Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят:
- выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения;
- организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие;

Файлы: 1 файл

Курсовая по экологическому.docx

— 25.84 Кб (Скачать)

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного окружения.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности, а также для сохранения здоровья человека, для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Преимущество нормативного регулирования - оперативность его внедрения в практику и эффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

- непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);

- административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);

- государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);

- меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);

- формирование и реализация экологических программ.

В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использования природных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

2.1 Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов)

В полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов) входят:

- выдача лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с работами и услугами экологического назначения;

- организация и осуществление выдачи разрешений на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- согласование или утверждение стандартов и правил использования природных ресурсов, лимитов и квот на их изъятие;

- ведение мониторинга объектов окружающей среды и отдельных природных ресурсов (атмосферного воздуха, земель, радиационной обстановки и др.);

- ведение кадастров природных ресурсов;

- общегосударственный учет и оценка объектов, загрязняющих окружающую среду;

- осуществление контроля за экологической паспортизацией хозяйственных и иных объектов;

- организация и проведение государственной экологической экспертизы;

- организация и осуществление государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды;

- подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в РФ;

- управление подведомственными, особо охраняемыми территориями, ведение Красной книги России;

- информирование населения о состоянии окружающей природной среды

- применение к нарушителям экологического законодательства мер административного воздействия и передача материалов о совершенных экологических преступлениях в следственные органы;

- международное сотрудничество с соответствующими государственными органами зарубежных стран и другие полномочия.

На сегодняшний день нельзя утверждать, что формирование системы органов специальной компетенции завершено. Достаточно сказать, что за последние 10 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и упомянутые органы, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы.

По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.

2.1.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции

Министерство природных ресурсов Российской федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а также в области охраны окружающей природной среды. Свои полномочия Министерство осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы (включая бассейновые).

Министерство природных ресурсов:

- обеспечивает государственную систему лицензирования, пользования недрами и осуществляет лицензирование водопользования;

- организует государственное геологическое изучение недр территории и континентального шельфа Российской Федерации;

- обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование и охрану недр;

- обеспечивает потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах;

- организует эксплуатацию и строительство водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения;

- организует осуществление противопаводковых мероприятий и ликвидацию последствий вредного воздействия вод, контролирует целевое использование государственных средств в подведомственной сфере;

- организует составление и ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых;

- выступает государственным заказчиком на проведение строительных работ в области водного хозяйства;

- организует межрегиональное распределение и перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по восстановлению водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в них;

- устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ, утверждает правила использования водных ресурсов водохранилищ;

- устанавливает лимиты водопотребления и водоотведения и т.д.

Многие свои полномочия Министерство природных ресурсов реализует совместно с Госкомэкологией, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Таким образом, Министерство сочетает функции управления природными ресурсами с функциями по их охране. Основным объектом управления являются государственные фонды недр и вод. Соответственно сейчас Министерство выполняет функции упраздненных комитетов по геологии и использованию недр и по водному хозяйству.

Министерство уполномочено: давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами; прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр и водными объектами.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также государственный экологический контроль и экологическую экспертизу. Действует на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 26 мая 1997г.

Госкомэкология осуществляет государственную политику, государственное управление и контроль в порученной сфере непосредственно, а также через свои территориальные органы и специализированные инспекции.

В его компетенции входят:

- Регулирование  природопользования в целях охраны окружающей среды;          - Формирование системы особо охраняемых природных территорий, управление подведомственными объектами природно-заповедного фонда и ведение Красной книги Российской федерации.

А также:

- Ведет учет объектов, загрязняющих природную среду; составляет перечень опасных отходов и ведет их учет, а также учет мест их захоронения;                  - Организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;

- Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по вопросам лицензирования в области охраны окружающей среды и т.п.

Госкомэкология утверждает инструктивные и нормативно-технические правила в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Госкомэкология выдает (аннулирует) лицензии и разрешения на:

- утилизацию, складирование, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ;

- осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения;

- выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

- добывание, сбор, продажу, скупку, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций и объектов;

- регистрацию питомников по разведению редких и исчезающих видов животных и растений.

Он согласовывает нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие; участвует в ведении кадастров природных ресурсов; обеспечивает охрану морской среды, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах и т.д.

К полномочиям Госкомэкологии и его территориальных органов относятся:

- беспрепятственное посещение с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства объектов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

- дача обязательных предписаний об устранении обнаруженных нарушений;

- ограничение или приостановление хозяйственной или иной деятельности;

- аннулирование лицензий;

- запрещение ввода в эксплуатацию объектов, строительство или эксплуатация которых выполнены с нарушением экологических норм и заключений экологической экспертизы;

- остановка и осмотр плавучих средств для проверки соблюдения экологических правил, а при нарушении последних - их задержание до решения вопроса о возмещении причиненного окружающей среде вреда;

- проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации при нарушении экологических норм;

- запрещение ввоза в страну, а также транзита экологически опасных грузов, осуществляемых с нарушением экологических норм.

Решения Госкомэкологии и его территориальных органов обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.

Установлено, что должностные лица Комитета, территориальных органов и подведомственных организаций имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства.

Информация о работе Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования