Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа
1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.
11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения. 29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.
37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.
50. Лицензирование производственной деятельности: выдача разрешений на природопользование, сбросы, захоронение отходов. 59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.
Вариант 50
1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.
11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения.
29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.
37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.
50. Лицензирование
59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.
1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”
С целью обобщения и углубления экологических знаний и привития профессиональных навыков рационального использования энергии и материалов в программы средних специальных учебных заведений в соответствии с законом “Об образовании в Республике Беларусь” введена дисциплина “Охрана окружающей среды и энергосбережение”, в которой рассматриваются экологические и энергетические проблемы современного общества и пути их решения..
Изучение дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение” основывается на межпредметных связях с биологией, химией, физикой, географией, математикой.
Цель дисциплины - сформировать у учащихся экологическое мировоззрение, связать теоретические знания по энергосбережению и их практическим применением, ознакомить учащихся с положением основных законов РБ об охране окружающей среды и энергосбережении.
Задачи дисциплины - изучение экологических, экономических и правовых проблем в области охраны окружающей среды и энергосбережения в РБ и путей их решения, воспитание сознательного и активного участия в охране окружающей среды.
Для понимания процессов, происходящих в природе, и последствий, которые может повлечь за собой тот или иной вид деятельности, учащиеся ознакомятся с природными ресурсами и основами рационального природопользования; основными направлениями природоохранной деятельности; нормированием предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу и поверхностные воды; современными технологиями и техникой очистки и обезвреживания газовоздушных выбросов и сточных вод; основными направлениями переработки и утилизации отходов производства; энергосберегающими технологиями в промышленности, на транспорте, в строительстве, сельском хозяйстве, энергосбережением в быту.
В процессе изучения дисциплины, учащиеся учатся критически анализировать и оценивать собственную производственную и бытовую деятельность с точки зрения рационального природопользования и энергосбережения.
Основные задачи дисциплины:
Задачей дисциплины также является формирование экологического мировоззрения будущих специалистов, формирование профессионального экологического сознания, что позволит им бережно относиться к природе, рачительно использовать природные ресурсы, обеспечивать функционирование производства с минимальным воздействием на окружающую среду, профессионально анализировать собственную деятельность в отношении к окружающей среде и принимать экологически обоснованные решения.
11. Основные принципы
охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
1. Соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
2. Обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан.
3. Научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
4. Охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
5. Предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде.
6. Государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования.
7. Платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
8. Экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов.
9. Независимости контроля в области охраны окружающей среды.
10. Учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
11. Приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов.
12. Допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды.
13. Обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан.
14. Сохранения биологического разнообразия.
15. Обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее.
16. Презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
17. Снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов.
18. Запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды.
19. Гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией.
20. Недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования.
21. Ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.
22. Обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры.
23. Международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
Одним из приоритетных направлений
государственной политики Республики
Беларусь являются вопросы охраны окружающей
среды и рационального
Конституция Республики Беларусь - основной закон Республики Беларусь, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Проводимая государственная
Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.
Основными направлениями работы по
реализации государственной экологической
политики являются: совершенствование
природоохранного законодательства; внедрение
эффективных экономических
В Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д.
Важнейшим приоритетом государственной
энергетической политики в Республике
Беларусь наряду с устойчивым обеспечением
страны энергоносителями является создание
условий для функционирования и
развития экономики при максимально
эффективном использовании
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85% ТЭР импортировать из-за рубежа.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
Эффективность проводимой государственной
политики в сфере энергосбережения
подтверждается тем фактом, что с
1996 года прирост валового внутреннего
продукта (ВВП) обеспечивается практически
без увеличения энергопотребления,
за последние 9 лет значение показателя
энергоемкости ВВП снижено
Общий потенциал энергосбережения
в республике оценивается на уровне
30 процентов валового потребления
ТЭР. Основные пути его реализации:
структурная перестройка