Государственная политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Задачи:
– определить ее принципы и направления,
– проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности,
– рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере,

Файлы: 1 файл

154517 - Государственная политика охраны окружающей среды - ГГАУ.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды являются неотъемлемыми условиями устойчивого экономического и социального развития каждого государства.

Современное развитие общества характеризуется научно-техническим прогрессом, быстрым ростом народонаселения и, соответственно, возрастанием масштабов вмешательства общества в природные процессы. Нарушение целостности систем биосферы, истощение отдельных природных ресурсов реально угрожает человечеству.

Забота об оздоровлении экологической обстановки, создании более благоприятных с экологической точки зрения условий для жизни и труда людей становится одной из важнейших задач, как мирового сообщества, так и каждой, отдельно взятой, страны. Не составляет в этом плане исключение и Республика Беларусь.

Наша страна занимает выгодное географическое положение, имеет благоприятные природно-климатические условия, достаточно высокий уровень обеспеченности транспортными коммуникациями. Основу многоотраслевого комплекса составляют крупные предприятия нефтехимической, машино- и станкостроительной, деревообрабатывающей, электронной, текстильной промышленности, предприятия по производству минеральных удобрений, переработке сельскохозяйственной продукции. Основу сельского хозяйства составляют многоотраслевые хозяйства, производство в которых ведется с широким применением средств механизации, минеральных удобрений, химической защиты растений.

К сожалению, как промышленное, так и сельскохозяйственное производство в основном базируются на технологиях, далеких от совершенства. А это, в свою очередь, дает достаточно высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду в виде выбросов, сбросов и отходов производства. К тому же пока слабо развита сеть предприятий по переработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления.

Состояние окружающей среды республики характеризуется значительными уровнями загрязнения атмосферного воздуха, вод и земель веществами, вредными для здоровья человека, а также для растительного и животного мира. Наиболее острой экологической проблемой для Беларуси является радиационное загрязнение значительной части территории после аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во многом определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны.

Поэтому основу государственной экологической политики составляют забота об улучшении ее качества и оздоровлении экологической обстановки, создание благоприятных условий для жизни и труда людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия в стране.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Задачи:

– определить ее принципы и направления,

– проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности,

– рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере,

– оценить международную деятельность республики по решению экологических проблем,

– показать особенности государственной политики охраны окружающей среды в настоящее время.

Для раскрытия темы использовалась учебная и методическая литература, статьи из газет и журналов и нормативные правовые акты, аналитические и статистические данные органов государственного управления в области охраны окружающей среды, информационные данные Интернет ресурсов.

 

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В целях осуществления экологической политики в последние годы успешно реализовывался целый ряд государственных и отраслевых программ. Существенное развитие получила законодательство в области охраны окружающей среды.

Эффективность природоохранных мер значительно повысилась, что обеспечило сохранение положительных тенденций в состоянии окружающей среды по контролируемым параметрам загрязнения. 

Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в расчете на 1 млрд. рублей валового внутреннего продукта в 2013 г. по сравнению с 2004 г. сократились – в 2,2 раза (с 27,2 т до 12,4 т), от стационарных источников уменьшились по диоксиду серы в 5 раз, оксидам азота – в 2,8 раза, оксиду углерода – в 3,8 раза, летучим органическим соединениям – в 2,9 раза. Загрязняющие вещества от стационарных источников в последние годы улавливаются на уровне 87 – 88 процентов от общего количества веществ, поступающих на очистку.

Показатель удельного валового выброса загрязняющих веществ на единицу площади в Республике Беларусь, составляющий 7,7 т/км2, ниже по сравнению со странами Содружества Независимых Государств (8,3 – 16 т/км2) и сопоставим со странами Европейского союза (5,5 – 9 т/км2 ).

При росте валового внутреннего продукта за 2000 – 2013 гг. на 89 процентов валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу увеличился только на 19 процентов, поступление в водоемы сточных вод снизилось в 1,2 раза, а отдельных загрязняющих веществ в их составе от 1,2 (взвешенные вещества, азот аммонийный, металлы) до 1,8 раза (нефтепродукты). Объем оборотного и последовательного использования воды за 2013 год составил 82 процента к общему объему использования воды.

Величина выбросов парниковых газов в 2008 году составила 91,1 млн.т. в эквиваленте СО2 или около 65 процентов по отношению к 1990 году (140,7 млн. т).

Сложилась положительная динамика использования отходов производства. Если в 2000 году их доля составляла 15,3 процента, то в 2013 году – 42,9 процента, а без учета галитовых отходов достигла 77,6 процента. Деятельность по совершенствованию работы с отходами, которые образуются в населенных пунктах, садоводческих товариществах, гаражных и иных потребительских кооперативах, позволила создать в стране комплексную систему обращения с отходами потребления.

За последние десять лет объем забора подземных и поверхностных вод сократился на 16 процентов. Удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды снизилось до 165 литров в сутки на человека. 

На 1 января 2014 г. более половины территории Республики Беларусь (55,3%) составляют природные ландшафты: естественные луговые земли, лесные земли и земли под иной древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), земли под болотами и водными объектами. Реализуемые в последние годы меры по целенаправленному выведению из сельскохозяйственного оборота малопродуктивных земель с их последующим залесением и залужением, обеспечивают поддержание благоприятного соотношения природных и антропогенно измененных земель, что создает предпосылки для сохранения экологического равновесия.

Наличие в составе природных угодий крупных лесных и болотных массивов имеет не только национальное, но и общеевропейское значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Проведение биотехнических мероприятий, наряду с охраной среды обитания и иными мерами по защите охотничьих диких животных, позволило сохранить устойчивые тенденции роста их численности.

Данные наблюдений за дикими животными, виды которых включены в Красную книгу Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в последние годы в стране не выявлено критических ситуаций снижения их численности. Достигнуты успехи в сохранении ряда видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения. Выполненные работы по расселению зубра позволили увеличить его численность за последние 15 лет в 3 раза и довести её к 2013 году до 864 особей. Реализация комплекса мероприятий по сохранению вертлявой камышовки обеспечила стабилизацию численности вида, составляющую почти три четверти мировой популяции.

Получены значимые результаты по улучшению благоустройства населенных пунктов, наведению порядка на земле, развитию рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий. Естественные природные комплексы стали активно использоваться в целях развития экологического туризма.

Выполнение обязательств, принятых по многосторонним и двусторонним международным договорам в области охраны окружающей среды, способствовало укреплению международного авторитета Республики Беларусь.

Реализуемые государственные меры в целом позволили обеспечить стабильное состояние окружающей среды, устойчивое снижение поступления загрязняющих веществ, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Наряду с достигнутыми позитивными результатами в области охраны окружающей среды, существует ряд нерешенных экологических проблем.

В стране продолжается процесс интенсивного накопления отходов производства. Темпы роста использования крупнотоннажных отходов значительно ниже темпов их образования. Не решена проблема галитовых отходов, использование которых составляет менее 8 процентов. К 2013 году объем накопления крупнотоннажных отходов достиг 911,6 млн.  тонн, из них 96,2 процента приходится на отходы калийного производства открытого акционерного общества «Беларуськалий», 2,2 процента – на отходы фосфогипса открытого акционерного общества «Гомельский химический завод».

В районах размещения объектов захоронения галитовых отходов и фосфогипса согласно данным мониторинга окружающей среды фиксируется рост содержания загрязняющих веществ в почвах и подземных водах.

Актуальной остается проблема раздельного сбора и переработки коммунальных отходов. Доля извлечения вторичных материальных ресурсов из коммунальных отходов не превышает 16 процентов.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха проявляется главным образом в городах. В подавляющем большинстве из них среднегодовое содержание загрязняющих веществ не превышает гигиенические нормативы, при неблагоприятных метеорологических условиях в 0,3-1,6 процента случаев регистрируются превышения нормативов по максимально разовым концентрациям контролируемых ингредиентов. Основными загрязняющими веществами выступают формальдегид, суммарные твердые частицы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород и некоторые другие.

Среди стационарных источников выбросов в атмосферный воздух основной вклад вносят организации энергетики, химической и нефтехимической промышленности, литейное производство и промышленность строительных материалов.

В выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух доля мобильных источников составляет 71 – 75 процентов валового объема выбросов. В общем объеме выпадений в окружающую среду отдельных веществ (сера, окисленный азот, свинец, кадмий, ртуть) доля трансграничного воздушного переноса сохраняется в пределах 70 – 90 процентов.

Проблема качества подземных вод, используемых для централизованного питьевого водоснабжения населения, связана с относительно высоким содержанием в них железа и марганца, а также недостаточной, с точки зрения физиологических потребностей человека, концентрацией в воде йода и фтора, что обусловлено природными факторами.

В общественных колодцах, эксплуатирующих первый от поверхности водоносный горизонт, примерно в половине случаев фиксируются превышения гигиенических нормативов по химическим показателям и в 16 процентах случаев по микробиологическим показателям, что вызвано антропогенным загрязнением.

Наибольшее количество сточных вод образуется в жилищно-коммунальном хозяйстве (более 60 процентов) и промышленности (20 процентов). Значительный вклад в поступление загрязняющих веществ в водные объекты вносят рассредоточенные источники сброса сточных вод с урбанизированных и сельскохозяйственных территорий.

Проблема химического загрязнения почв характерна главным образом для городов, придорожных полос, территорий прилегающих к объектам захоронения отходов и промышленным организациям, отдельных участков сельскохозяйственных земель. Общая площадь загрязнения тяжелыми металлами (преимущественно кадмий, свинец и цинк) и нефтепродуктами, водорастворимыми соединениями (сульфаты, нитраты, хлориды и др.) и пестицидами, составляет около 210 тыс.га. Площадь эрозионно-опасных земель достигает 19 процентов территории страны.

В почвах сельскохозяйственных земель, несмотря на рост применения органических и минеральных удобрений, совершенствование системы севооборотов, не достигнут бездефицитный баланс гумуса и подвижного фосфора, что ухудшает их свойства.

Для городов, особенно крупных, где размещаются основные источники вредных воздействий – промышленные организации, опасные производственные объекты и постоянно растущий транспорт, характерны повышенные нагрузки на окружающую среду и здоровье населения, создающие дополнительные экологические риски.

В последние годы (в связи с природной и техногенной миграцией, а также изменением климата) усилился процесс инвазии в страну чужеродных биологических видов.

Значительная часть территории страны (30,1 тыс. га. кв. или 14,5 процента), в первую очередь в Гомельской, Могилевской и Брестской областях, остается загрязненной радионуклидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экологические проблемы имеют специфику в различных регионах страны в зависимости от присущих им природных условий и особенностей хозяйственного освоения территорий. Регионы, расположенные в пределах Полесской низменности (Брестская, Гомельская, южная часть Минской области), характеризуются низкой защищенностью подземных вод, высокой долей осушительной мелиорации, дефляционной опасностью. Для регионов центральной части страны (Гродненская и Могилевская области), расположенных в пределах Белорусской возвышенности, характерен высокий уровень сельскохозяйственного освоения земель, наличие районов с низкой лесистостью и значительной эрозионной опасностью. Поозерье (Витебская область) отличается высокой степенью сохранения естественных экосистем с большим количеством озер, которые наиболее уязвимы к загрязнениям антропогенного характера.

Информация о работе Государственная политика охраны окружающей среды