Государственная политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Задачи:
– определить ее принципы и направления,
– проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности,
– рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере,

Файлы: 1 файл

154517 - Государственная политика охраны окружающей среды - ГГАУ.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

В стране создана система льгот для категорий плательщиков экологического налога, осуществляющих природоохранные мероприятия. Эти мероприятия должны быть направлены на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строительство и реконструкция оборудования по очистке газов, создание автоматизированных систем контроля выбросов), сбросов сточных вод (строительство и реконструкция сооружений для очистки сточных вод) и объемов образования отходов (строительство и реконструкция объектов размещения и обезвреживания отходов). Налоговые льготы применяются также для предприятий, внедряющих международные экологические стандарты ИСО серии 14000.

Взимаемый в Беларуси экологический налог не компенсирует в полной мере затрат на охрану окружающей среды. Причем со временем наблюдается снижение его доли в этих затратах. Так, если в 2006 г. она составляла 43%, то в 2010 г. – только 30% (рисунок 2.4). Имеет место также уменьшение абсолютной величины экологического налога. За период с 2007 г. по 2010 г. она уменьшилась на 6,3%. Его доля в доходной части бюджета страны снизилась с 1,5 до 0,9%, а по отношению к ВВП – с 0,47 до 0,36% [12, c. 132].

Рисунок 2.4 – Динамика величины экологического налога в Беларуси за 2007–2010 гг. (в ценах 2010 г.) и его доли в затратах на охрану окружающей среды

Примечание – Источник: [12, c. 131]

 

Для финансирования мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в стране создаются государственные целевые бюджетные фонды охраны природы. Источниками их формирования являются налоги, средства, полученные в счет возмещения вреда окружающей среде, штрафы за ее загрязнение и иные нарушения природоохранного законодательства и др.

В последние годы средства фондов охраны природы расходуются на обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, внедрение современных технологий очистки сточных вод, снижение загрязнения атмосферного воздуха, решение проблемы захоронения токсичных отходов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов, увеличение использования возобновляемых источников энергии, благоустройство зон отдыха и др. мероприятия.

Дальнейшее развитие экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды предполагает разработку системы экономического стимулирования внедрения природоохранных технологий и оборудования с использованием дифференцированного кредитования. Перспективным направлением является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователя. При этом следует соблюдать принцип «кредитной нейтральности», который предусматривает введение экономических санкций в виде повышенного процента для кредитования экологически ненадежных предприятий и их компенсацию за счет льготного кредитования предприятий, успешно решающих экологические проблемы.

Необходимым элементом экономического механизма должен стать учет экологических требований при приватизации предприятий с использованием части полученных средств на улучшение экологических характеристик производства. Экономические инструменты призваны предоставить преимущества природопользователям, осуществляющим эффективную хозяйственную деятельность с постоянным снижением воздействий на окружающую среду. Требуется также осуществить смещение приоритета от экономических инструментов негативной мотивации (платежи за загрязнение окружающей среды, возмещение экономического ущерба) в сторону расширения позитивной мотивации для природопользователей, внедряющих технологии с минимальными воздействиями на окружающую среду.

Для повышения эффективности налогового регулирования природопользования необходима ориентация налогообложения на решение следующих задач:

–– смещение налогового бремени в сторону тех секторов экономики, которые наносят наибольший ущерб окружающей среде;

–– налоговое стимулирование инвестиций в охрану окружающей среды в энергоемкие сектора экономики, транспорт и сельское хозяйство;

–– введение налогов на использование пестицидов, нитратов, веществ, разрушающих озоновый слой Земли и др.;

–– развитие торговли правами на эмиссию углекислого газа, оксидов серы и использование воды;

–– включение затрат по ликвидации нанесенного окружающей природной среде вреда в цену товара или услуги, производство которого послужило причиной этого вреда.

Применяемый в стране экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды содействует снижению удельных показателей воздействий на окружающую среду. На будущее его роль должна усиливаться с тем, чтобы обеспечить перевод экологической политики на принцип профилактики экологических проблем вместо их устранения [12, c. 132-134].

