Государственная политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Задачи:
– определить ее принципы и направления,
– проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности,
– рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере,

Файлы: 1 файл

154517 - Государственная политика охраны окружающей среды - ГГАУ.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

 

2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 Правовое регулирование, планирование и финансирование охраны окружающей среды

 

Загрязнение окружающей среды – самый серьезный негативный внешний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество, служит подходящим примером для иллюстрации целого ряда концепций и государственных мер. Этот побочный эффект принимает различные формы, включая загрязнение воздуха, воды и почвы твердыми отходами и т.д.

Экологическую политику государства определяет национальное природоохранное законодательство. Оно призвано обеспечить закрепленное в Конституции Республики Беларусь право граждан на благоприятную окружающую среду.

К настоящему времени в стране сформирована достаточно развитая законодательная база в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ведущее положение в ней занимает Закон «Об охране окружающей среды» (1992 г., в редакции 2002 г.), имеющий универсальное значение. Остальные законы и кодексы отличаются более узкой направленностью и регламентируют, соответственно, механизмы природоохранной деятельности, рациональное использование и охрану отдельных природных ресурсов, решение отдельных проблем и другие вопросы.

До начала 1990-х гг. экологическое регулирование природопользования в Беларуси осуществлялось почти исключительно за счет использования административных методов. С 1991 г., после принятия Закона «О налоге за пользование природными ресурсами», в данной сфере стал использоваться и экономический механизм. С течением времени, по мере развития рыночных отношений в стране, сфера его применения расширяется.

Совместно с законами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в Беларуси также принят ряд специальных законов, направленных на обеспечение экологической безопасности населения. Они имеют отношение к радиационной, санитарно-гигиенической, промышленной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Природоохранная законодательная база Беларуси развивается по нескольким направлениям. Они связаны с обновлением действующих и принятием новых законодательных актов, а также внедрением экологических норм в законодательные акты, относящиеся к хозяйственной и иным сферам деятельности.

За последний шестилетний период в стране принят ряд новых законов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Так, в 2006 г. вступил в действие Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности», в 2007 г. – Законы «О животном мире» и «Об обращении с отходами», в 2008 г. – Закон «Об охране атмосферного воздуха» и Кодексы Республики Беларусь о недрах и о земле, в 2009 г. – Закон «О государственной экологической экспертизе».

Существенные изменения и дополнения были внесены в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В 2007 г. в него введены положения, отражающие механизмы обеспечения доступа общественности к экологической информации и ее участия в принятии экологически значимых решений. Кроме этого впервые были законодательно закреплены понятия «вред, причиненный окружающей среде» и «экологический вред», определены порядок, размеры, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Для эффективного управления окружающей средой в целом по стране необходимо обеспечить его действенность в отдельных организациях, которые выступают источниками воздействий на среду. С этой целью в Беларуси проводится экологическая сертификация систем управления окружающей средой организаций, в т.ч. с использованием международного стандарта ИСО 14001.

Начало сертификации систем управления окружающей средой организаций на соответствие требованиям указанного международного стандарта приходится на 2001 г. По состоянию на 01.01.2014 количество организаций, где она была проведена, достигло 219. При этом темпы подобного рода деятельности со временем увеличивались. Если в период 2001–2005 гг. ежегодно проходили сертификацию в среднем 22 организации, то в период 2011–2014 гг. – 33 организации, или в 1,5 раза больше [12, c. 129].

Для успешной реализации экологической политики, первоочередного решения наиболее важных экологических проблем, оптимального расходования средств на эти цели в стране осуществляется планирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (Приложение А). В настоящее время разработан базовый документ для долговременного природоохранного планирования – Основные направления политики в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. В нем отражены наиболее важные вопросы охраны окружающей среды, обеспечивающие реализацию экологических интересов личности, общества и государства.

Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 г. определено достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям.

Решение стратегических задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в увязке с социальным и экономическим развитием предусматривается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития страны, которая разрабатывается сроком на 15 лет. Для решения среднесрочных задач в экологической сфере разрабатываются и реализуются пятилетние Национальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также по гигиене окружающей среды.

Территориальное экологическое планирование осуществляется в рамках территориальных комплексных схем охраны окружающей среды. Кроме этого вопросы охраны окружающей среды включаются также в разрабатываемые схемы комплексной территориальной организации административных единиц различного уровня, а также схемы землеустройства районов.

Для решения отдельных наиболее значимых для страны проблем экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов принимаются специальные целевые программы. К ним относятся, в частности, Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», Республиканская программа обращения с коммунальными отходами, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий. В 2005–2008 гг. реализована Государственная программа по оздоровлению экологической обстановки на оз. Нарочь.

