Государственная политика охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Задачи:
– определить ее принципы и направления,
– проанализировать законодательную базу природоохранной деятельности,
– рассмотреть систему и механизмы управления в данной сфере,

Файлы: 1 файл

154517 - Государственная политика охраны окружающей среды - ГГАУ.doc

— 814.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политика государства в области экологической безопасности формировалась в соответствии с правом каждого гражданина Республики Беларусь на благоприятную окружающую среду и безвредные условия жизнедеятельности. Стратегическая цель экологической политики Беларуси заключается в обеспечении качества окружающей среды и оздоровлении среды обитания человека, сохранении целостности природных экосистем, устойчивом развитии и рациональном использовании ресурсов.

Основные положения государственной политики сформулированы в Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006–2010 гг.

В общем комплексе задач Национального плана действий – снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу всеми видами источников. В связи с этим сохранение чистоты атмосферного воздуха является одной из важнейших проблем государства.

Не менее актуальной по своей значимости следует считать разработку современных технологий по переработке отходов. Важным направлением в деятельности природоохранных мероприятий является сохранение чистоты и качества водных ресурсов.

Одним из важнейших аспектов создания благоприятной окружающей среды является сохранение естественных экосистем и ландшафтов. В настоящее время площадь особо охраняемых территорий составляет 8,3 % от всей территории республики.

Для осуществления государственной политики в области охраны окружающей среды разрабатываются краткосрочные и долгосрочные программы и планы. В республике действуют государственная научно-техническая программа «Экологическая безопасность», программа по обращению с отходами, энергосбережению, сохранению биоразнообразия и др. Важным документом экологической политики является национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006-2010 годы» (НПДОС). Реализацию этого плана осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами

Экологическая направленность выступает в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования. Сегодня для каждого человека становятся обязательными основы экологической культуры: знание правил общения с природой, умение и готовность следовать им на практике.

Но по-прежнему остаётся актуальной задача доведения экологической информации до широких слоёв общественности и заинтересованных организаций с использованием возможностей средств массовой информации, экологического образования и воспитания. Одной из важных задач является дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия государственных органов и общественных экологических объединений в решении насущных природоохранных проблем. Только объединив усилия всех граждан можно рассчитывать на реальные успехи в создании благоприятных условий жизни человека, предупредить негативные изменения в природной среде, обеспечить устойчивое развитие страны.

Как положительный результат государственной экологической политики следует отметить тот факт, что за последние 10 лет уровень загрязнения природной среды в республике значительно снизился. Выбросы промышленными предприятиями вредных веществ сократились почти втрое. Сбросы загрязненных сточных вод – более чем в 10 раз. Это прежде всего результат совершенствования системы управления и контроля в сфере охраны окружающей среды, проведения экологической экспертизы проектов строительства и реконструкции всех видов производств.

Проведенные в курсовой работе исследования позволили сделать следующие выводы: сущность государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды заключается в обеспечении экологически безопасных условий для проживания людей, рациональном использование и охрана природных ресурсов, выработке правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Я думаю, что основными условиями оздоровления окружающей среды и улучшения ее качества является:

  • дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства;
  • внедрение преимущественно экономических методов управления в этой сфере;
  • проведение государственной и общественной экологической экспертизы проектов на строительство и реконструкцию производственных и иных объектов, осуществление которых может повлиять на природную среду;
  • повышение экологической грамотности природопользователей и экологической культуры населения;
  • усиление контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий;
  • совершенствование системы органов управления и экологического контроля;
  • развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Учет общественных издержек // Электронный журнал Геоглобус.ру – геолого-графическое обозрение [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice4/nature03.php. – Дата доступа: 02.02.2014.
  2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело, 2009. – 627 с.
  3. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. – М.: Дело, 1996. – 848 с.
  4. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: учебник/ Л.С. Тарасевич, Л.И. Гребенников, А.И. Леусский. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2008. – 447 с.
  5. Микроэкономика: ответы на экз. вопросы/ И.М. Зборина [и др.]. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 127 с.
  6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов/ Р.М. Нуреев. – 2-е изд. – М.:НОРМА, 2002. – 572 с.
  7. Типы внешних эффектов и воздействий // Электронный журнал Геоглобус.ру – геолого-графическое обозрение [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.geoglobus.ru/ecology/practice4/ nature02.php. – Дата доступа: 04.02.2014.
  8. Бондарь, А.В. Микроэкономика: учеб. Пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв, Н.Н. Сухарёва; под. общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2007. – 414 с.
  9. Коуз, Р. Фирма, рынок и право: сб. ст./ Р. Коуз – М.: Нов. Изд-во, 2007. – 224с.
  10. Вечканов, Г.С. Микроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2008. – 209 с.
  11. Направления интернализации внешних эффектов // Виртуальная экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://econom.nsc.ru/jep. – Дата доступа: 05.02.2014.
  12. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь// Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://minpriroda.by/dfiles/000597_213332_part_13.pdf. – Дата доступа: 06.02.2014.
  13. Статистические данные Республики Беларусь// Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2014. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 06.02.2014.
  14. Статистические данные Министерства природы Республики Беларусь // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.minprirody.by. – Дата доступа: 06.02.2014.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Таблица А.1 – Затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей)

