Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и анализа его исполнения, анализ перспектив реализации государственного бюджета.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение методологической основы формирования государственного бюджета;
– анализ исполнения государственного бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения развития бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………
6
1.1 Исторические аспекты развития государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………..
6
1.2 Сущность, структура и функции государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………
10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
18
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета…………………………………………………
22
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета………………………………………………..
25
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
40

Файлы: 1 файл

Гос. бюджет Республики Беларусь. История и состояние.docx

— 509.02 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы за 2014 год сложились в сумме 12,7 трлн. руб. и по сравнению с 2013 годом увеличились на 24,6 процента.

 

Рисунок 2.2 – Структура доходов консолидированного бюджета за 2013–2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Формирование налоговых доходов за 2014 год на 91,0% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (37,8%), подоходного налога (18,2%), акцизов (11,5%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (10,5%), налога на прибыль (7,4%), налогов на собственность (5,6%).

Рисунок 2.3 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета 2013–2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с  2013 годом вызвано, главным образом, снижением в 2014 году доли налога на прибыль (на 10,2 п.п.) за счет снижения прибыли до налогообложения по экономике в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 38,2%.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2014 году составили: по налогу на добавленную стоимость 31,3 трлн. руб. (увеличение к соответствующему периоду 2013 года в 1,2 раза); по подоходному налогу 15,1 трлн. руб. (увеличение в 1,2 раза); по акцизам 9,6 трлн. руб. (увеличение в 1,3 раза); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 8,7 трлн. руб. (снижение на 28,6 процента); по налогу на прибыль 6,2 трлн. руб. (снижение на 57,1 процента); по налогам на собственность 4,6 трлн. руб. (увеличение в 1,3 раза).

 

 

Рисунок 2.4 – Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2013–2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

В структуре консолидированного бюджета 54,8% составляют доходы республиканского бюджета и 45,2% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

 

Рисунок 2.5 – Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2014 гг. (без учета безвозмездных поступлений)

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, экологический налог. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность. В республиканский бюджет зачисляется налог на прибыль, уплачиваемый организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов. Налог на прибыль, уплачиваемый другими организациям зачисляется в доходы местных бюджетов.

Доходы консолидированного бюджета за январь-май 2015 года сложились в сумме 144,2 трлн. рублей, или 39,0 процентов уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 64,7 трлн. рублей, или 41,3 процента уточненного годового плана.

За январь-май 2015 года поступление НДС составило 30,4 трлн. рублей, или 40,0 процентов уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 6,7 трлн. рублей, или 31,1 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 7,2 трлн. рублей, или 34,3 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,0 трлн. рублей, или 41,1 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 41,6 трлн. рублей, или 35,9 процента утвержденного годового плана.

По состоянию на 1 июня 2015 года задолженность по налогам и сборам составила 1,4 трлн. рублей.

 

2.2 Анализ динамики  состава и структуры расходов  консолидированного бюджета

 

Расходы консолидированного бюджета в 2014 году профинансированы в сумме 95,8 трлн. руб. (на 5,3% ниже уровня 2013 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2,1 п.п., составив 28,13% ВВП.

Рисунок 2.6 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., трлн. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (12,02 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 12,5% общегосударственных расходов. В январе-июне текущего года расходы на реализацию государственной инвестиционной программы сократились относительно того же периода 2013 года на 0,9% в реальном выражении. Около 18,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем июнем 2013 года такие расходы увеличились на 8,4% в реальном выражении.

 

Рисунок 2.7 – Параметры консолидированного бюджета в I полугодии 2012-2014 гг., %ВВП

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 42,1 трлн. руб., в том числе на образование – 18,2 трлн. руб., здравоохранение – 12,5 трлн. руб.

Расходы бюджета на национальную экономику составили 15,1 трлн. руб., или 15,8% всех бюджетных расходов. Более50% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

Рисунок 2.8 – Структура расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2013-2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Консолидированный бюджет в I полугодии 2014 года исполнен с профицитом в размере 0,3 трлн. руб., или 0,1%ВВП (в I полугодии 2013 года –2,04%ВВП), что в определенной мере было обусловлено сдерживанием бюджетных расходов.

Рисунок 2.9 – Структура расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2013-2014 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 32,4трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 1,1% в реальном выражении, составив 33,8% от общего объема бюджетных расходов и 65,5% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 17,1 трлн. руб. бюджетных средств, или 17,9% всех расходов. По сравнению с I полугодием 2013 г. капитальные расходы сократились на 12,5% в реальном выражении.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-май 2015 года составили 128,9 трлн. рублей, или 36,4 процента уточненного годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 48,4 трлн. рублей, или 34,3 процента уточненного годового плана. Расходы на общегосударственную деятельность составили 17,7 трлн. рублей (31,0 процент), на финансирование национальной экономики – 12,9 трлн. рублей (36,6 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) – 84,9 трлн. рублей (38,1 процента).

 

2.3 Анализ динамики  состава и структуры государственного  долга

 

На рисунке 2.10 изображена динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь с 2012 по 2014 годы.

