Типы экономических механизмов природопользования. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют бездумно на мой взгляд, преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.
В работе рассматривается тема «Типы экономических механизмов природопользования. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку ».

Оглавление

1. Типы экономических механизмов природопользования
1.1 Принципы экономического механизма природопользования
1.2 Три типа экономических механизмов природопользования
1.3 Влияния выбора цели развития секторов/комплексов на формирование экономического механизма природопользования
1.4 Комбинирования типов экономического механизма природопользования.
2. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку
З. Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Если  концепция развития агропромышленного комплекса базируется на постулате о дефиците сельскохозяйственной продукции, то экономический механизм природопользования должен быть достаточно «мягким» и не препятствовать вовлечению новых земельных и водных ресурсов в сельскохозяйственный оборот. В России проводимые сейчас аграрная политика и земельная реформа направлены на природоемкий вариант развития агропромышленного комплекса.

     Проблемы  определения концепции развития стоят и перед лесным комплексом. Если учесть, что затраты древесины в российской экономике на производство конечного продукта в 4—6 раз выше по сравнению с развитыми странами, то очевидно, что экономический механизм в природопользовании должен быть ориентирован на стабилизацию и сокращение заготовок древесины (высокая попенная плата, большие налоги на расширение лесосеки, ограничение территорий лесозаготовок и пр.).

     Важны и региональные особенности формирования экономического механизма природопользования. Как уже отмечалось, в районах  основной добычи природных ресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке чрезвычайно слабо развита обрабатывающая промышленность, что приводит к огромным потерям ресурсов. Очевидно, что экономический механизм в этих регионах должен быть направлен на ограничение масштабов природопользования, лимитировать вовлечение новых природных ресурсов в хозяйственный оборот.

     Таким образом, принципиальный вопрос при  разработке экономического механизма  природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентация на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширении масштабов использования природных ресурсов в экономике (тип экономического механизма с компенсирующими, мягкими ограничениями) или ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов). Данная дилемма может быть и не сформулирована в столь явном виде. Она может быть следствием выбора экономических или социальных целей вне экологического контекста, т.е. стоять в неявном виде.

     Из  сказанного выше логично вытекает второй сформулированный принцип — невозможность создания локального экономического механизма природопользования, действующего только на первых этапах природно-продуктовой вертикали (цепочки) и в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природного вещества и получения готового продукта. Таким образом, нужна единая логика в формировании экономического механизма для всей природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией или услугами, получаемыми на основе этих ресурсов. 

     1.4 Комбинирования типов экономического механизма природопользования 

     Механизм  природопользования (в узком смысле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных  производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.

     Принимая  во внимание возможность сопряженности  механизмов природопользования для  различных комплексов, можно использовать возможности комбинирования этих типов. Например, формирующийся экономический механизм природопользования в топливно-энергетическом комплексе сейчас можно охарактеризовать как компенсирующий. Между тем учет реалий развития агропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм гораздо более жестким, подавляющим.

     В настоящее время возможно значительное уменьшение экологической нагрузки в регионах, где добываются энергетические ресурсы, за счет изменения экспортной политики. С позиций снижения экологической нагрузки и экономической выгоды гораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычу топливно-энергетических ресурсов для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует всевозрастающих затрат и приводит к тяжелым экологическим деформациям.

     В этих целях необходимо предусмотреть существенное изменение общих экономических механизмов как в отдельных комплексах, так и между ними. В частности, с помощью рыночных инструментов, государственного регулирования и поддержки возможна определенная стабилизация развития топливно-энергетического комплекса при одновременном стимулировании развития инфраструктуры и перерабатывающей промышленности в агропромышленном комплексе, что позволит резко уменьшить потери продовольствия. Такое ресурсосберегающее изменение структуры экономики позволит уменьшить объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.

