Управление в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:55, реферат

Краткое описание

Один из основоположников российской гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман еще в конце XIX века дал следующее определение отходов: «Отходы – это нужные вещества и продукты в ненужном месте и в ненужных количествах, которые не могут быть использованы с пользой, без специальной обработки».
В современных зарубежных законодательных актах и научно-технической литературе под отходами подразумевается любые

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Система государственного управления в сфере обращения с отходами……………………………………………………………………4
Реорганизация системы управления отходами в России………………17
Заключение………………………………………………………………….........21
Список используемой литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

   Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3

  1. Система государственного управления в сфере обращения с отходами……………………………………………………………………4
  2. Реорганизация системы управления отходами в России………………17

Заключение………………………………………………………………….........21

Список  используемой литературы……………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Один  из основоположников российской гигиенической  науки Ф.Ф. Эрисман еще в конце XIX века дал следующее определение отходов: «Отходы – это нужные вещества и продукты в ненужном месте и в ненужных количествах, которые не могут быть использованы с пользой, без специальной обработки».

     В современных зарубежных законодательных  актах и научно-технической литературе под отходами подразумевается любые  вещества, появляющиеся в процессе производства или потребления, не являющиеся целью процесса и способные оказывать  негативное воздействие на окружающую среду, независимо от того, выбрасывается  ли то, что образовалось в атмосферу, сбрасывается ли в водные объекты  или размещается на полигонах, в  хранилищах и т.д.

     В федеральном законе Российской Федерации  от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» определено, что «обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов».

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт "д" ст. 72) вопросы  природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности, к которой и относится  обращение с отходами, находятся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам (ст. 76 Конституции  Российской Федерации).

     Основные  положения государственной политики Российской Федерации в сфере  обращения с отходами производства и потребления отражены в федеральном  законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления».

     Общие вопросы обращения с отходами регулируются нормами ряда федеральных  законов, основным из которых является федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором определены:

  • компетенция органов государственной власти РФ (ст. 5),
  • полномочия органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6), полномочия федерального органа исполнительной власти (статья 8),
  • полномочия органов местного самоуправления (ст. 7);
  • экономический механизм охраны окружающей среды (ст. 14-18), предусматривающий вопросы размещения отходов (ст. 15, 19, 20, 21, 23);
  • требования экологической безопасности, включая вопросы устранения загрязнения среды вредными отходами при проектировании, строительстве;
  • эксплуатация предприятий (ст. 42, 44, 45) и некоторые другие вопросы.

     Вопросы обращения с отходами также содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 226), Земельном кодексе  Российской Федерации (ст. 13), Градостроительном  кодексе Российской Федерации (ст. 35), Лесном кодексе (ст. 51), Водном кодексе (ст. 56-59, 65), федеральных законах от 24 апреля 1995 года № 52 «О животном мире» (ст. 28), от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 18), от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 22), от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14-16), от 8 августа 2001 года № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п. 74 ст. 17), иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Вопросы обращения с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств регулируются в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года 2395-1 «О недрах» (ст. 6, 11, 18, 22, 3 и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система государственного управления в сфере обращения  с отходами 

     На  федеральном уровне государственное  управление в сфере обращения  с отходами производства и потребления  осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или  через специально уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти в области  обращения с отходами. В качестве такого органа в настоящее время  выступает Федеральная служба по экологическому, технологическому и  атомному надзору (Росприроднадзор).

     Росприроднадзор является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, который осуществляет межотраслевую координацию и деятельность в области обращения с отходами совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

     Структура федеральных органов управления в области обращения с отходами:

  • Правительство Российской Федерации 
  • Росприродзор и его территориальные органы
  • Роспотребнадзор

Способы и методы управления, используемые в качестве инструментов в области  обращения с отходами:

    • административные ограничения;
    • административные решения о запрете (приостановке) деятельности;
    • штрафы и иски о возмещении ущерба окружающей среде;
    • уголовное преследование;
    • платежи за загрязнение, экологические налоги;
    • налоговые льготы.

     За  нарушение требований в области  охраны окружающей среды и природопользования предусматривается мера ответственности, установленная ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях. Применяемые меры могут быть возложены как на граждан, так и на должностных и юридических  лиц, не соблюдающих экологические  требования при планировании, технико-экономическом  обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов, могут  быть подвергнуты наложению штрафа.

     Уголовный кодекс РФ предусматривает при нарушении  правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247) уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет.

     Говоря  о системе управления необходимо отдельно остановиться на функциях Государственного экологического надзора за обращением с отходами как одной из форм осуществления государственной власти, обеспечивающей соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых государством.

     В качестве основных направлений работ  по управлению ТБО теоретически необходимо:

    • внедрение комплексной механизации санитарной очистки муниципальных образований, повышение ее технического уровня и надежности;
    • организация раздельного сбора фракций ТБО, подлежащих рециклингу;
    • двухэтапная система транспортирования отходов;
    • максимально возможное вторичное использование;
    • экологически безопасная переработка и захоронение оставшейся части отходов;
    • развитие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;
    • поощрительная экономическая политика в области обращения с ТБО;
    • разработка и внедрение системы жесткого учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО;
    • оптимизация тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО.

     Первым  этапом системы управления ТБО должна стать организация сбора в  местах их образования. Сбор ТБО на территории муниципальных образований  должен производиться в соответствии с требованиями СанПиН с учетом конкретных условий:

    • численности и плотности проживания населения в различных районах города;
    • уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления, этажности застройки, наличие мусоропровода);
    • сезонности;
    • архитектурно-планировочной композиции;
    • перспективы развития жилой застройки;
    • экономических возможностей.

     Выбор оптимального метода обезвреживания ТБО  для конкретного населенного  пункта определяется необходимостью решения  проблемы охраны окружающей среды, здоровья населения, а также экономической  эффективности, экологической целесообразности и рационального использования  земельных ресурсов.

     Отходы  производства и потребления требуют  для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями  атмосферу, территорию, поверхностные  и подземные воды. В связи с  этим деятельность предприятия (организации) должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

     В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и  юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

     - соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

     - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства);

     - внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

     - проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

     - проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

     - предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

     - соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

     - в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

     В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно  к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения  с отходами, устанавливаются нормативы  образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении  нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в области  обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

     Опасные отходы в зависимости от степени  их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области  обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

Информация о работе Управление в области охраны окружающей среды