Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят:
- выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения;
- организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие;
Следует, однако, учитывать, что создание на базе бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России) двух новых федеральных органов исполнительной власти не повлекло за собой четкого разграничения их компетенции. Дело в том, что Министерство природных ресурсов и Госкомэкология фактически имеют общий предмет - охрану окружающей природной среды. Кроме того, сохранена система иных федеральных органов исполнительной власти, реализующих свою компетенцию в данной сфере.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды республик, входящих в состав России, региональные и территориальные центры, гидрометеорологические обсерватории и бюро, наблюдательные станции и посты осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства и учет вредных воздействий на них, а также наблюдение за уровнями радиации (радиационным фоном), т.е. формирование системы мониторинга. Основу мониторинга составляет сеть станций наблюдения, включающая посты контроля, лаборатории физико-химического анализа, передвижные лаборатории контроля. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных вызвать резкое повышение уровня загрязнения вод, воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий - источников загрязнения.
Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения российской федерации, республиканские, краевые, областные, автономных образований, городские и районные центры санитарно-эпидемиологического надзора, а также органы санэпиднадзора на водном и воздушном транспорте осуществляют государственный санитарный надзор за состоянием и охраной природных объектов в части соблюдения санитарно-гигиенических правил.
Одной
из задач органов санитарно-эпидемиологического
надзора является осуществлениесанитарно-
Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора разрабатываются и утверждаются санитарные правила и нормы в области окружающей среды, обязательные для всех органов, должностных лиц и граждан. На областные центры и некоторые городские и районные центры санэпиднадзора, прошедшие аккредитацию в центрах стандартизации, метрологии и сертификации, возложено осуществление сертификации продовольственных товаров, товаров для детей, парфюмерно-косметических средств и некоторых других товаров.
Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, управления, штабы, региональные центры гражданской обороны, а также подчиненные им войсковые формирования осуществляют руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения. Они производят дезактивацию зараженных участков местности и объектов, выемку, сортировку, вывоз и захоронение загрязненного грунта и предметов, обеспечивают население средствами индивидуальной защиты и при необходимости организуют эвакуацию людей.
В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 09.11.2001 №1309 // СЗ РФ.2001. №46. Ст.4348. с 1 января 2002г. в состав МЧС России включена Государственная противопожарная служба. Известно, что пожарами причиняется не только большой материальный ущерб, но и наносится существенный вред окружающей природной среде: гибнет растительный и животный мир, загрязняется атмосфера. В связи с этим деятельность подразделений противопожарной службы МЧС России (отрядов, служб), направленная на предупреждение пожаров и их тушение, носит и экологическую направленность. Осуществляя пожарный надзор, органы противопожарной службы проводят проверки соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности» ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, вносят предписания об устранении нарушений правил Пожарной безопасности. Руководители противопожарных служб и государственные инспектора по пожарному надзору наделены правом применения административных санкций в отношении как физических, так и юридических лиц. Представители противопожарных служб, кроме того, входят в состав комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, сооруженных в нарушение противопожарных норм и правил.
2.1.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции
Государственная геологическая служба Министерства природных ресурсов РФ и ее региональные (территориальные) подразделения:
- осуществляют в установленных законодательством случаях лицензирование видов деятельности в области геологического изучения недр;
- осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр;
- организуют составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и осуществляют ряд других функций.
Государственная водная служба Министерства природных ресурсов РФ и ее бассейновые управления:
- разрабатывают проекты целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов;
- осуществляют выдачу разрешений на водопользование, согласовывают предоставление водных объектов для вылова водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства, а также при организации любительского и спортивного рыболовства;
- организуют эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем, осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ;
- осуществляют ведение государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов;
- организуют и обеспечивают наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивного.
Наиболее значительна в этом смысле деятельность Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз), которая осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Он разрабатывает основные направления государственной политики; обеспечивает непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение защитных, водоохранных, оздоровительных полезных функций леса; обеспечивает соблюдение всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны лесов; соблюдает федеральные интересы при регулировании лесопользования; организует государственную лесную охрану Российской Федерации; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет охрану лесов от незаконных порубок, защиту их от болезней и вредителей; обеспечивает учет лесного фонда; утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки для заготовки древесины; осуществляет управление федеральными национальными природными парками; организует егерскую службу и ведение охотничьего хозяйства и т.д.
Рослесхоз вправе давать обязательные к исполнению указания и предписания предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам, ведущим работы в лесу, по устранению нарушений лесного законодательства, правил и норм лесопользования; в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на нарушителей лесного законодательства; принимать решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий при нарушении ими лесного законодательства.
В систему Рослесхоза входят подведомственные ему органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам отношений и использования земельных ресурсов. Аналогичные комитеты образованы в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Роскомзем осуществляет государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организует работы по приватизации земель; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; ведет государственный земельный кадастр и мониторинг земель; организует и проводит работы по землеустройству.
Роскомзем разрабатывает государственные программы рационального использования и охраны земель; контролирует использование средств, выделяемых на проведение работ по землеустройству; организует межевание земель; проводит государственную землеустроительную экспертизу; издает инструкции и указания по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений; проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.
При характеристике системы государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов необходимо обратить внимание на особый режим, установленный для Национальных природных парков (НПП РФ). Это - природоохранительные учреждения, территория (акватория) которых включает природные комплексы и объекты особой экологической и иной ценности, предназначенные для использования в природоохранных, научных и культурных целях. Создаются они Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или специально уполномоченных на то государственных органов. На прилегающих к НПП участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.
Управление НПП осуществляется органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. В частности, объектами природно-заповедного фонда управляет Госкомэкология России. Будучи объектами исключительно федеральной собственности, они находятся в ведении указанных органов, назначающих их директоров.
На территории НПП запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов (например, разработка полезных ископаемых, свал леса, строительство магистральных дорог).
Соблюдение режима НПП обеспечивается государственными инспекторами по их охране, которые вправе приостанавливать противоречащую природному законодательству и режиму НПП деятельность граждан и должностных лиц, взимать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, составлять протоколы об административных правонарушениях, доставлять нарушителей в милицию и т.д.
Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе создавать государственные заповедники, заказники.
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу разрабатывает строительные нормы и правила, учитывающие экологические требования, контроль за соблюдением которых осуществляется нижестоящими региональными органами архитектурного надзора.
Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, управления охотничьего или охотничье-промыслового хозяйства в субъектах Российской Федерации, государственные охотничьи инспекции осуществляют регулирование использования охотничьих ресурсов и их охрану, в частности, надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных.
Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, управления ветеринарии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, районные (городские) отделы ветеринарии при местной администрации и другие органы ветеринарии (станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории, участковые ветеринарные лечебницы, ветеринарные участки, пункты) осуществляют ветеринарный надзор в целях обеспечения безопасности продуктов животноводства. На них возложены функции предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных, ведение ветеринарной статистики, связанной с заболеваниями животных. Они также могут проводить ветеринарно-санитарные экспертизы продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство) и его структурные региональные и территориальные подразделения (управления, государственные инспекции) осуществляют охрану рыбных запасов, меры по их воспроизводству, регулирование рыболовства, выдачу специальных разрешений (лицензий) на промысел, а также государственный контроль за охраной и использованием запасов рыб, других водных животных и растений.