Научное обеспечение экологической политики осуществляется в рамках государственных научных и научно-технических программ. Ключевое значение среди них принадлежит Государственной научно-технической программе «Экологическая безопасность».

Выполнение программ и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов должно опираться на соответствующее финансирование. Его источниками, согласно национальному природоохранному законодательству, выступают средства республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, кредиты банков, иностранные инвестиции и иные внебюджетные источники.

В последнее пятилетие ежегодные затраты на охрану окружающей среды менялись как в сторону увеличения, так и уменьшения (рисунок 2.1). Разница между максимальной (2006 г.) и минимальной (2007 г.) их величиной составила 25%. Характерно, что в кризисные годы финансирование окружающей среды не только не снизилось, но даже увеличилось по сравнению с предыдущими годами.

 

Рисунок 2.1- Динамика затрат на охрану окружающей среды Беларуси, их доли от ВВП (%) и инвестиций природоохранного назначения за 2006–2010 гг. (в ценах 2010 г.)

Примечание – Источник: [12, c. 128]

Относительный показатель затрат на охрану окружающей среды, выраженный долей от ВВП, в рассматриваемый пятилетний временной интервал имел максимальное значение в 2006 г. – 1,5%. В последующие годы он снизился и стабилизировался на уровне 1,1-1,2%.

В затратах на охрану окружающей среды особое значение имеют инвестиции в основной капитал, которые характеризуют обновление основных фондов природоохранного назначения и материальные предпосылки инновационного развития данной сферы. На протяжении последнего пятилетия доля инвестиций в общей величине затрат на охрану окружающей среды составила в среднем 30%. Максимальная ее величина приходится на 2010 г. – 37%. Сохранение положительной динамики показателя инвестиций в основной капитал природоохранного назначения имеет позитивное значение, поскольку обновление материальной базы охраны окружающей среды является для Беларуси актуальной задачей.

В структуре затрат по компонентам окружающей среды преобладают затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов. За последний пятилетний период они составили более половины от всей величины природоохранного финансирования (рисунок 2.2). Пятая часть затрат приходится на охрану атмосферного воздуха, шестая – на предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства.

 

Рисунок 2.2 – Структура затрат на охрану окружающей среды Беларуси за 2006–2010 гг.

Примечание – Источник: [12, c. 129]

 

В целом существующее финансирование охраны окружающей среды обеспечивает снижение удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и относительно стабильное состояние окружающей среды в стране в условиях высоких темпов экономического роста [12, c. 128-131].

 

2.2 Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды

 

Внедрение экономического механизма в управление окружающей средой в Беларуси приходится на начало 1990-х гг. Он включает в себя планирование и финансирование природоохранных мероприятий; льготное кредитование природоохранной деятельности; взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3- Экологический механизм природопользования

Примечание – Источник: [12, c. 129]

 

Экономическое стимулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе:

– установления отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, при использовании отходов в качестве вторичного сырья и осуществлении иной природоохранной деятельности;

– ускоренной амортизации оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.

Первоначально система экономического регулирования природопользования носила скорее фискальный, а не стимулирующий характер, поскольку экологические платежи не имели реального влияния на техническое и финансовое состояние предприятий загрязнителей. Впоследствии она совершенствовалась и ее действенность повышалась, получили развитие принципы платности природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, усилена роль экологического налога. В настоящее время данная система в большей степени направлена на стимулирование субъектов хозяйствования к снижению воздействий на окружающую среду за счет сокращения потребления энергии и ресурсов, принятия профилактических мер по обеспечению экологической безопасности.

Важнейшая составляющая экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды – экологический налог состоит из следующих видов платежей:

–– за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства;

–– за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона;

–– за импорт и производство товаров, содержащих более 50% летучих органических соединений;

–– за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Для усиления стимулирующей роли экологического налога его ставки периодически корректируются. Осуществляется также упрощение налоговой системы. С этой целью в 2008 г. существенно (в 11 раз) сокращен перечень облагаемых экологическим налогом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Одновременно увеличены ставки налога за выбросы тех веществ, которые им облагаются [12, c. 132].

В 2009 г. для улучшения предпринимательской деятельности приняты нормативные акты, предусматривающие сокращение количества плательщиков экологического налога. Из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты хозяйствования, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам, образующимся в процессе жизнедеятельности населения, составляет 50 т и менее. Также из объектов налогообложения исключены объемы воды, используемой на технологические нужды при изготовлении алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

Информация о работе Государственная политика охраны окружающей среды