Анализ равновесия в микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4-5 стр.
I. Анализ равновесия в микроэкономике.
1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия……………………………………….6-11 стр.
2. Устойчивость рыночного равновесия. Сравнение подходов Л. Вальраса и А.Маршалла к проблеме устойчивости равновесия. Паутинообразная модель. ………………………………………………………………12-17 стр.
3. Характеристика равновесия в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. ……………………………………………………….18-21 стр.
4. Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя……………22-23 стр.
II. Заработная плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда. ….24-39 стр.
Заключение……………………………………………………………………….40-42 стр.
Список использованных источников…………………………………………..43 стр.

Файлы: 1 файл

эконом. готовая.docx

— 180.95 Кб (Скачать)
 

      Существенное  воздействие на предложение товаров  оказывает изменяющийся во времени  уровень цены и прибыли.  
Пример: если цена клубники высока в этом году, то в следующем году предложение клубники может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубники рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т. д.  
 
Отсюда вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены: 
 
1) Рыночная цена отклоняется все дальше от цены равновесия.  
 
2) Рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия в известных переделах.  
 
3) Рыночная цена постепенно достигает равновесия, так вариация постепенно уменьшается.  
 
 
 
           Этот ход событий является самым обычным. Такие процессы на практике и их отражение в категориях и на графиках вошли в экономическую науку под названием теоремы паутины. Теорема паутины – полезная иллюстрация потенциально нестабильной конкурентной промышленности по сравнению с монополией. Она предполагает, что предприниматели не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением опыта они приспосабливаются к вариациям цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются, и только уже это делает достижение равновесия более вероятным. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объема производства. Чем длиннее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению спроса. Таким путем происходит образование нормальной цены длинного периода. Нормальная цена – это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение. Этот процесс отражен на графике, где цены P1, P2, P3, P4 приближаются к нормальной цене P. 
 
           Нормальная цена P формируется в условиях воспроизводства, причем вариация цен приближается к минимальной равновесной цене P.
 
 
 
 

    1. Равновесие  и рента (излишек) продавца и покупателя.

     Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может  установиться как некоторое новое  значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое  состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)

     Таким образом, избыток возникает, если при  некоторой цене величина предложения  товара превысит величину спроса на него.

     Товар дефицитный, если величина спроса на товар  больше величины его предложения.

     Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что  несовершенство общественной структуры  производства на поверхности выступает  как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими  равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства  в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная  государством максимальная цена ("потолок  цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство  устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В  условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

     В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость  дополнительных мер, стимулирующих  ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок  от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.  
 
 
 
 

    1. Заработная  плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда.

   Учебное пособие посвящено рассмотрению вопросов оплаты труда работников бюджетного сектора экономики России, в котором  занято более 15 млн. чел. — примерно одна пятая всех работников народного хозяйства, поэтому логично начинать пособие с выявления сущности заработной платы как социально-экономической категории. Однако следует иметь в виду, что сущность заработной платы не зависит от того, идет ли речь о материальном производстве или о производстве нематериальных благ и услуг, т. е. она одинакова в любой отрасли народного хозяйства. Таким образом, следуя той же логике, необходимо рассмотреть сущность заработной платы вообще, абстрагируясь от конкретных сфер экономической деятельности.

   Заработная  плата на поверхности экономической  жизни выступает как денежное вознаграждение за труд, которое выплачивается  работодателем работнику за выполненную  работу в соответствии с затратами  и результатами труда. В отечественной  литературе социалистического периода  заработная плата трактовалась как  часть национального дохода, которая  выделяется государством для удовлетворения личных материальных и духовных потребностей работников и распределяется в соответствии с количеством и качеством  затраченного труда. Такое определение  заработной платы соответствовало  характеру общественно-экономических  отношений, командно-административной системе управления экономикой. Переход  к рыночной экономике России, безусловно, меняет сущность этой категории. Однако в учебной и научной литературе нет единства мнений в определении этой категории. Выделим основные подходы:

  • Заработная плата — это цена труда.
  • Заработная плата — это цена рабочей силы.
  • Заработная плата — это превращенная форма цены и стоимости рабочей силы.
  • Заработная плата — это цена трудовых услуг.
  • Заработная плата — это плата за аренду рабочей силы, которая используется работодателем в процессе производства товаров и услуг.
  • Заработная плата — это цена человеческого капитала, который арендуется работодателем и присваивается в форме процента от инвестиций в образование и другие сферы формирования квалифицированной рабочей силы.
  • Заработная плата — это форма экономической ренты и т. д.

   Нетрудно  заметить, что определение заработной платы варьируется в зависимости  от того, какой товар имеется в  виду, когда идет речь о сделке между  работодателем и наемным работником на рынке труда (рабочей силы). По нашему мнению, наиболее приемлемым является определение заработной платы как  цены ресурсов труда. На самом деле, на рынке труда продается и  покупается не сам труд как таковой, а ресурс труда, т. е. совокупность физических и умственных способностей работника, который используется в процессе труда. Труд — это процесс, он начинается после того, как работодателем  куплена или арендована на определенный срок и используется способность  наемного работника к труду. Если бы на рынке продавался сам труд, а заработная плата была бы ценой  труда, то исчезла бы основа для извлечения прибыли — главного мотива рыночной экономики. Считаем, что термин «ресурс  труда» является синонимом категории  «рабочая сила», однако имеет то преимущество, что в обыденном сознании не ассоциируется  с личностью работника, которая  не может быть в демократическом  обществе объектом рыночных сделок. Вместе с тем мы считаем возможным  использовать и категорию «цена  труда», имея в виду, что речь идет о цене ресурса труда (рабочей  силы).

