Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка.
Введение
Данная работа включает в себя три раздела, в которых на примере Европейского союза изучаются типы экономических союзов государств в мировой экономике.
Актуальность данной темы заключается в огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах. Это объясняется целым рядом причин. Одной из основных, несомненно, является изменившаяся картина миропорядка.
Уход из политической жизни СССР, создание целого ряда новых государств и, следовательно, новых проблем - всё это вместе взятое подвигло многие страны искать утерянную сбалансированность в новых формах коллективной безопасности и экономического сотрудничества - так называемых региональных организациях. И одним из примеров такой организации, безусловно, является ЕС.
Причина выбора ЕС в качестве примера наиболее крупного типа экономического союза не случайна.
Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного права, подобно международным экономическим организациям или региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу.
Во-вторых, место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики наряду и наравне с крупнейшими национальными государствами – США и Японией.
В первом разделе описываются такие понятия, как экономический союз, торговый блок и экономическая интеграция. Также в курсовой работе представлены, основные признаки интеграции, типы экономических союзов и виды торговых блоков.
Во втором разделе рассматриваются предпосылки, цели создания Европейского союза и его эволюция, а также механизмы его функционирования
В третьем разделе изучаются основные проблемы и тенденции развития Европейского союза.
1. Экономические союзы и блоки
1.1 Экономический союз, торговый блок, экономическая интеграция
Экономический союз — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:
отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран;
наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы;
наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.
Торговый блок — зона свободной торговли нескольких стран, придерживающихся одного или нескольких соглашений по налогам, тарифам и торговле. Обычно торговые блоки имеют свои административные органы и органы регулирования. Некоторые торговые блоки ставят также политические цели. Существует множество видов торговых блоков, среди которых выделяют:
Зона свободной торговли.
Таможенный союз.
Общий рынок.
Экономический союз.
Экономический и валютный союз.
Торговый блок основывается путём принятия торговых соглашений, определяющих различные вопросы экономической интеграции.
Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики [2].
Выделяют следующие формы экономической интеграции:
Преференциальная зона.
Зона свободной торговли.
Таможенный союз.
Общий рынок.
Экономический союз.
Экономический и валютный союз.
Основными признаками интеграции являются:
1. Взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов.
2. Структурные изменения в экономике стран-участниц.
3. Необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
1.2 Виды торговых блоков
Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров, как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.
Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией.
Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз).
Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня вступления стран-участниц в Европейский союз).
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - подписанное этими двумя странами в 1983 г.
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.
Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
СНГ – соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года.
Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.
Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).
Примеры общего рынка:
Андская группа;
Европейская экономическая зона, объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;
Карибское сообщество единого рынка;
Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;
Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки.
1.3 Типы экономических союзов
Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР). Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.
В систему МЕРКОСУР входят Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.
Восточно-Африканское сообщество - межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.
Форум островов Тихого океана - межправительственное учреждение, основная цель которого - содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Страны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.
Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием "Южнотихоокеанский форум", а текущее название получило в 2000 году.
Южноамериканское сообщество наций. В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций. Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.
Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона - Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Сюда также вошли Чили, Суринам и Гайана.
Территория, которую охватывает союз, составляет 45 % от всего американского континента.
Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.
Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.
Основная цель Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества – ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества.
Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южноазиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.
Андское сообщество создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла.