Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 13:28, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и анализа его исполнения, анализ перспектив реализации государственного бюджета. Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач: – рассмотрение методологической основы формирования государственного бюджета; – анализ исполнения государственного бюджета Республики Беларусь; – выявить направления улучшения развития бюджета Республики Беларусь.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ………………… 6 1.1 Исторические аспекты развития государственного бюджета Республики Беларусь………………………………………………………….. 6 1.2 Сущность, структура и функции государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………… 10 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 18 2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета………………………………………………… 22 2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета……………………………………………….. 25 2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга.. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 40
В экономической литературе
государственный бюджет определяют как
систему денежных отношений между государством,
физическими и юридическими лицами по
поводу распределения и перераспределения
национального дохода, формирования и
использования централизованного фонда
денежных ресурсов [2, с. 308].
Государственный бюджет является
главным в системе государственных планов
любой страны, поскольку объединяет их
в цельную систему, определяя на текущий
год финансовые взаимоотношения государства
с разными звеньями хозяйства и населением.
Такое положение бюджета придает ему силу
закона. Поэтому бюджет страны утверждается
высшими законодательными органами, а
выполнение его доходной и расходной частей
становится обязательным для всех участников
бюджетного процесса.
Глубинную сущность государственного
бюджета, его экономическую природу составляют
экономические отношения. Всегда в качестве
одного из субъектов этих отношений выступает
государство, нуждающееся в денежных средствах
для выполнения своих функций. Вторым
субъектом бюджетного процесса становятся
юридические и физические лица, часть
доходов которых идет на общегосударственные
нужды.
По своей сути бюджет – это
экономическая категория, совокупность
экономических отношений по поводу формирования
и распределения централизованного фонда
финансовых ресурсов государства.
Таким образом, государственный
бюджет — важнейший финансовый документ
страны. Он представляет собой совокупность
финансовых смет всех ведомств, государственных
служб, правительственных программ и т.
д. В нём определяются потребности, подлежащие
удовлетворению за счёт государственной
казны, равно как указываются источники
и размеры ожидаемых поступлений в государственную
казну [5, с. 204].
Сущность бюджета одинакова
во всех странах мира независимо от различий
в общественно-политическом, государственном
устройстве.
Каждое государство имеет бюджетный
фонд, и если финансы представляют собой
совокупность денежных отношений по поводу
образования и использования многих видов
денежных фондов (предприятий и организаций
различных форм собственности, государства,
кредитной системы), то бюджет как экономическая
категория выражает систему императивных
денежных отношений, в процессе которых
образуется и используется один фонд -
бюджетный. Таким образом, в результате
организуемых государством экономических
отношений формируется государственный
централизованный денежный фонд - бюджетный.
В процессе финансово-экономических
отношений формируется денежный фонд
Правительства (республиканский или федеральный
бюджет) и органов местного самоуправления
(местные бюджетные фонды) [5, с. 205].
Бюджетные фонды имеют сложную
организационную структуру. Конкретная
величина фонда зависит от множества факторов
и более всего от уровня развития экономики,
масштабов намечаемых структурных сдвигов
в национальной экономике, эффективного
управления собственностью, финансовыми
и материальными ресурсами на предприятиях,
в учреждениях и организациях непроизводственной
сферы, а также предоставляющих услуги
населению (например, жилищно-коммунального
хозяйства) и т.д., поэтому государственный
бюджет также объективно представляет
собой совокупность бюджетных отношений
по формированию и использованию бюджетного
фонда. Однако само по себе множество фондов
не представляет системы.
На каждом уровне управления
бюджетный фонд имеет систему формирования
доходов и расходов; сложную систему исполнения
бюджетов, которую можно представить как
совокупность:
- источников финансовых
ресурсов;
- объектов бюджетного
инвестирования;
- органов управления;
- инфраструктуры и алгоритмов
их взаимоотношений, обеспечивающих
достижение целей бюджета во
множестве возможных реальных
условий.
Государственный бюджет составляется
правительством и утверждается, принимается
высшими законодательными органами. Таким
образом, в руках государства появляются
значительные финансовые инструменты
воздействия на экономические процессы.
Как правило, это государственные закупки,
дотации, трансфертные платежи, инвестиции.
Совокупность мер по воздействию на экономику
с помощью налогов и государственных расходов
составляет сущность фискальной политики.
Она основана на манипулировании доходной
и расходной частями государственного
бюджета [12, с. 147-148].
Основное назначение бюджета
заключается в том, что он позволяет аккумулировать
финансовые средства в руках государства
и использовать их для финансирования
различных программ. Однако, помимо этой
важнейшей задачи, бюджет выполняет и
ряд других функций. К их числу относятся:
. Контрольная функция. Бюджет
позволяет осуществлять контроль
за действиями исполнительной
власти, который может осуществляться
в различных формах – со
стороны специализированных органов,
наделенных контрольными полномочиями
(например, Счетная палата), со стороны
вышестоящей организации и др.