На 1 июля 2014 года долг органов государственного управления составлял 13,9363 млрд. долларов США. Золотовалютные резервы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, на ту же дату составляли 6,426 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных резервов не хватит, чтобы выплатить даже долги только органов государственного управления.

Рисунок 2.10 - Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь, млрд. долларов США

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Согласно бюджету Республики Беларусь на 2014 год, доходы государственного бюджета должны составить 128,594105926 трлн. рублей. По официальному среднему курсу доллара к белорусскому рублю за январь-июнь 2014 г. в 9878,33 рублей за доллар эта сумма эквивалентна 13,02 млрд. долларов. С учетом потенциальной грядущей девальвации рубля в 2014 году, внешний долг органов государственного управления, вероятно, превысит размер доходов госбюджета.

На рисунке 2.11 изображена динамика изменения валового внешнего долга на душу населения с 2012 по 2014 годы. На 1 июля 2014 года каждый житель РБ был должен 4288,6 доллара США при средней зарплате по стране около 570 долларов в месяц на каждого работающего.

 

Рисунок 2.11 - Динамика валового внешнего долга на душу населения, долларов США

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

На рисунке 2.12 изображена динамика выплат по процентам к внешнему долгу органов государственного управления с 2012 по 2014 годы. В 2012 году на выплаты процентов ушла внушительная сумма в 575,5 млн. долларов. За 2013 год — 477,8 млн. долларов. За первую половину 2014 года — 259,3 млн. долларов. Это — плата за фальшивое процветание перед президентскими выборами 2010 года с повышением средней зарплаты по стране до 500 долларов в месяц, которое было достигнуто за счёт набирания кредитов. А.Г.Лукашенко причинил большой вред белорусской экономике искусственным повышением зарплат, так как страна потратила огромные кредитные ресурсы на текущее потребление. Взятые кредиты ушли в основном на покупку импортных товаров — к примеру, автомобилей. Беларусь поддержала иностранных производителей автомобилей и других товаров вместо того, чтобы развивать на эти деньги свою экономику. Более миллиарда долларов ушло на выплаты процентов к государственному долгу — по сути, они подарены кредиторам. Свои первые облигации Беларусь разместила под 9% годовых. Сейчас ставка по белорусским облигации с погашением в 2018 году составляет около 6,6%. В развитых странах максимальным приемлемым считается уровень примерно в 7% годовых.

Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 55,5% на 1 июля 2014 г., по официальным данным.

 

Рисунок 2.12 - Выплаты процентов к внешнему долгу органов государственного управления Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных [23]

 

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей, увеличившись в 2013 году на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1% (с учетом курсовых разниц).

На чистой основе в 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США. Поступления от размещения валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц (без учета операций по обмену) составили 949,2 млн. долларов США (в т.ч. 841,5 млн. долларов США – для юридических лиц и 107,7 млн. долларов США – для физических лиц). Погашение валютных государственных облигаций (без учета операций по обмену) составило 145,8 млн. долларов США (в т.ч. 95,9 млн. долларов США – юридическим лицам и 49,9 млн. долларов США – физическим лица).

На чистой основе в 2013 году размещено внутренних государственных облигаций для юридических лиц, номинированных в белорусских рублях, на сумму 764,9 млрд. рублей. Поступления от размещения (без учета операций по обмену) составили 1 600,0 млрд. рублей, погашение облигаций (без учета операций по обмену) – 835,1 млрд. рублей.

Таким образом, привлечено внешних и внутренних государственных займов в свободно конвертируемой валюте на общую сумму 3 378,8 млн. долларов США, погашено – 2 141,6 млн. долларов США [19].

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 ноября 2014 года составил 43,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 8,0 трлн. рублей, или на 22,4% (с учетом курсовых разниц).

За январь-октябрь 2014 года размещено внутренних государственных облигаций для физических лиц на сумму 35,5 млн. долларов США и для юридических лиц на сумму, эквивалентную 462,9 млн. долларов США, и 2 241,5 млрд. рублей. С начала 2014 года погашено государственных облигаций для физических и юридических лиц на сумму 149,7 млн. долларов США и 240,3 млрд. рублей [25].

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-май 2015 года составил 15,3 трлн. рублей, или 4,8 процента к ВВП, профицит республиканского бюджета составил 16,3 трлн. рублей, или 5,1 процента к ВВП, что соответствует запланированным параметрам бюджета. За счет профицита обеспечено погашение долговых обязательств Правительства.

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом, как и любого другого государства, актуальны для Республики Беларусь. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для государственного бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей.

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Система межбюджетных отношений в Беларуси просматривается непрозрачно. Данные, публикуемые на Интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь [21], охватывают лишь бюджетное законодательство и некоторые данные о консолидированном и республиканском бюджетах, из которых данные о субнациональных бюджетах можно получить только расчетным путем. В них отсутствуют данные о местных бюджетах всех уровней, информация о принципах формирования межбюджетных отношений, о существующих методиках распределения трансфертов, данные об исполнении местных бюджетов. Достаточно отметить, что в структуре Министерства финансов Республики Беларусь отсутствуют организационные структуры, занимающиеся местными финансами и субнациональными бюджетами в целом.

Информация о работе Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета