Управление в области охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:55, реферат

Краткое описание

Один из основоположников российской гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман еще в конце XIX века дал следующее определение отходов: «Отходы – это нужные вещества и продукты в ненужном месте и в ненужных количествах, которые не могут быть использованы с пользой, без специальной обработки».
В современных зарубежных законодательных актах и научно-технической литературе под отходами подразумевается любые

Оглавление

Введение………………………………………………………….………………..3
Система государственного управления в сфере обращения с отходами……………………………………………………………………4
Реорганизация системы управления отходами в России………………17
Заключение………………………………………………………………….........21
Список используемой литературы……………………………………………...22

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

     В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели  и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение  данных отходов к конкретному  классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт  опасного отхода составляется на отходы 1-4 классов опасности для окружающей среды, обладающие опасными свойствами: токсичностью, пожароопасностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью, содержанием возбудителей инфекционных болезней. Паспорт опасных отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы,  и утверждается территориальным органом Росприроднадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.

     Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

     - наличие паспорта (свидетельства) опасных отходов;

     - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

     - соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

     - наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

     В соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению  с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей среды. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство  Российской Федерации (постановление  № 340 от 23.05.2002).

     В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и  юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном  порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам  или полученных от других лиц, а также  размещенных отходов.

     Статистический  учет в области обращения с  отходами осуществляется по форме 2-тп (отходы).

     Таким образом, юридические лица и частные  предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны:

     - вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

     - определить отнесение образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов к конкретному классу опасности;

     - составить паспорта на опасные отходы;

     - разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

     - иметь лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами (при осуществлении коммерческой деятельности).

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области  обращения с отходами влечет за собой  дисциплинарную, административную, уголовную  или гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Деятельность  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц, в процессе которой  образуются опасные отходы, может  быть ограничена или запрещена в  установленном законодательством  Российской Федерации порядке при  отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды  и здоровья человека обращение с  опасными отходами.

     Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

    • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; 
    • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
    • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
    • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
    • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
    • доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
    • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

     Основными принципами экономического регулирования  в области обращения с отходами являются:

    1. уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
    2. платность размещения отходов;
    3. экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

     Экономическое стимулирование деятельности в области  обращения с отходами осуществляется посредством: 

    • понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
    • применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

     Юридические лица, осуществляющие деятельность в  области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

     Порядок осуществления производственного  контроля в области обращения  с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с  отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

     Управление  Росприроднадзора осуществляет следующие полномочия в области нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами производства и потребления:

     - устанавливает нормативы образования  отходов и лимитов на их  размещение;

     - принимает техническую отчетность  о неизменности производственного  процесса используемого сырья  и об обращении с отходами;

     - принимает отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;

     - проводит паспортизацию отходов  I – IV класса опасности (кроме  радиоактивных отходов);

     - ведет статистическое наблюдение  по форме № 2-ТП (отходы);

     - ведет реестр объектов размещения  отходов.

     Управление  Росприроднадзора при осуществлении своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами РФ.

     Управление  отходами в России на федеральном  уровне составляет основу организационно-правового  механизма деятельности по обращению  с отходами. Однако в зависимости  от уровня управленческой иерархии (субъект  РФ, муниципальное образование, конкретное предприятие) этот механизм приобретает  свои особенности.

     В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ к полномочиям  субъектов РФ в области обращения  с отходами относятся:

     · проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при осуществлении  обращения с отходами;

     · разработка и реализация региональных программ в области обращения  с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых  программ в данной области;

     · участие в проведении государственной  политики в области обращения  с отходами на территории соответствующего субъекта РФ;

     · принятие в соответствии с законодательством  России собственных законов и  иных нормативных правовых актов  субъектами РФ и контроль за их исполнением;

     · осуществление государственного надзора  за деятельностью в области обращения  с отходами на объектах хозяйственной  и иной деятельности, за исключением  федеральных объектов;

     · участие в организации обеспечения  населения информацией в области  обращения с отходами.

     Таким образом, в каждом субъекте РФ разрабатываются, принимаются и реализуются региональные программы по управлению отходами на территории данного субъекта РФ. Примерами таких принятых и в разной степени уже реализованных программ могут служить губернаторская целевая программа «Отходы» на 2006-2007 гг. Ярославской области, областная целевая программа «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления» Томской области, а также мероприятия по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье, на период 2003-2005 гг. в Москве и Первоочередные мероприятия по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления г. Москвы на 2005-2008 гг.

     В некоторых субъектах РФ мероприятия  по созданию или совершенствованию  региональных систем обращения с  отходами производства и потребления  присутствуют в стратегических (концептуальных) документах, в частности в Единой политике обращения с отходами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Концепции  создания системы управления обращения  с отходами в Архангельской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Реорганизация системы управления отходами в России

     Чтобы стимулировать в нашей стране процесс сбора и переработки  отходов и создать для этого  более благоприятные условия, представляется целесообразным принять следующие  меры.

     1) Ввести законодательное положение,  согласно которому хозяйственное  использование отходов в качестве  ВМР (вторичных материальных ресурсов) становится специально выделенным  объектом государственного регулирования,  наделив при этом одно из  федеральных министерств или  ведомств полномочиями по осуществлению  государственной политики в этой  области.

     2) Ввести систему всеобщей ответственности  за организацию сбора и переработки  отходов, возложив эту ответственность  на хозяйствующих субъектов как  собственников отходов производства, физических лиц как собственников  образующихся у них бытовых  отходов, органы муниципального  управления как на субъектов  хозяйственной деятельности, организующих  сбор, вывоз, переработку и захоронение  отходов.

     Необходимо  также ввести в России правовую норму, устанавливающую ответственность  производителей за организацию сбора  и переработки определенных видов  выпускаемой ими продукции после  ее использования потребителем, а  также использованной в производстве упаковки.

     Этой  юридической нормой в первую очередь  должны быть охвачены следующие виды продукции:

     - нефтепродукты (различные масла,  технологические охлаждающие жидкости);

     - автотранспортная техника (автомобили  и их прицепы, автобусы, мотоциклы);

     - продукция электротехнической и  радиоэлектронной промышленности (холодильники, морозильники, электрические плиты,  стиральные машины, пылесосы, швейные  машины, мелкие бытовые приборы  домашнего обихода, осветительные ртутные приборы, гальванические источники электроэнергии, телевизионная и компьютерная техника, звуко- и видеозаписывающая аппаратура, средства телефонной и радиотелефонной связи, игрушки и спортивный инвентарь с электрическими и электронными компонентами, измерительные приборы и т. д.).

Информация о работе Управление в области охраны окружающей среды