В странах с развитыми демократическими
традициями важное значение отводится
общественному контролю, для развития
которого принимаются специальные
программы повышения прозрачности
бюджетной системы. Бюджет принимается
как закон и тем самым накладывает ограничения
на действия правительства. В нем законодательно
закреплены лимиты отдельных статей доходов
и расходов, которые государство должно
четко соблюдать при проведении социально-экономической
политики.
2. Информационная функция.
Бюджет – это индикатор текущего
состояния экономики страны, социальной
сферы, политической ситуации. Структура
его доходной и расходной части
позволяет судить о приоритетах
государственной политики, масштабах
влияния на нее отдельных групп
интересов. Более того, поскольку
закон о бюджете на очередной
год составляется как плановый
документ, он выступает как прогноз
будущей экономической ситуации.
Его разработка сопровождается
прогнозными расчетами основных
показателей развития страны, на
которые ориентируются не только
государственные учреждения, но
и организации негосударственного
сектора экономики, а также простые
граждане. Закладываемые в закон
о бюджете планово-прогнозные
показатели формируют в обществе
определенные ожидания, которые
могут быть как позитивными, так
и негативными.
3. Институционализация общественных
предпочтений. В демократических государствах
принятию закона о бюджете обязательно
предшествует его рассмотрение в парламенте.
На этом этапе в составленный правительством
законопроект вносятся корректировки
с учетом мнений депутатов, представляющих
интересы своих избирателей. Таким образом,
структура бюджета отражает общественные
предпочтения в отношении государственной
политики. Посредством механизмов представительной
демократии эти предпочтения воплощаются
в конкретных цифрах доходных или расходных
статей.
Данная функция бюджета в разных
странах реализуется по-разному. Она зависит
от того, насколько развиты процедуры
участия граждан и их представителей в
разработке закона о бюджете и контроле
за его исполнением. Важное значение имеет
установленный порядок бюджетного процесса,
степень реального участия в нем органов
представительной власти, а также контроль
избирателей за действиями выборных органов.
4. Регулирующая функция.
В условиях рыночной экономики
основным инструментом государственного
регулирования является финансовая
система, центральным звеном которой
является бюджет. Любые значимые
решения в области экономической
политики должны иметь финансовое
обеспечение, поэтому они подкрепляются
соответствующими бюджетными расходами
[16, с. 227].
Таким образом, используя бюджет,
государство непосредственно воздействует
на национальное воспроизводство, регулирует
и стимулирует экономический рост [9, с.
30].
Бюджет, как совокупность денежных
отношений, является исключительно важным
инструментом воздействия на развитие
экономики и социальной сферы страны.
Это воздействие бюджет оказывает через
соответствующие группы бюджетных отношений
– доходы и расходы бюджета.
В каждой стране структура бюджета
имеет свои особенности. Она определяется
экономическим потенциалом страны, масштабностью
задач, решаемых государством на данном
этапе развития, ролью государства в экономике,
состоянием международных отношений и
другими факторами.
Структура государственного
бюджета Республики Беларусь имеет свои
особенности. Его расходная часть, как
и во всех странах мира, характеризует
направление и цели бюджетных ассигнований
на развитие и государственное регулирование
экономики. Бюджетные ассигнования носят
целевой характер и, как правило, невозвратны.
Так, предоставление бюджетных средств
называется бюджетным финансированием,
поскольку данное расходование средств
отличается от банковского предоставления
кредитных ресурсов. Одна из особенностей
нашего бюджета — бюджетные субсидии
аграрному сектору республики. Они имеют
социальную, политическую и экономическую
направленность, поскольку государство
весьма заинтересовано в стабилизации
этого сектора экономики. К другим расходным
статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию
внешнего и внутреннего долга, кредитование
экспорта и т.д. [6, с. 73-74].
Республиканский бюджет нашей
страны обеспечивает финансирование мероприятий,
имеющих общегосударственное значение.
Через республиканский бюджет
осуществляется перераспределение части
финансовых ресурсов между областями
и городом Минском в целях выравнивания
уровней их экономического и социального
развития.
Из средств республиканского
бюджета могут выделяться бюджетам областей
и города Минска дотации, субвенции, субсидии
при недостаточности средств их бюджетов
для финансирования отдельных расходов
и мероприятий.