 

1995

20001)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2010

2011

2012

Совокупные расходы на охрану окружающей среды2)

2132

158

281

374

578

786

967

914

1253

1519

1744

2002

в том числе:

                       

текущие затраты на охрану окружающей среды

1564

128

223

300

448

616

778

735

971

1178

1296

1587

из них:

                       

затраты на охрану окружающей среды

1381

119

205

274

414

580

720

623

818

991

1117

1363

из них:

                       

на охрану и рациональное использование водных ресурсов

1019

61

122

166

227

303

362

417

532

623

719

889

на охрану атмосферного воздуха

273

50

64

79

148

213

274

102

137

186

176

219

на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства

63

7

17

25

34

56

76

92

133

163

193

217

затраты на капитальный ремонт основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды

153

6

12

17

25

21

26

28

36

41

30

37

затраты на содержание заповедников и национальных парков, биотехнические мероприятия по сохранению и воспроизводству диких животных

28

3

6

8

9

15

32

34

61

72

58

95


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы А.1

 

1995

20001)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2010

2011

2012

инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

568

30

58

74

130

170

189

179

282

341

448

415

из них:

                       

на охрану и рациональное использование водных ресурсов

383

11

13

27

49

72

86

63

97

135

177

221

на охрану атмосферного воздуха

111

9

31

26

45

55

17

26

93

91

177

93

на охрану и рациональное использование земель (без мелиорации земель)

68

10

13

18

33

35

63

82

75

101

81

83


 

 Примечание – Источник: [13]

___________________________

1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

2) Данные за 2006-2010 годы приведены с учетом затрат на содержание управленческих и контролирующих органов по охране окружающей  среды, текущих затрат на соответствующие научные  разработки, природоохранное образование, пропаганду и другие. 

 

 

  

 

 

Таблица А.2 – Основные показатели, характеризующие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников  

 

 

1995

20001)

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2010

2011

2012

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников – всего, тыс. тонн

528,3

388,3

391,6

379,2

371,8

415,3

403,7

423,3

408,2

397,0

457,2

377,1

в том числе:

                       

твердые вещества

57,3

45,0

45,0

43,2

41,9

44,8

44,0

45,6

45,7

47,6

46,2

44,3

газообразные и жидкие вещества

471,0

343,3

346,6

336,0

329,9

370,5

359,7

377,7

362,5

349,4

411,0

332,8

из них:

                       

диоксид серы

223,8

108,9

109,7

102,2

90,1

88,8

73,9

87,7

80,6

63,8

139,5

51,7

оксид углерода

102,0

92,3

96,9

92,2

95,7

102,4

104,4

107,7

92,9

86,7

74,6

75,1

диоксид азота

55,6

52,3

51,5

54,4

55,8

59,1

59,1

61,1

55,2

54,1

55,7

57,1

углеводороды (без летучих органических соединений)

9,4

15,0

11,7

12,0

13,2

32,5

31,7

32,0

33,4

38,0

38,7

53,6

неметановые летучие органические соединения

70,8

60,4

61,6

61,5

62,7

72,2

73,5

71,6

72,4

75,5

71,4

63,0

Уловлено и обезврежено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн

2056,6

2742,9

2745,6

2728,4

2998,6

2843,0

2902,0

2724,9

2595,9

2540,5

2041,4

2862,6

в % к общему количеству веществ, отходящих от стационарных источников

80

88

88

88

89

88

88

87

86

87

82

88

Использовано (утилизировано) загрязняющих веществ, уловленных установками очистки газов, тыс. тонн

1785,6

2514,1

2502,2

2485,9

2788,8

2607,2

2632,3

2474,0

2340,1

2262,8

1796,4

2636,6

Информация о работе Государственная политика охраны окружающей среды