Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа
В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели.
Введение …………………………………………………………………………4-5 стр.
I. Анализ равновесия в микроэкономике.
1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия……………………………………….6-11 стр.
2. Устойчивость рыночного равновесия. Сравнение подходов Л. Вальраса и А.Маршалла к проблеме устойчивости равновесия. Паутинообразная модель. ………………………………………………………………12-17 стр.
3. Характеристика равновесия в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. ……………………………………………………….18-21 стр.
4. Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя……………22-23 стр.
II. Заработная плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда. ….24-39 стр.
Заключение……………………………………………………………………….40-42 стр.
Список использованных источников…………………………………………..43 стр.
Существенное
воздействие на предложение товаров
оказывает изменяющийся во времени
уровень цены и прибыли.
Пример: если цена клубники высока в этом
году, то в следующем году предложение
клубники может резко возрасти. Вследствие
значительного роста предложения клубники
рыночная цена может снизиться, и производители
потеряют доход. Часть производителей
уходит из отрасли, что приводит в следующем
году к сокращению предложения клубники
и повышению уровня рыночной цены. Это
стимулирует увеличение производства
в следующем году и т. д.
Отсюда вытекают три возможных варианта
изменения рыночной цены:
1) Рыночная цена отклоняется все дальше
от цены равновесия.
2) Рыночная цена неопределенно варьируется
вокруг цены равновесия в известных переделах.
3) Рыночная цена постепенно достигает
равновесия, так вариация постепенно уменьшается.
Этот
ход событий является самым обычным. Такие
процессы на практике и их отражение в
категориях и на графиках вошли в экономическую
науку под названием теоремы паутины.
Теорема паутины – полезная иллюстрация
потенциально нестабильной конкурентной
промышленности по сравнению с монополией.
Она предполагает, что предприниматели
не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением
опыта они приспосабливаются к вариациям
цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются,
и только уже это делает достижение равновесия
более вероятным. В длительном периоде
предложение приспосабливается к изменению
спроса путем расширения или сокращения
объема производства. Чем длиннее период
времени, тем более полно предложение
сможет приспособиться к изменению спроса.
Таким путем происходит образование нормальной
цены длинного периода. Нормальная цена
– это не средняя цена определенного периода,
а цена в конце того периода, в котором
изменилось предложение. Этот процесс
отражен на графике, где цены P1, P2,
P3, P4 приближаются к нормальной
цене P.
Нормальная
цена P формируется в условиях воспроизводства,
причем вариация цен приближается к минимальной
равновесной цене P.
Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)
Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.
Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.
Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.
В
случаях, когда цена находится выше
равновесной, возникает необходимость
дополнительных мер, стимулирующих
ограничение предложения и
Уравновешивающую
функцию выполняет цена, которая
стимулирует рост предложения при
дефиците товаров и разгружает рынок
от излишков, сдерживая предложение.
По версии Вальраса, в условиях дефицита
активной стороной рынка являются покупатели,
а в условиях избытка – продавцы.
Согласно версии Маршалла, доминирующей
силой в формировании рыночной конъюнктуры
всегда являются предприниматели.
Учебное пособие посвящено рассмотрению вопросов оплаты труда работников бюджетного сектора экономики России, в котором занято более 15 млн. чел. — примерно одна пятая всех работников народного хозяйства, поэтому логично начинать пособие с выявления сущности заработной платы как социально-экономической категории. Однако следует иметь в виду, что сущность заработной платы не зависит от того, идет ли речь о материальном производстве или о производстве нематериальных благ и услуг, т. е. она одинакова в любой отрасли народного хозяйства. Таким образом, следуя той же логике, необходимо рассмотреть сущность заработной платы вообще, абстрагируясь от конкретных сфер экономической деятельности.
Заработная
плата на поверхности экономической
жизни выступает как денежное
вознаграждение за труд, которое выплачивается
работодателем работнику за выполненную
работу в соответствии с затратами
и результатами труда. В отечественной
литературе социалистического периода
заработная плата трактовалась как
часть национального дохода, которая
выделяется государством для удовлетворения
личных материальных и духовных потребностей
работников и распределяется в соответствии
с количеством и качеством
затраченного труда. Такое определение
заработной платы соответствовало
характеру общественно-
Нетрудно
заметить, что определение заработной
платы варьируется в
Итак, в рыночной экономике заработная плата — это, прежде всего цена ресурса труда (рабочей силы). Она формируется, как и любая другая цена, в результате взаимодействия спроса и предложения, в данном случае спроса на труд и предложения труда.
В учебной и научной литературе обычно процесс формирования цены труда отображается с помощью графиков, на которых фиксируются кривые спроса и предложения труда. Эти графики венгерский экономист Корнаи назвал «крестами Маршалла» — по имени знаменитого экономиста-рыночника первой половины ХХ вв.
Если
спрос на труд и предложение труда
уравновешивают друг друга (на графике
кривые спроса и предложения перекрещиваются)
В
условиях совершенной конкуренции
на свободном рынке труда
Сущность заработной платы проявляется в ее функциях. В учебной и научной литературе называют различные функции заработной платы:
К
этому перечню мы могли бы добавить
ряд других функций, например информационную
и политическую. В информационном
аспекте заработная плата является
своеобразным рыночным сигналом; она
дает представление (сигнализирует) об
экономических возможностях, финансовом
положении той или иной фирмы
и о возможностях общества в целом.
Размер заработной платы может служить
косвенной оценкой
К числу функций заработной платы можно отнести и политическую. Поясним содержание этой функции примером, заимствованным из труда американского экономиста, нобелевского лауреата П. Самуэльсона. Он писал, что, если повысится цена на кофе, то это не вызовет бурных протестов со стороны потребителей напитка. Но попробуйте понизить заработную плату хотя бы на 5%, это сразу же приведет в негодование получателей заработной платы. Они будут яростно протестовать против такого снижения оценки их труда, и, в конечном счете, эта акция работодателей может взорвать политическую ситуацию, вызвать социальный взрыв. Этот пример характеризует именно политическую функцию заработной платы. Самуэльсон делает вывод, что заработную плату должны изучать не только экономисты, но и социологи, психологи и специалисты других профессий, анализирующих состояние общества.
Хотя
функции заработной платы весьма
разнообразны и каждая из них отражает
ту или иную сторону этой многоплановой
социально-экономической
Каждой
из этих функций соответствует