3 НАПРАВЛЕНИЯ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПРИРОДООХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1 Особенности государственной  политики в области охраны  окружающей среды на современном  этапе

 

Беларусь как и весь современный мир постоянно сталкивается с экологическими проблемами, связанными с хозяйственной деятельностью человека. Государственная политика в сфере природопользования направлена на обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, снижение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, рациональное и экономное использование природных ресурсов.

Для снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в Беларуси созданы особо охраняемые природные территории. К ним относятся Березинский биосферный заповедник и 4 национальных парка: Беловежская пуща, Браславские озера, Припятский и Нарочанский (общая площадь 478,6 тыс. га), а также 99 заказников республиканского значения (936,3 тыс. га) и 414 – местного значения (292,4 тыс. га); 337 памятников природы республиканского значения и 569 местного (16,5 тыс. га). Общая площадь особо охраняемых территорий составляет 1723,8 тыс. га, или 8,3% территории Беларуси.

Под охраной государства находятся и отдельные объекты, причисленные к памятникам природы. В числе республиканских памятников природы преобладают геологические – преимущественно  крупные валуны и их скопления. Они расположены в основном на территории Витебской, Гродненской и Минской областей. Биологические памятники природы представлены преимущественно отдельными вековыми деревьями, группами деревьев редких пород, а также парками-памятниками. Биологическими памятниками природы признаны ботанические сады.

Борьба с изменением климата является приоритетным направлением природоохранной политики Беларуси. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает Государственную климатическую программу на 2008–2012 годы и на период до 2020 года.

Большое внимание в Беларуси уделяется международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды. На постоянной основе поддерживаются контакты с межправительственными организациями: Программой ООН по окружающей среде, Всемирной метеорологической организацией, Европейской экономической комиссией ООН, Глобальным экологическим фондом, секретариатами экологических конвенций и др. Республика Беларусь является участником трех глобальных экологических конвенций: Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции по борьбе с опустыниванием. В настоящее время Беларусь участвует в более чем 20 многосторонних экологических международных договорах (конвенции и протоколы).

2013 год в Содружестве Независимых Государств объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. 

Главы государств СНГ на Саммите 5 декабря в Ашхабаде приняли Решение об объявлении 2013 года Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств.

Проведение в Содружестве в рамках Года экологической культуры и охраны окружающей среды соответствующих мероприятий позволило придать импульс сотрудничеству в этой области, а также способствовало сохранению благоприятных условий жизни на Земле в интересах нынешнего и будущих поколений.

18 июня 2013  было подписано  Соглашение о сотрудничестве  в области охраны и устойчивого  использования трансграничных природоохранных территорий между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Целью данного Соглашения являлась охрана и устойчивое использование природных комплексов и объектов трансграничных природоохранных территорий путем скоординированных и согласованных усилий Сторон.

В рамках Соглашения планировалось создание Белорусско-Украинской Комиссии, которая будет иметь достаточно широкую сферу деятельности и полномочия.

Для обеспечения надлежащего состояния природных комплексов и объектов трансграничных природоохранных территорий  Стороны будут разрабатывать и согласовывать планы управления, сотрудничать в проведении научных исследований, осуществлении мониторинга, привлекать к сотрудничеству международные организации и страны-доноры.

2 июля 2013 года  Республики  Беларусь была присоединена к  Конвенции об охране дикой  фауны и флоры и природных  сред обитания в Европе.

Самая серьезная на сегодняшний день проблема для Беларуси  – это преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В зоне радиоактивного загрязнения оказались 46,5 тыс. кв. км, или 23% территории страны. Для сравнения: в Украине – 5%, в России – 0,6% аналогичных территорий. Одновременно свыше 10% площади республики было загрязнено опасными радиоизотопами стронция-90 и плутония.