Распределение доходов и расходов
между республиканским бюджетом и бюджетами
областей и города Минска утверждается
законом о республиканском бюджете на
очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского
бюджета включаются: регулирующие доходы,
за вычетом отчислений бюджетам областей
и города Минска; доходы от внешнеэкономической
деятельности; поступления от разбронирования
государственных запасов и резервов; доходы
государственных целевых бюджетных фондов;
трансферты, получаемые от других государств
в соответствии с заключенными договорами;
другие доходы в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета
финансируются: капитальные вложения
в объекты, относящиеся к республиканской
собственности; природоохранные мероприятия,
осуществляемые в соответствии с общегосударственными
программами; мероприятия по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС; общегосударственные программы по
социальной защите населения; другие общегосударственные
целевые программы; затраты, связанные
с внешнеэкономической деятельностью;
государственные учреждения и организации
образования, подготовки кадров, науки,
культуры, здравоохранения, физической
культуры, социального обеспечения; затраты
по закладке и обновлению государственных
запасов и резервов; расходы на содержание
республиканских государственных органов,
в том числе судов, правоохранительных
органов, органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска,
таможенные органы; погашение кредитов
банка, выданных для покрытия бюджетных
расходов, государственного долга, и оплата
процентов по ним; погашение внешнего
долга и уплата процентов по кредитам,
полученным от иностранных государств
и банков, международных финансовых организаций;
образование резервных и государственных
целевых бюджетных фондов; выдача заемных
средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий
юридическим и физическим лицам, областным
бюджетам и бюджету города Минска; другие
расходы, предусматриваемые в республиканском
бюджете на соответствующий финансовый
(бюджетный) год.
Доходная часть бюджета Республики
Беларусь почти на 80% формируется за счет
налоговых поступлений, поступлений от
приватизации государственной собственности
и т.п. Согласно экономической теории доходная
часть бюджета должна покрывать расходные
статьи бюджета. Однако в условиях переходного
периода, когда объективно необходима
структурная перестройка экономики, расходная
часть бюджета превышает доходную часть
и данная разница образует бюджетный дефицит.
Один из источников покрытия бюджетного
дефицита — эмиссия денег. В некоторых
государствах СНГ и других странах для
покрытия бюджетного дефицита широко
используются внутренние и внешние займы,
сокращение бюджетных расходов [6, с. 74].
На практике в процессе составления,
утверждения и исполнения бюджетов могут
иметь место сбалансированность доходов
и расходов, превышение расходами размера
доходов, так называемый "бюджетный
дефицит", либо наоборот превышение
доходами расходов ("профицит").
Дефицит (от лат. "Deficit"
- недостает) – убыток, превышение расхода
над доходом [10, с. 51].
Как финансовая категория дефицит
бюджета выступает производным от государственного
бюджета и выражает такое его состояние,
при котором доходы не покрывают всех
расходов в силу роста предельных общественных
издержек производства, что приводит к
отрицательному сальдо бюджета.
По формуле (1.1) дефицит бюджета
равен сумме совокупных государственных
расходов за вычетом налоговых поступлений
в бюджет:
D= (G + N + F) – T
(1.1)
где D - бюджетный дефицит,
G - сумма закупок товаров и услуг,
N - выплата процентов по государственному
долгу,
F - общий объем социальных выплат,
Т - налоги.
Бюджетный дефицит является
проявлением кризиса государственных
финансов[5, с. 243].
Таким образом, планирование
и исследование государственного бюджета
и его составляющих является важным направлением
государственной экономики. Достижение
такого состояния государственных финансов,
при котором бы доходы равнялись расходам,
является основной задачей всех государств.
При этом необходимо учитывать, что в современном
мире нет государства, которое в те или
иные периоды своей истории не сталкивалось
с бюджетным дефицитом. И не всегда наличие
дефицита бюджета свидетельствует об
отрицательных ситуациях в экономике.
Он не страшен в количественно допустимых
границах. Однако количество не должно
переходить в отрицательные качества
и ложиться тяжким грузом на экономику
страны и население, сопровождаться сокращением
средств на выполнение социально значимых
программ.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ динамики
состава и структуры доходов
консолидированного бюджета
По итогам 2014года доходы консолидированного
бюджета составили 96,2 трлн. руб. и увеличились
по сравнению с прошлым годом на 4,5 процента.
Отношение доходов консолидированного
бюджета к ВВП составило 28,2 % ВВП (в 2013
года– 32,3 %ВВП).
Рисунок 2.1 – Динамика
доходов консолидированного бюджета за
2012–2014 гг.
Примечание – Источник: собственная
разработка на основе данных [23]
Основная доля доходов консолидированного
бюджета (86,2%) формируется за счет налоговых
поступлений. За 2014 год в бюджет поступило
82,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению
с прошлым годом поступления увеличились
на 1,5 процента.