Права и обязанности граждан и организаций в сфере охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1 Мастер транспортного цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинска Хромов, чтобы избежать ответственности за простой цистерны с эмульсолом, являющимся разновидностью нефтепродуктов, дал указание рабочим слить 16 тонн эмульсола в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий в пруд, который, в свою очередь, сообщается с рекой Волгой. В результате была загрязнена река Волга, причинен ущерб рыбным запасам, два человека попали в больницу с отравлением. По оценке экспертов, ущерб составил 220 тыс. руб.
Укажите, какие нормативные правовые акты действуют в этой области и их основные положения?

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

- улучшение качества продуктов  питания;

- обеспечение населения качественной  питьевой водой;

- предотвращение загрязнения атмосферного  воздуха и водных объектов;

- обеспечение радиационной безопасности  населения;

- предупреждение и уменьшение  опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

- экологическое воспитание и  образование населения;

- выведение из кризисной экологической  ситуации ряда крупных городов  и промышленных центров;

- преодоление последствий  радиоактивного загрязнения территорий и др.

Эта деятельность должна осуществляться в целях как реализации конституционных прав граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, так и в целях преодоления  обострившихся противоречий между  развитием производительных сил  и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов.

Декларация тысячелетия  Организации Объединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г., определила: "Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей".

В соответствии со ст.11 Закона "Об охране окружающей среды" граждане РФ обязаны:

- сохранять природу  и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования  законодательства.

Сохранение среды обитания человека имеет жизненно важное значение для настоящего и будущих поколений. Поэтому обязанность охраны природы  и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам отнесена к разряду основных, конституционных. Закрепление данной обязанности на самом высоком правовом уровне одновременно выступает гарантией конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, которое является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной  власти РФ, субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности, в соответствии с законом, являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно - оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В целях охраны природы  и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.

Нормы об охране природной  среды и рациональном использовании  природных ресурсов содержатся и  в иных законодательных актах: Земельном  кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ от 21.02.1992 г. N 2395 - 1 "О недрах" (ред. от 29.05.02), Федеральном законе от 04.05.1999 г. N 96 - ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральном законе от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 09.01.1996 г. N 3 - ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральном законе от 14.03. 1995 г. N 33 - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ред. от 30.12.01); Федеральном законе от 23.02.1995 г. N 26 - ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах"; Федеральном законе от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 10.01.03); Федеральном законе от 23.11.1995 г. N 174 - ФЗ "Об экологической экспертизе" (ред. от 15.04.98) и некоторых др.

Одним из принципов экологического законодательства, установленных в  Федеральном законе "Об охране окружающей среды", является ответственность  за нарушение законодательства в  области охраны окружающей среды.

Реализация конституционной  нормы об обязанности каждого  сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам обеспечивается нормами  уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и экологического законодательства.

Важность борьбы с  такими нарушениями обусловила включение  в Уголовный кодекс РФ целой главы (26) об экологических преступлениях. Уголовная ответственность предусматривается  за 14 видов преступлений, среди которых  нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

Соответствующая глава  содержится и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.ст.8.1 - 8.40 КоАП). Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования наступает за сокрытие или искажение экологической информации, порчу земель, нарушение требований по рациональному использованию недр, нарушение правил охраны водных объектов, нарушение правил водопользования и иные нарушения природоохранного законодательства.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ущерба и крупные штрафы за причинение экологического вреда. Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются таксы для исчисления материального ущерба, нанесенного природным объектам. При отсутствии утвержденной таксы ущерб, нанесенный природным объектам, возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь и упущенной выгоды. Если ущерб нанесен ненадлежащим исполнением договорных обязательств, он исчисляется в соответствии с гражданским законодательством и условиями договора. Гражданским законодательством охраняется также право собственности на природные ресурсы.

Материальная ответственность  за экологические правонарушения по нормам трудового законодательства наступает в отношении должностных  лиц и иных работников, по вине которых  предприятие, учреждение, организация  понесли убыток в связи с расходами по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по охране окружающей природной среды или рациональному  использованию природных ресурсов наступает в отношении должностных лиц и иных работников, если эти обязанности возложены на них законом, иным нормативно - правовым актом, коллективным или трудовым договором.

За экологические правонарушения могут применяться и такие виды ответственности, как лишение или приостановление права природопользования, изъятие нерационально используемого земельного участка, ограничение права природопользования, возложение обязанности восстановления своими силами и средствами нарушенного состояния природного объекта.

Задача 1

Мастер транспортного  цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинска Хромов, чтобы избежать ответственности  за простой цистерны с эмульсолом, являющимся разновидностью нефтепродуктов, дал указание рабочим слить 16 тонн эмульсола в овраг, по дну которого течет ручей, впадающий в пруд, который, в свою очередь, сообщается с рекой Волгой. В результате была загрязнена река Волга, причинен ущерб рыбным запасам, два человека попали в больницу с отравлением. По оценке экспертов, ущерб составил 220 тыс. руб.

Укажите, какие нормативные  правовые акты действуют в этой области  и их основные положения?

Кто и к какому виду юридической ответственности может  быть привлечен за совершение указанного правонарушения?

Решение: В данном случае, учитывая вид нарушения, целесообразно рассмотреть положения Кодекса об административных правонарушениях в части административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статья 8.2), а так же нормы Уголовного кодекса РФ, в частности, в статье 247 предусмотрены санкции за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; а статья 250 регламентирует санкции за загрязнение вод.

Таким образом, учитывая уровень общественной опасности  совершенного общественно-опасного деяния в рамках общественных отношений в области охраны окружающей среды, следует привлечь к уголовной ответственности мастера транспортного цеха СМУ «Жилстрой» г. Дубинска, Хромова.

Задача 2

По решению администрации  сельского муниципального образования  нескольким крестьянским (фермерским) хозяйствам были выписаны билеты на сенокошение и заготовку сена на территории государственного природного заповедника. Несмотря на протесты дирекции заповедника, было произведено сенокошение на заповедной территории с общей площадью 10 га. В результате такого вмешательства в природу заповедника оказался нарушенным естественный заповедный режим, уничтожен на большой территории уникальный растительный и животный мир этого природного комплекса, причинен материальный и экологический вред.

Укажите, какие нормативные  правовые акты действуют в этой области  и их основные положения?

Определите правомерность  выдачи разрешения на сенокошение и  объясните порядок возмещения вреда.

Решение: Руководствуясь условиями задачи, следует обратиться к уголовному и административному законодательству.

В соответствии со статьей 8.24 КоАП РФ, нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Таким образом, налицо нарушение должностными лицами администрации сельского муниципального образования порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования.

При этом в соответствии со статьей 262 Уголовного кодекса РФ, нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. – 1993. 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195 - ФЗ (с изм. и доп. на 2006 г.) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
  3. Уголовный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.
  4. Земельный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.
  5. Водный кодекс РФ. – М.: Юрайт, 2005 г.
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" // СПС "Гарант"
  7. Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395 - 1 "О недрах" (ред. от 29.05.02) // СПС "Гарант".
  8. Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96 - ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СПС "Гарант"
  9. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 10.01.03) // СПС "Гарант"
  10. Федеральный закон от 09.01.1996 г. N 3 - ФЗ "О радиационной безопасности населения" // СПС "Гарант"
  11. Федеральный закон от 14.03. 1995 г. N 33 - ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (ред. от 30.12.01) // СПС "Гарант"
  12. Федеральный закон от 23.02.1995 г. N 26 - ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" // СПС "Гарант"
  13. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52 - ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 10.01.03) // СПС "Гарант"
  14. Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174 - ФЗ "Об экологической экспертизе" (ред. от 15.04.98) // СПС "Гарант"
  15. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды).— М.: Юрид.лит., 2002 г.
  16. Ерофеев Б. В. Экологическое право России.— М.: Юрид.лит., 1996
  17. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Юрид.лит., 1998.
  18. Экологическое право России. Учебник / Под ред. д-ра ю. н., проф. Ермакова В.Д., д-ра ю. н. Сухарева А.Я. - М., 1997

Информация о работе Права и обязанности граждан и организаций в сфере охраны окружающей среды