   Итак, в рыночной экономике заработная плата — это, прежде всего цена ресурса труда (рабочей силы). Она формируется, как и любая другая цена, в результате взаимодействия спроса и предложения, в данном случае спроса на труд и предложения труда.

   В учебной и научной литературе обычно процесс формирования цены труда  отображается с помощью графиков, на которых фиксируются кривые спроса и предложения труда. Эти графики венгерский экономист Корнаи назвал «крестами Маршалла» — по имени знаменитого экономиста-рыночника первой половины ХХ вв.

   Если  спрос на труд и предложение труда  уравновешивают друг друга (на графике  кривые спроса и предложения перекрещиваются), то возникает ситуация, когда цена труда выступает как некая  усредненная равновесная величина. Если предложение труда растет и  опережает спрос на труд, то при  прочих равных условиях цена труда  отклоняется вниз от равновесной  величины, и наоборот, если спрос  на труд превышает его предложение, то цена труда отклоняется вверх  от равновесной величины.

   В условиях совершенной конкуренции  на свободном рынке труда постоянно  происходят перемещения рабочей  силы в те сегменты рынка, где цена труда выше равновесной. В результате предложение труда в указанных  сегментах растет, что приводит к  снижению цены труда до равновесного уровня. В то же время отлив рабочей  силы из тех сегментов, где цена труда  ниже равновесной, ведет к увеличению спроса на труд и, следовательно, повышению  цены труда до равновесного уровня. Указанный механизм в формировании цены труда модифицируется в условиях современного рынка труда, на котором  в качестве субъектов рынка выступают  не только работодатели и наемные  работники, но и государство, профсоюзные  центры, ассоциации работодателей. Формирование цены труда не заканчивается на «внешнем»  рынке труда и продолжается на «внутреннем», т. е. на уровне отдельных  фирм, предприятий. Таким образом, можно  выделить два этапа формирования цены труда — на внешнем и на внутреннем рынке. На втором этапе цена труда принимает более конкретную форму и выступает как заработная плата работников фирм (организаций). Таким образом, заработная плата  — это конкретная форма цены труда. На уровне фирм (организаций) заработная плата определяется не только рыночной ценой труда, но и такими зарплатообразующими  факторами, как сложность труда, квалификация работников, условия труда, социальная значимость трудовой функции, производительность и эффективность труда. Таким образом, формирование цены труда и заработной платы — сложный многоплановый процесс, результат взаимодействия целого комплекса факторов: спроса и предложения труда, производительности и эффективности труда, государственного регулирования заработной платы, деятельности профсоюзов и ассоциаций предпринимателей. Следует также иметь в виду, что уровень заработной платы в тех или иных странах или регионах зависит от стоимости рабочей силы, которая определяется стоимостью средств существования работника и его семьи. Нижняя граница стоимости рабочей силы составляет так называемый прожиточный минимум, определяющий величину минимальной заработной платы. Закон стоимости рабочей силы регулирует также масштабы дифференциации заработной платы.

   Сущность  заработной платы проявляется в  ее функциях. В учебной и научной  литературе называют различные функции  заработной платы:

  • Воспроизводственную.
  • Регулирующую (распределительную).
  • Производственно-экономическую (стимулирующую).

   К этому перечню мы могли бы добавить ряд других функций, например информационную и политическую. В информационном аспекте заработная плата является своеобразным рыночным сигналом; она  дает представление (сигнализирует) об экономических возможностях, финансовом положении той или иной фирмы  и о возможностях общества в целом. Размер заработной платы может служить  косвенной оценкой потенциальных  и фактических возможностей тех  или иных работников, удостоверять их социально-экономический статус. Не случайно иногда дают характеристику того или иного работника по размерам получаемых им заработков (работник стоит  столько-то рублей, долларов и т. д.).

   К числу функций заработной платы  можно отнести и политическую. Поясним содержание этой функции  примером, заимствованным из труда  американского экономиста, нобелевского лауреата П. Самуэльсона. Он писал, что, если повысится цена на кофе, то это не вызовет бурных протестов со стороны потребителей напитка. Но попробуйте понизить заработную плату хотя бы на 5%, это сразу же приведет в негодование получателей заработной платы. Они будут яростно протестовать против такого снижения оценки их труда, и, в конечном счете, эта акция работодателей может взорвать политическую ситуацию, вызвать социальный взрыв. Этот пример характеризует именно политическую функцию заработной платы. Самуэльсон делает вывод, что заработную плату должны изучать не только экономисты, но и социологи, психологи и специалисты других профессий, анализирующих состояние общества.

   Хотя  функции заработной платы весьма разнообразны и каждая из них отражает ту или иную сторону этой многоплановой  социально-экономической категории, к наиболее существенным из них мы бы отнесли три: воспроизводственную, регулирующую и производственно-экономическую (стимулирующую).

   Каждой  из этих функций соответствует определенный механизм их реализации. Так, механизмом реализации воспроизводственной функции  можно назвать маргинализацию уровней  заработной платы, т. е. установление предельных уровней заработной платы, прежде всего  минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Анализ равновесия в микроэкономике