Типы экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:03, реферат

Краткое описание

Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Файлы: 1 файл

типы эконом. сис..docx

— 235.22 Кб (Скачать)

Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Термин появился в период перестройки для обозначения  сущности советской системы управления и быстро стал популярным.

Для административно-командной  системы характерно директивное  планирование из Центра, все предприятия  действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями.[источник не указан 533 дня] Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.[источник не указан 533 дня]

Либерально настроенные  исследователи обычно подчёркивают, что административно-командная система  опирается не на демократическую  политическую систему, а на тоталитарные или авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство. Но, строго говоря, ни один из вышеперечисленных пунктов не является обязательным.

Командная экономика.

а) эк-я власть централизована;

б) рынок не выполняет функцию регулятора экономики;

в) поведение субъектов  рынка опосредовано наличием общей  цели, общий интерес доминирует над личным;

г) централизованная эк-я власть осущ-тся административно-бюрократическими методами и обеспечивает в присвоении приоритет отношениям распределения, присвоению через обращение отводится второстепенная роль.

Гос-во может быть основным эк-м субъектом.

Европейская модель административной экономики

Европейская модель административной экономики возникла после Первой мировой войны и приняла преимущественно  форму корпоративистской экономики. Корпоративистский режим стремится воплотить в жизнь концепцию общества как совокупности организованных корпораций, арбитром между которыми выступает государство.

Советская экономическая  система

Социалистическая идея легла  в основу принципов и форм экономических  систем, которые на протяжении нескольких десятилетий ХХ в. существовали в СССР и десятках других больших и малых государств мира. Конечно, между этими системами были определённые отличия. В наиболее чистом, классическом виде социалистическая экономика была представлена в СССР в период с начала 30-х до середины 80-х годов В конце 80-х годов термин «административно-командная система» был предложен профессором Г.Х. Поповым..

Советская экономическая  система была грандиозным историческим явлением. Сущность этой системы сводится к тотальному огосударствлению экономики. Этот, первый, принцип социалистической экономики позволяет реализовать  второй принцип - централизованное государственное  планирование народного хозяйства.

Тотальное огосударствление означает, что только государство  было собственником производственных ресурсов и только государство принимало  экономические решения. Формально  собственность рассматривалась  как «общенародная», а государство - как выразитель интересов всего общества. Но на деле работник был полностью отчуждён от собственности, не говоря о том, что не мог получить «свою» долю «общенародного» имущества. В сочетании с особенностями политического устройства социалистических стран это привело к тому, что реальным собственником стала административно-бюрократическая верхушка государства.

Принцип планирования требовал, чтобы все экономические решения  принимались центральными плановыми  органами или, по их поручению, государственными органами нижестоящего уровня (например, республиканского или областного) и  носили характер обязательного задания  для исполнителя. Иными словами, все решения об объёме и ассортименте производства, потребляемых ресурсах, ценах, заработной плате, поставках  потребителям и т.д. принимались  не теми, кто непосредственно руководит  производством или торговлей, а  государственными плановыми органами. При этом государство исходило не из объективных экономических потребностей и критериев сбалансированного  развития, роста эффективности и  т.д., а из потребности в решении  политических, экономических и социальных задач, установленных административно-бюрократической (как правило, партийной) верхушкой.

Например, цены не выполняли  функции сбалансирования спроса и предложения и информирования производителей о структуре и  объёме спроса. Такая задача вообще не ставилась. Цены выполняли главным  образом функции учёта произведённой  продукции, потому что многие производственные задания давались предприятиям в  стоимостной форме. На потребительском  рынке цены тоже строго задавались государством. Они были постоянными  и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому розничные цены указывались  непосредственно на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п.

Отдельно нужно сказать  о механизме принятия экономических  планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных  структур общества и является одним  из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание плана  сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий  центр определяет не только объем  выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это  даже приблизительно, хотя бы по небольшой  группе производителей, невозможно. А  если страна располагает большим  производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности  таких планов.

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным  собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут  работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые  потребители промышленной продукции  связаны экономически и административно  друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип соответствия спроса и предложения заменен  волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне  зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат  — отсутствие стимула к производительному  труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее  в связи с мотивизацией труда и принуждением).

Процентная ставка не может  служить в командной экономике  средством эффективного распределения  инвестиций. В условиях льготного  кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В условиях государственной  монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент  и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике  в принципе невозможно существование  такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и  разграничения на экономическую  и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка —  все они лишены альтернативы использования  свободных денежных средств, ибо  все эти предприятия находятся  в собственности государства.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует  состояние предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой директивы.

В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Деятельность государства  финансируется за счёт налогов и  акцизов, но главным образом —  за счёт его собственной экономической  деятельности, обеспечивающей ему необходимую  финансовую самостоятельность и  имеющей своей целью как раз  обеспечение базовых его функций.

Ряд жизненно важных для  общества услуг и элементов общегосударственной  инфраструктуры финансируются или  частично субсидируются за счёт бюджета, либо напрямую принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, сельское хозяйство и связанное  производство продуктов питания  первой необходимости, топливно-энергетический сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, государственные монополии и  т. п.

Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с  целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.

По одной из точек зрения[источник не указан 385 дней], большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

Смешанная экономика.

а) многообразие форм хозяйствования, параллельно сосуществующих как части единого организма;

б) неоднородность эк-й структуры;

в) эк-я власть не рассредоточена, она не носит тоталитарный характер, не осущ-тся административно-бюрократическими методами, поэтому при таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их;

г) собственность на матер-е  ресурсы может быть народная, государственная, частная; д) поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в общем определены и приоритетные цели;

е) гос-тво выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.

 Традиционная экономика характерна для стран, которые с позиции технократической цивилизации определяются как неразвитые.

а) эк-я деятельность не воспринимается как первичная ценность;

б) индивид принадлежит  своей изначальной общности;

в) экономическая власть соединена с политической властью; г) весьма устойчива, с трудом поддается  реформированию.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.

Рыночная экономика —  социально-экономическая система, развивающаяся  на основе частной собственности  и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и  выбора.[1]

Информация о работе Типы экономических систем