Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:14, курсовая работа
Вопрос о темпах и ресурсах экономического роста является одним из центральных в научных дискуссиях сегодняшнего дня. Экономический рост является более широким понятием, чем производство. Экономический рост означает расширяющееся производство и подразумевает одновременное улучшение социально-экономических показателей как экономики, так и общества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Общественный продукт и экономический рост. Мера и факторы роста.
1.1.Общественный продукт.
1.2.Экономический рост.
1.3.Факторы экономического роста.
ГЛАВА 2.Особенности неоклассической теории экономического роста.
2.1.Неоклассическая теория экономического роста.
2.2.Неоклассические модели Солоу.
2.3.Неоклассическая теория экономического роста Дж. Мида.
2.4.Неоклассическая теория экономического роста А. Льюиса.
ГЛАВА 3. Кейнсианский вариант теории экономического роста.
3.1.Кейнсианская программа экономического роста.
3.2.Кейнсианство, неокейнсианство и посткенсианство. Причины возникновения и основные проблемы.
3.3.Классическая теория безработицы. Причины безработицы по Кейнсу.
ГЛАВА 4. Экономический рост и современная РФ.
4.1.Движущие силы экономического роста в современной России.
4.2. Взгляды на экономический рост в стране премьер-министра РФ Путина В.В. и министра финансов Кудрина А.Л.
4.3.Экономический рост России в 2011 на фоне других стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВЕДЕНИЕ |
3 | |
ГЛАВА 1.Общественный продукт и экономический рост. Мера и факторы роста. |
||
1.1. |
Общественный продукт. |
5 |
1.2. |
Экономический рост. |
9 |
1.3. |
Факторы экономического роста. |
13 |
ГЛАВА 2.Особенности неоклассической теории экономического роста. |
||
2.1. |
Неоклассическая теория экономического роста. |
16 |
2.2. |
Неоклассические модели Солоу. |
20 |
2.3. |
Неоклассическая теория экономического роста Дж. Мида. |
23 |
2.4. |
Неоклассическая теория экономического роста А. Льюиса. |
25 |
ГЛАВА 3. Кейнсианский вариант теории экономического роста. |
||
3.1. |
Кейнсианская программа экономического роста. |
28 |
3.2. |
Кейнсианство, неокейнсианство и посткенсианство. Причины возникновения и основные проблемы. |
30 |
3.3. |
Классическая теория безработицы. Причины безработицы по Кейнсу. |
35 |
ГЛАВА 4. Экономический рост и современная РФ. |
||
4.1. |
Движущие силы экономического роста в современной России. |
38 |
4.2. |
Взгляды на экономический рост в стране премьер-министра РФ Путина В.В. и министра финансов Кудрина А.Л. |
42 |
4.3. |
Экономический рост России в 2011 на фоне других стран. |
44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |
46 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. |
48 |
ВВЕДЕНИЕ
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов
экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как
определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения
общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия.
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение
численности населения
обуславливают решение
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.
В настоящее время экономический рост (его содержание, факторы, на него влияющие) стал наиболее обсуждаемой темой в России. И это объяснимо, ведь ситуация меняется буквально на глазах. Впервые за годы реформ наша страна переживает устойчивый экономический рост. И что самое главное – по своему содержанию, структуре это совершенно другой, более здоровый рост, по сравнению с тем, что мы наблюдали до кризиса 1998 года.
Вопрос о темпах и ресурсах экономического роста является одним из центральных в научных дискуссиях сегодняшнего дня. Экономический рост является более широким понятием, чем производство. Экономический рост означает расширяющееся производство и подразумевает одновременное улучшение социально-экономических показателей как экономики, так и общества. Это включает (кроме увеличения темпов прироста ВВП, роста котировок ценных бумаг и других) рост занятости, развитие социальных программ, снижение социальной напряженности и др. Вопросы теории экономического роста затрагивали многие выдающиеся экономисты. Рассмотрению их взглядов и посвящена данная работа.
В послевоенные годы основное развитие экономической науки шло в напрвлении, заданном теорией Д. Кейнса и неоклассической доктриной. Теория Кейнса более ориентирована на макроанализ, неоклассические взгляды были разработаны в рамках микроэкономического анализа, но в нее не вписывались такие макроэкономические явления, как кризисы перепроизводства и массовая безработица, которые четко обосновывались кейнсианской доктриной. Поэтому экономисты стали искать пути по объединению того лучшего, что есть в обеих школах. Активное участие в этом приняли американские экономисты Дж. Мид, Р. Солоу и другие выдающиеся экономисты. Рассмотрению их взглядов и посвящена данная работа.
ГЛАВА 1.
Общественный продукт и экономический рост. Мера и факторы роста.
1.1. Общественный продукт.
Общественный продукт — это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года.
Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.
Экономисты, оставившие сколько-нибудь заметный след в теории воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости (ценности). Так, Ф.Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделял из общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых он разграничивал средства производства и предметы потребления.
А.Смит выделял две группы рабочих, одна из которых занята производством средств производства, а другая — предметов потребления.
К.Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывал деление общественного производства на два соответствующих подразделения.
Такого же подхода
к анализу общественного
Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).
Стоимостную структуру
общественного продукта рассматривал
и Дж.М. Кейнс. Но и здесь, как и
в исследовании натурально-вещественного
состава общественного
Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента:
1) издержки использования (U);
2) факториальные издержки (F);
3) добавочные издержки (V);
4) совокупный доход
Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения:
U-(K'-B')=(K-A'),
где К'— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение;
В' — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. Поскольку средства производства использовались для производства продукции, то издержки (В') не были израсходованы на их содержание и улучшение, поэтому они и вычитаются из К', т.е. остается только первоначальная стоимость основных средств;
К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции;
А'— стоимость законченной
Второй элемент —
F=V+(m-p).
Сумма издержек использования и факториальных издержек называется непосредственными издержками, которые предприниматели стремятся довести до минимума, чтобы получить максимальный доход.
Третий элемент стоимостной структуры общественного продукта — это добавочные издержки, под которыми следует понимать обесценение оборудования или превышение фактических издержек использования над предполагаемым обесценением. Речь идет о моральном износе оборудования V. В целом издержки производства I можно представить в следующем виде:
I=U+F+V.
Четвертый элемент стоимостной структуры — это доход (D) предпринимателя в отличие от совокупного дохода общества. Под доходом предпринимателя имеется в виду прибыль, которая достается функционирующему собственнику (предпринимателю) и которая определяется как превышение стоимости товара (W) над издержками (U+F+V).
D=W-(U+F+V).
В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу:
W=U+F+V+D.
Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике.
При оценке общественного продукта возникает ряд трудностей. Такие весьма различные товары, как жилые дома, одежда, велосипеды, пища, которые произведены в течение одного года, нельзя просто суммировать или сравнивать, если им не придать денежное выражение.
Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг.
Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.