     Таким образом, и экономический механизм природопользования в топливно-энергетическом комплексе может стать гораздо  более жестким в экологическом отношении. Одновременно развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности позволяет сделать более жестким и экономический механизм природопользования в агропромышленном комплексе, ориентировать его на сокращение использования земельных и водных ресурсов.

     На  этом примере хорошо видно, как развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности дает, с одной стороны, большой внутренний экономический  и экологический эффект в агропромышленном комплексе, а с другой - значительный положительный внешний, экстернальный эффект с точки зрения уменьшения общественных издержек на охрану природы и издержек в топливно-энергетическом комплексе.

     В данном случае хорошо видно значение учета регионального фактора  в экономическом механизме природопользования. Так, развитие в аграрном секторе европейской части России инфраструктуры и переработки может позволить снизить нагрузку на экосистемы и не увеличивать добычу энергоресурсов в Сибири и в арктических районах. Все это требует комплексного подхода к разработке механизма природопользования с учетом развития различных регионов.

     В этих условиях представляются малоэффективными попытки создания чисто региональных программ по выходу из экологических кризисов для отдельных территорий, распыление финансовых и материальных ресурсов. Преодоление экологических кризисов требует изменения развития как различных комплексов/секторов, так и регионов, а также согласованных эколого-экономических программ, ориентированных на экологическую стабилизацию и устойчивое развитие, что соответственно требует и сопряженных, связанных между собой экономических механизмов природопользования.

     В качестве примера включения экономического механизма природопользования в  общий механизм, охватывающий всю природно-продуктовую вертикаль, его согласования с «послеприродными» механизмами и ориентацией на конечные результаты можно привести возможное построение системы налогов для природно-продуктовой вертикали для жесткого механизма природопользования.

     Налоговая система должна быть устроена таким  образом, чтобы на первых этапах природно-продуктовой  вертикали налоги были максимальными (для «подавления» природоэксплуатирующей деятельности), и они должны убывать  по мере приближения к стадии конечной продукции (для стимулирования высокотехнологичных, инфраструктурных, перерабатывающих и обрабатывающих отраслей).

     2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ.1 

     А теперь рассмотрим несколько подробнее специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и охраной природных ресурсов.

     В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие  элементы экономического механизма  природопользования:

  1. платность природопользования;
  2. система экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  3. плата за загрязнение окружающей природной среды;
  4. создание рынка природных ресурсов;
  5. совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;
  6. экологические фонды;
  7. экологические программы;
  8. продажа права на загрязнение;
  9. система "залог - возврат";
  10. экологическое страхование

     Дадим краткое пояснение каждому элементу. Платность природопользования должна включать плату: 1) за право пользования природными ресурсами; 2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.

     Существенное  значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы.

     Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

     Что касается налогообложения, то должны применяться  пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные  природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.

     Например, в США "зеленые" налоги на производство фреонов дифференцированы во времени. С начала введения налогов фреоны облагались налогом в размере 3,02 долл. за 1 кг, с 1995 года - 6,83 долл., а с 1999 года - 10,80 долл./кг

     Многие  страны собираются в ближайшее время  ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды).

     Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько  процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.

     Должна  претерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.

     Ускоренная  амортизация основных фондов является хорошо опробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности научно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль.

     Важным  элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды.

     Платежи за загрязнение являются средством  наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит".

     Россия  оказалась одной из первых стран  в мире, где введены платежи  за загрязнение (январь 1991 года). Введено  три вида платы:

  1. за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;
  2. за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;
  3. за размещение отходов.

     В зависимости от степени воздействия  на окружающую среду устанавливаются  два вида нормативов оплаты: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и за превышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколько раз. При этом платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, а сверхнормативные - в прибыль предприятия. Современные нормативы хотя у нас и низкие, но они играют важную роль для рождения новой ситуации.

     Для России актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).

     Проблема совершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена в двух аспектах:

  1. разумное повышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения;
  2. цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.

     Экологически  чистая продукция должна иметь более  низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные.

Информация о работе Типы экономических механизмов природопользования. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку