Охрана окружающей среды и энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.
11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения. 29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.
37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.
50. Лицензирование производственной деятельности: выдача разрешений на природопользование, сбросы, захоронение отходов. 59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

Файлы: 1 файл

Охрана окружающей среды (Брель).docx

— 58.20 Кб (Скачать)

Вариант 50

 

1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.

11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения.

29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.

37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.

50. Лицензирование производственной  деятельности: выдача разрешений  на природопользование, сбросы, захоронение  отходов.

59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”

 

С целью обобщения и  углубления экологических знаний и привития профессиональных навыков рационального использования энергии и материалов в программы средних специальных учебных заведений в соответствии с законом “Об образовании в Республике Беларусь” введена дисциплина “Охрана окружающей среды и энергосбережение”, в которой  рассматриваются экологические и энергетические проблемы современного общества и пути их решения..

Изучение дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение” основывается на межпредметных связях с биологией, химией, физикой, географией, математикой.

Цель дисциплины - сформировать у учащихся экологическое мировоззрение, связать теоретические знания по энергосбережению и их практическим применением, ознакомить учащихся с положением основных законов РБ об охране окружающей среды и энергосбережении.

Задачи дисциплины - изучение экологических, экономических и правовых проблем в области охраны окружающей среды и энергосбережения в РБ и путей их решения, воспитание сознательного и активного участия в охране окружающей среды.

Для  понимания  процессов,  происходящих  в  природе,  и  последствий,  которые  может  повлечь  за  собой  тот  или  иной  вид деятельности,  учащиеся  ознакомятся  с природными  ресурсами  и  основами рационального  природопользования;  основными  направлениями природоохранной  деятельности;  нормированием  предельно  допустимых выбросов  вредных  веществ  в  атмосферу  и  поверхностные  воды; современными  технологиями  и  техникой  очистки  и  обезвреживания газовоздушных  выбросов  и  сточных  вод;  основными  направлениями  переработки  и  утилизации  отходов  производства;  энергосберегающими технологиями в промышленности, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, энергосбережением в  быту.

В процессе изучения дисциплины, учащиеся учатся критически анализировать и оценивать собственную производственную и бытовую деятельность с точки зрения рационального природопользования и энергосбережения.

Основные задачи дисциплины:

  • получение учащимися необходимых знаний об экосистемах, биосфере, источниках и способах получения, распределения, транспортировки и потребления энергии;
  • ознакомление с показателями использования энергии в нашей стране и других странах мира;
  • ознакомление с основными законами и нормативно-правовыми актами по энергосбережению;
  • изучение методов внедрения энергосберегающих технологий;
  • ознакомление с порядком разработки энергосберегающих программ, нормированием топливно-энергетических ресурсов.

Задачей  дисциплины  также  является  формирование  экологического мировоззрения  будущих  специалистов,  формирование  профессионального  экологического  сознания,  что  позволит им  бережно  относиться  к  природе, рачительно  использовать  природные  ресурсы,  обеспечивать функционирование  производства  с  минимальным  воздействием  на окружающую  среду,  профессионально  анализировать  собственную деятельность в отношении к окружающей среде  и принимать экологически обоснованные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Основные принципы  охраны окружающей среды. Направления  государственной политики в области  охраны окружающей среды и  энергосбережения

 

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая  воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих  принципов:

1. Соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

2. Обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан.

3. Научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

4. Охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

5. Предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде.

6. Государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

7. Платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

8. Экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.

9. Независимости контроля в области охраны окружающей среды.

10. Учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

11. Приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов.

12. Допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды.

13. Обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан.

14. Сохранения биологического разнообразия.

15. Обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее.

16. Презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

17. Снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов.

18. Запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды.

19. Гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией.

20. Недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования.

21. Ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

22. Обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры.

23.  Международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Одним из приоритетных направлений  государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования  природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого  общества, во много определяя особенности  устойчивого развития каждого государства.

Конституция Республики Беларусь - основной закон Республики Беларусь, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Проводимая государственная экологическая  политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки  производственной сферы, совершенствование  технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных  технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ  в природную среду, утилизацию и  переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение  экологически безопасных условий для  проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

Основными направлениями работы по реализации государственной экологической  политики являются: совершенствование  природоохранного законодательства; внедрение  эффективных экономических методов  управления и контроля за природопользованием  и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование  системы органов управления и  экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения  экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование  зарубежного опыта в решении  экологических проблем.

В Республике Беларусь сложилась целостная  система планирования мероприятий  по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и  комплексных проектов по решению  отдельных проблем в области  охраны окружающей среды. К таким  программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных  территорий, защита населения от последствий  аварии на Чернобыльской атомной  электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.

Важнейшим приоритетом государственной  энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и  развития экономики при максимально  эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Республика Беларусь не располагает  значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85% ТЭР импортировать из-за рубежа.

Стратегической целью  деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего  валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

  • повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;
  • структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
  • оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Эффективность проводимой государственной  политики в сфере энергосбережения подтверждается тем фактом, что с 1996 года прирост валового внутреннего  продукта (ВВП) обеспечивается практически  без увеличения энергопотребления, за последние 9 лет значение показателя энергоемкости ВВП снижено более  чем в 1,75 раза.

Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30 процентов валового потребления  ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30%), научно-технический прогресс (около 50%), совершенствование организационных  и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20%).

Информация о работе Охрана окружающей среды и энергии