Анализ равновесия в микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это, прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающий природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и другие цели.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………4-5 стр.
I. Анализ равновесия в микроэкономике.
1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия……………………………………….6-11 стр.
2. Устойчивость рыночного равновесия. Сравнение подходов Л. Вальраса и А.Маршалла к проблеме устойчивости равновесия. Паутинообразная модель. ………………………………………………………………12-17 стр.
3. Характеристика равновесия в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. ……………………………………………………….18-21 стр.
4. Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя……………22-23 стр.
II. Заработная плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда. ….24-39 стр.
Заключение……………………………………………………………………….40-42 стр.
Список использованных источников…………………………………………..43 стр.

Файлы: 1 файл

эконом. готовая.docx

— 180.95 Кб (Скачать)

 

 

      Оглавление:

Введение …………………………………………………………………………4-5 стр.

  1. Анализ равновесия в микроэкономике.
    1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия……………………………………….6-11 стр.
    1. Устойчивость рыночного равновесия.  Сравнение подходов Л. Вальраса и А.Маршалла к проблеме устойчивости равновесия. Паутинообразная модель. ………………………………………………………………12-17 стр.
    2. Характеристика равновесия в трех периодах: мгновенном, краткосрочном и долгосрочном. ……………………………………………………….18-21 стр.
    3. Равновесие и рента (излишек) продавца и покупателя……………22-23 стр.
  1. Заработная плата в России. Тенденции, проблемы, оценки труда. ….24-39 стр.

Заключение……………………………………………………………………….40-42 стр.

Список  использованных  источников…………………………………………..43 стр.

 

      Введение

     Экономические знания нашего времени отражают долгий эволюционный путь экономической науки. В современном виде экономическая  теория – это развитая научная  дисциплина,которая может показаться сложной и непонятной. Шаг за шагом  экономисты выделяли и четко формулировали  важнейшие проблемы науки. Проходили  десятилетия, а то и столетия, пока находились ответы на поставленные вопросы.

     Экономическая теория анализирует хозяйственную  жизнь на двух уровнях: макроэкономическом и микроэкономическом. Микроэкономика образует ту хозяйственную среду, в  которой работают отдельные фирмы, существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы, а они, вместе взятые, образуют макроэкономику.

     В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики  это, прежде всего экономический  рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание  высокой степени экономической  свободы для всех хозяйствующих  субъектов, сохранение и улучшение  окружающий природной среды и  другие цели. В переходной экономике  к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни  и другие цели.

     Микроэкономика  является составной частью экономической  теории, изучает экономические взаимоотношения  между людьми и определяет общие  закономерности их хозяйственной деятельности. Другими словами, микроэкономика - это  наука о принятии решений, изучающая  поведение отдельных агентов. Ее составными проблемами являются:

     ·  цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

     ·  состояние отдельных рынков;

     · распределение ресурсов между альтернативными целями.  
Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.  
Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора.

 

  1. Анализ  равновесия в микроэкономике.
    1. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Крест Маршалла. Изменение рыночных условий. Единственность и множественность равновесия.

     Взаимодействие  спроса и предложения - процесс, порождающий  формирование рыночной цены, которая  удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

     Рыночная  цена отражает такую ситуацию, когда  планы покупателей и продавцов  на рынке полностью совпадают, а  объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает  равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения  равен объему спроса.

     При рыночном равновесии спроса и предложения  отсутствуют факторы как для  повышения, так и для понижения  цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

     Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 1.

     На  рис. 1 показано, что рыночная равновесная  цена определяется в точке пересечения  кривых спроса и предложения, которая  является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем  спроса равен объему предложения, выступает  как равновесная цена. Равенство  объема спроса и объема предложения  представляет собой равновесный  объем и характеризует рыночное равновесие.

     Цена, по которой благо продается или  покупается, может не совпадать с  равновесной ценой. Аналогично и  реальный объем продаж может не совпадать  с равновесным объемом. Дело в  том, что равновесное состояние  нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.

      Рис. 1. Взаимодействие спроса и предложения

     Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.

