменьшать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия, по Маршаллу, выглядит как равенство цены спроса цене предложения.
В соответствии с подходом Маршалла равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что справедливо для более долгосрочного периода.
При рассмотрении паутинообразной модели для моделирования динамики рыночных цен важно ввести некоторые допущения. Для этой модели требуется построить функцию предложения,которая, если допустить, что имеется один продукт, может изменяться только его цена, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на данный товар (цены на другие товары, основные производственные фонды, характер применяемой технологии, налоги и дотации, природно-климатические условия) остаются неизменными,зависимостью предложения Q от цены Р:
Q=S(Р) (1)
Особенностью
данной функции предложения является
то, что для многих видов товаров
она монотонно возрастает (S’(Р)>0).
Рост предложения при увеличении
цены можно объяснить тем, что
увеличивается оптимальный
Следующая
используемая функция — это функция
спроса, которая имеет вид:
Q=D(Р) (2)
в случае, когда потребитель предъявляет спрос на определенный товар, исходя из своих предпочтений и бюджетных ограничений. Причем если может изменяться только цена товара, а все остальные факторы, от которых зависит спрос на него (цены других товаров, денежный доход, накопленные сбережения и т.п.), остаются неизменными. Характерная особенность этой функции ее монотонное убывание для многих видов товаров, при этом ее график (кривая D на рисунке 10) представляет собой геометрическое место точек на плоскости Q0Р, в которых цена принимает максимально возможное значение на линиях постоянной полезности.
Функции
спроса и предложения являются основными
составляющими модели рынка товаров,
поскольку они — по предположению
— представляют собой решения
оптимизационных задач,которые
Пересечение графиков спроса и предложения происходит в точке равновесия, а соответствующая этой точке цена называется равновесной. Если цена на рынке выше равновесной, то предложение превышает спрос и возникает затоваривание. В этой ситуации товаропроизводители (продавцы) многих видов товаров готовы пойти на снижение цены с целью привлечения большего числа покупателей (например, если речь идет о скоропортящихся товарах). Следовательно, при значениях цены выше равновесной происходит давление на нее в сторону уменьшения.
Если же цена на рынке ниже равновесной, то спрос превышает предложение, и товар становится дефицитным. В этой ситуации часть покупателей готова заплатить за товар более высокую цену, но снизить риск и с уверенностью приобрести товар (например, если образуется очередь покупателей, то стоящие в ее конце могут не получить товара). Таким образом, при значениях цены ниже равновесной происходит давление на нее в сторону увеличения. Эти две тенденции приводят к тому, что на рынках многих видов товаров, как правило, устанавливается равновесие, при котором спрос равен предложению.
В
силу свойств кривых спроса и предложения
равновесное решение является устойчивым
в том смысле, что если цена строго
фиксирована и равна
Динамические
неравновесные модели рынка используются
для анализа изменения
Различают
два подхода — непрерывный, в
котором динамика цен описывается
дифференциальным уравнением
dp/dt = a(D(P)-S(p)),
и дискретный,
когда переменные на промежутке времени
[t,t+1) принимаются неизменными. В последнем
случае последовательным интервалам времени
[t,t+1) соответствуют значения цены pt,
спроса Dt и предложения St.В
зависимости от используемых гипотез
в дискретной модели динамики цен происходит
либо запаздывание предложения — в этом
случае приходим к процессу
S(Pt+1)=D(Pt),
(3)
либо
запаздывание спроса — в этом случае
получаем процесс
D(Pt+1)=S(Pt).
(4)
Здесь
предполагается, что функции предложения
и спроса удовлетворяют следующим
условиям:
S’(P)>0, D’(P)<0.
В обоих случаях на плоскости Q0p соответствующий итерационный процесс изображается в виде паутины, которая “намотана” на кривые спроса и предложения. Это дало основание для общего названия дискретных динамических моделей.
Дискретные
модели представляют интерес потому,
что в них более
На
рынке особое значение имеет равновесная
цена (результат взаимодействия цены
спроса и цены предложения). Цена спроса
– цена, по которой определенное
количество товара способно привлечь
покупателей в течение
Исходная
позиция Маршалла такова: на рынке представлены
нормальный спрос и нормальное предложение.
Силы спроса и предложения действуют свободно,
не существует прочного объединения торговцев,
широко развертывается свободная конкуренция.
На рынке в одно и то же время есть лишь
одна нормальная цена (нормальная цена
определяется состоянием устойчивого
равновесия нормального спроса и нормального
предложения). Общая конъюнктура рынка
остается неизменной на протяжении всего
принятого периода. Нормальная цена определяется
делением совокупных затрат производства
на количество товара, это средние затраты.
Формирование
рыночной цены Маршалл рассматривал в
трех периодах, где параметры предложения
имеют различную динамику. Соответственно
различают мгновенное, кратковременное
и длительное равновесие. В трех различных
типах равновесия товаропроизводители
могут либо не принимать никаких мер, либо
приспособить переменные факторы производства
к изменившимся условиям, либо приспособить
к изменившейся цене все факторы производства.
Мгновенное |
Кратковременное |
Длительное | |
Предложение |
Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса. |
Растет без увеличения оборудования. |
Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить |
Спрос |
Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению. |
Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение – к сокращению. | |
Цена |
Колеблется (полностью зависит от спроса) |
Колеблется |
Постоянна |
Условия равновесия |
|
|
|