Типы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП,

Файлы: 1 файл

грэ 7 неделя практика.docx

— 24.85 Кб (Скачать)
  1. Типы экономического роста

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель. Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП, реже — реальные ВНП, ЧНП, или НД. Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д. Изучение экономического роста проходит в рамках теорий экономического роста

Типы  экономического роста


Различают экстенсивный и  интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается  путем увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором - за счет интенсивных  факторов роста. С развитием и  освоением современных достижений науки и техники интенсивные  факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и  интенсивный типы экономического роста  в чистом виде не существуют. Имеет  место их переплетение и взаимодействие.

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста: равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе), чудеса роста (Япония, Южная Корея,Гонконг), трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки) и отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

 

2. На   макроэкономическом   уровне   ведущими   показателями    динамики

экономического роста  являются:

  —  рост объема  ВВП/ВНП или НД;

  —  темпы роста  ВВП/ВНП и НД в расчете на  душу населения;

  — темпы роста промышленного  производства в целом, по основным  отраслям  и

на душу населения.

      В  экономической   статистике  для   изучения   динамики   используются

коэффициенты  роста,  темпы  роста  и  темпы  прироста.  Коэффициент   роста

исчисляется по формуле:      х = у1/у2 ,

где у1, у2 — показатели соответственно изучаемого и базового  периода.  Темп

роста равен коэффициенту роста, умноженному на  100.  Темп  прироста  равен

темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом  роста  часто  понимают

темп прироста.

 

3. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА - макроэкономические модели исследования роста экономики. К ним относятся:

1) модель  Харрода-Домара   - динамическая модель равновесия в   условиях   полной  занятости. Согласно этой модели для поддержания полной занятости совокупный спрос должен увеличиваться  пропорционально экономическому росту. В этой модели, таким  образом,   подчеркивается важное значение   совокупного спроса как для экономического роста, так и, соответственно, для достижения полной занятости;

2) модели,  направленные   на взаимосвязь «инвестиции - совокупный   доход».  Доказывается, что чем выше уровень инвестиций, тем больше совокупный доход и выпуск продукции. В связи с этим вводится понятие мультипликатора.   Показывается  также с помощью понятия акселератора влияние дохода на уровень инвестиций: при изменении величины

дохода  происходит изменение уровня инвестиций значительно в большей степени, чем вызвавшее его изменение  дохода. В конечном счете эффект мультипликатора и акселератора приводит к тому, что рост спроса обеспечивает дополнительные инвестиции и экономический рост в значительном большем объеме, чем объем спроса;

3) многофакторная модель экономического  роста («производственная функция»  Чарльза Кобба и Пола Дугласа). Производственная функция Кобба-Дугласа позволяет выяснить, за счет каких источников возможен экономический рост. При этом выделяются два важнейших фактора - капитал и трудовые ресурсы. Совершенствование производственных отношений позволило выделить также такие факторы, как природные ресурсы, совершенствование  структуры  производства, рост образования, научные достижения и т.д. Американский экономист Э.Денисон пришел к выводу, что  главным фактором экономического роста в США с 1929 по 1982 гг. стал научно-технический прогресс.

4.

Основные направление  экономической деятельности государства. Пределы государственного вмешательства  в экономику.

Даже в системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые  принципиально не может осуществить  сам рынок. Это по крайней мере три функции:

1) обеспечение экономики  нужным количеством денег;

2) регулирование так называемых  «внешних» (или побочных) эффектов;

3) удовлетворение потребностей  в «коллективных благах» (или  в «общественных товарах»).

Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Большинство из них охвачено рынком. Но есть и такие, что оказываются  вне его, т.е. деятельность производителя  и потребителя порождает внешние  для рынка эффекты, которые могут  и не иметь денежной оценки, но тем не менее реально влияют на благосостояние рыночных субъектов. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Классическим примером отрицательного эффекта является строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

Регулирование внешних для  рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной  экономики имеет государственное  регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос  рыночная экономика в течение  столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Следующая функция государства  — удовлетворение потребностей в  «общественных товарах». Механизм рынка  нацелен на удовлетворение только тех  потребностей, которые выражаются через  спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах  и превратить в спрос. Рынок пройдет  мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного  пользования, в потреблении которых  участвуют члены общества. Это  оборона,  охрана общественного порядка,  государственное управление,  единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно. Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет черты общественного товара, так как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемости из потребления. Поэтому система высшего образования может развиваться на сочетании рыночной и государственной основ.

Три указанные выше функции  — это максимум того, что может  делать государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.

Государственное вмешательство  в экономику связано с ограниченностью  самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три глобальные функции государства: обеспечение эффективности, справедливости и стабильности.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции — его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов, государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п.

Кроме того, рыночная экономика  не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная  безработица (естественной считается  безработица до 6%), поэтому регулирование  рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных — это  тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания цикличности развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.



 

5.

5. Макроэкономическая стабилизация и экономический рост

 

 Движение от командно-административной к рыночной экономике для своего успешного осуществления должно опираться на мировой опыт в этой области и иметь логику, сформулированную в шести принципах.  
1. Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и кредитования. 
2. Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. 
3. Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. 
4. Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производств в различных отраслях. 
5. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль. 
6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрения государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т.д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств связи и др.

 


Информация о работе Типы экономического роста