     Если  интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка. Его можно определить как  ситуацию на рынке, когда величины предложения  и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя  и производителя цене. Экономический  смысл данного равновесия заключается  в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство  их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного  рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

     В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения происходят изменения  в равновесных количествах товаров  и равновесных ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения  или взаимодействия цены спроса и  цены предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов предложения, поскольку тогда товар не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам производителей.

     Если  рыночная цена ниже равновесной, то возникает  дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда  же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения  превышает объем спроса. Другими  словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет  к образованию дефицита и неудовлетворенности  покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат  того, что у продавцов возникают  сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной  цены.

     Таким образом, равновесная цена – это  цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими словами, равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает  с величиной предложения со стороны  продавцов.

     Если  цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание  производства. Между производителями  данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке  равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению  цены к равновесной цене.

     «Крест  Маршалла» в экономик-с — популярный графический образ, используемый в экономик-с для объяснения конфликта интересов участников рынка; графическое соотношение кривых спроса и предложения относительно ценового фактора в ситуации рыночного взаимодействия (точка пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную рыночную цену).

     Рыночный  механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость  спроса и предложения от уровня цены. В свою очередь, движение цены определяется соотношением спроса и предложения. — компромисс между «ценой спроса»  и «ценой предложения». «Цена спроса»  определяется полезностью товара и  является максимальной ценой, которую  готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой  минимальную цену, за которую продавец еще может продать свой товар. При столкновении продавца и покупателя, цены спроса и цены предложения и  определяется цена равновесия — рыночная цена. Сводя воедино два различных  подхода к пониманию экономики, Альфред Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, т. е. на микроуровне. Издержки производства Маршалл определяет как усилия и жертвы, необходимые для производства товара со стороны рабочего и капиталиста. По Маршаллу отрицательные эмоции, связанные с производством возникают и у рабочего, непосредственно выполняющего ту или иную работу и у капиталиста, на которого данный рабочий трудится, но уровень их различен. У рабочего: расходование собственной рабочей силы, отказ от приятного времяпрепровождения, тяжесть труда, сопутствующие ему неприятные ощущения; у капиталиста: большую часть прибыли (дохода) должен не потреблять, а вкладывать в производство с риском для себя.

     Спрос на конечную продукцию определяет вознаграждение факторов производства — ренту, зарплату, прибыль. Но эти цены факторов сами определяют потребительский спрос, потому что они формируют доходы населения.

     Кто и как разрешил эту проблему, которая  сильно напоминает порочный круг? Сделал это Маршалл. Чтобы лучше понять ход его мысли, взглянем на проблему с другой стороны. Рента, зарплата, прибыль — это действительно доходы различных групп населения. Но ведь это еще и составные части издержек производства, не так ли?  Так что же получается — значит, издержки все-таки, хотя и очень опосредованно, влияют на спрос? Но ведь они же прямо влияют на рыночное предложение. Это очевидно: чем выше издержки, тем меньше производится продукта при той же цене. А за определенным порогом суммы издержек производство вообще прекращается. Если же издержки влияют и на спрос, и на предложение, значит, они все-таки лежат в основе ценообразования. Вот почему Маршалл не спешил отбросить доктрину Рикардо: ее нужно лишь правильно истолковать!

     Итак, полезность и издержки — два лезвия ножниц. Полезность (потребность) формирует  спрос, издержки формируют предложение. Чтобы разрезать бумагу, два лезвия нужно соединить тем «гвоздиком», о котором говорит известная  детская загадка про два кольца и два конца.

     Когда объем спроса на благо монотонно  растет по мере снижения цены, а объем  его предложения монотонно увеличивается  с повышением цены, тогда кривые спроса и предложения в случае их пересечения имеют только одну общую точку и равновесие является единственным. Однако кривые спроса и  предложения могут иметь и  несколько точек пересечения.

 
 
 
           На рис. 2 показаны случаи, когда одна из них после достижения цены Р0 меняет отрицательный (положительный) наклон на противоположный. Загибающаяся кривая предложения, изображенная на рис. 2, а, характерна, для предложения труда и капитала, а специфический вид кривой спроса на рис. 2, б может быть следствием эффекта снобизма. В обоих случаях существуют два равновесных состояния рынка.
   
 
 
 
 

Информация о работе Анализ равновесия в микроэкономике