Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:03, реферат
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Административно-командная
(или командно-
Термин появился в период перестройки для обозначения сущности советской системы управления и быстро стал популярным.
Для административно-командной системы характерно директивное планирование из Центра, все предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями.[источник не указан 533 дня] Основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата.[источник не указан 533 дня]
Либерально настроенные
исследователи обычно подчёркивают,
что административно-командная
Командная экономика.
а) эк-я власть централизована;
б) рынок не выполняет функцию регулятора экономики;
в) поведение субъектов рынка опосредовано наличием общей цели, общий интерес доминирует над личным;
г) централизованная эк-я власть
осущ-тся административно-
Гос-во может быть основным эк-м субъектом.
Европейская модель административной экономики
Европейская модель административной
экономики возникла после Первой
мировой войны и приняла
Советская экономическая система
Социалистическая идея легла в основу принципов и форм экономических систем, которые на протяжении нескольких десятилетий ХХ в. существовали в СССР и десятках других больших и малых государств мира. Конечно, между этими системами были определённые отличия. В наиболее чистом, классическом виде социалистическая экономика была представлена в СССР в период с начала 30-х до середины 80-х годов В конце 80-х годов термин «административно-командная система» был предложен профессором Г.Х. Поповым..
Советская экономическая
система была грандиозным историческим
явлением. Сущность этой системы сводится
к тотальному огосударствлению экономики.
Этот, первый, принцип социалистической
экономики позволяет
Тотальное огосударствление
означает, что только государство
было собственником производственных
ресурсов и только государство принимало
экономические решения. Формально
собственность рассматривалась
как «общенародная», а государство
- как выразитель интересов всего
общества. Но на деле работник был полностью
отчуждён от собственности, не говоря
о том, что не мог получить «свою» долю
«общенародного» имущества. В сочетании
с особенностями политического устройства
социалистических стран это привело к
тому, что реальным собственником стала
административно-
Принцип планирования требовал,
чтобы все экономические
Например, цены не выполняли
функции сбалансирования спроса
и предложения и информирования
производителей о структуре и
объёме спроса. Такая задача вообще
не ставилась. Цены выполняли главным
образом функции учёта
Отдельно нужно сказать
о механизме принятия экономических
планов в командно-административной
системе. План принимается на высшем
форуме правящей политической партии
и в высшем законодательном органе
страны, что освящает сращивание политических,
исполнительных и законодательных
структур общества и является одним
из главных признаков
Директивное задание плана
сопровождается выделением бесплатных
для производственной единицы ресурсов
и фондов заработной платы, определяемых
административным центром страны. Общий
центр определяет не только объем
выделяемых ресурсов и фондов заработной
платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный
анализ показывает, что сделать это
даже приблизительно, хотя бы по небольшой
группе производителей, невозможно. А
если страна располагает большим
производственным потенциалом, то сама
мысль о директивном
Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут работать, не взирая на качество продукции.
Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.
В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат — отсутствие стимула к производительному труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее в связи с мотивизацией труда и принуждением).
Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.
Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.
В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.
В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы а также нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой директивы.
В условиях командной системы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производители вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженности приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.
Сме́шанная эконо́мика, гибри́дная эконо́мика — экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идею смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.
В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право иметь в собственности или оперативном управлении средства производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.
Деятельность государства
финансируется за счёт налогов и
акцизов, но главным образом —
за счёт его собственной экономической
деятельности, обеспечивающей ему необходимую
финансовую самостоятельность и
имеющей своей целью как раз
обеспечение базовых его
Ряд жизненно важных для
общества услуг и элементов
Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.
Государство также осуществляет: регулирование — трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное; защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; протекционизм.
По одной из точек зрения[источник не указан 385 дней], большинство современных национальных экономик — гибридные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.
Смешанная экономика.
а) многообразие форм хозяйствования, параллельно сосуществующих как части единого организма;
б) неоднородность эк-й структуры;
в) эк-я власть не рассредоточена,
она не носит тоталитарный характер, не
осущ-тся административно-
г) собственность на матер-е ресурсы может быть народная, государственная, частная; д) поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в общем определены и приоритетные цели;
е) гос-тво выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов.
Традиционная экономика характерна для стран, которые с позиции технократической цивилизации определяются как неразвитые.
а) эк-я деятельность не воспринимается как первичная ценность;
б) индивид принадлежит своей изначальной общности;
в) экономическая власть соединена с политической властью; г) весьма устойчива, с трудом поддается реформированию.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Рыночная экономика —
социально-экономическая