Исходя из общей оценки социально-экономической ситуации в Беларуси и учета тенденций развития других стран, определяются цели и задачи, основные направления и приоритеты проводимой экологической политики. В современных условиях рациональное природопользование и охрана окружающей среды все больше принимают политический характер и существенно влияют на выполнение задач, определенных Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь. Поэтому работа государства нацелена на выполнение двух ключевых задач, тесно взаимосвязанных между собой. Первая – максимальное обеспечение собственными сырьевыми ресурсами динамично развивающейся экономики страны с минимальным воздействием при этом на окружающую среду. Вторая – обеспечение экологической безопасности населения.

По словам министра Минприроды Леонтия Хоружика, устойчивое развитие экономики Республики Беларусь невозможно без сбалансированного использования минерально-сырьевых ресурсов, которые являются основой материального роста населения и национальной безопасности. Высокая степень зависимости важнейших отраслей народнохозяйственного комплекса от импорта сырья и топлива отрицательно влияет на общее состояние экономики страны. Поэтому наращивание использования местных сырьевых и топливных ресурсов и постепенное вытеснение импортируемых сырьевых материалов становится важнейшей задачей, стоящей перед государством.

С целью систематизации научных исследований в области изучения и освоения недр, решением главы государства в подчинение Минприроды переданы Институт геохимии и геофизики Национальной Академии наук, РУП “БЕЛГЕО” и РУП “Космоаэрогеология”, а также создано Республиканское унитарное предприятие “Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт”. Особое внимание было уделено вопросам привлечения инвестиций в разработку разведанных месторождений полезных ископаемых.

Успешно реализуется задача создания собственной железорудной базы для металлургической промышленности. В ходе детальной разведки Околовского месторождения железистых кварцитов и проведенных технологических исследований руд, сделано заключение о возможности получения из них магнетитовых концентратов, пригодных для переработки на Белорусском металлургическом заводе.

В 2008 году увеличены объемы геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы страны. В частности, получен прирост запасов около 4,5 миллиона кубометров строительного песка и 3,5 миллиона кубометров песчано-гравийной смеси, что больше плана соответственно на 10 и 16 процентов. Установлены месторождения минерально-сырьевых ресурсов, которые в ближайшем будущем обеспечат дополнительный прирост запасов мела в объеме 200 миллионов тонн, глин – 50 миллионов тонн и строительного камня, который позволит нарастить мощности по производству щебня до 1 миллиона кубометров в год.

Обеспечение экологической безопасности страны достигается за счет рачительного использования природных ресурсов и их воспроизводства, а также улучшения экологической обстановки, посредством снижения вредного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Многие положительные результаты в улучшении состояния окружающей среды стали возможными именно благодаря экономическим инструментам экологической политики государства и созданному фонду охраны природы. Однако как подчеркнул министр, необходимо пересмотреть, систематизировать и привести к общему знаменателю экономические механизмы природопользования, что должно обеспечить переход на более гарантированную, самоинициативную охрану окружающей среды и внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях. Для этого, в частности, предстоит упорядочить нормативную правовую базу, создать исчерпывающий банк данных природоохранного законодательства, разработать полный пакет методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде и подготовить целый ряд нормативных документов по исполнению Кодекса о недрах, Водного кодекса и ряда других законов.

По-прежнему в стране будет продолжаться работа по комплексному и эффективному вовлечению в экономику страны собственных природных ресурсов. Перед Минприроды стоит задача обеспечить внедрение перспективных инновационных научно-технических разработок в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 – Нам следует, используя опыт зарубежных стран, установить конкретные целевые показатели снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду, планомерно и последовательно добиваться их достижения, – сказал Леонтий Хоружик. – Необходимо больше проявлять инициативы и организованности в осуществлении взаимодействия с исполнительными комитетами, правоохранительными органами и другими надзорными службами по обеспечению надлежащего контроля за исполнением законодательства, а также оперативному реагированию на экологические чрезвычайные ситуации.

Информация о работе Государственная политика охраны окружающей среды