Охрана окружающей среды и энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.
11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения. 29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.
37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.
50. Лицензирование производственной деятельности: выдача разрешений на природопользование, сбросы, захоронение отходов. 59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

Файлы: 1 файл

Охрана окружающей среды (Брель).docx

— 58.20 Кб (Скачать)

- проектирование, изготовление, монтаж, наладка, диагностирование, ремонт, обслуживание, в т. ч. зарядка (перезарядка) радионуклидными источниками радиационных устройств и установок, объектов атомной энергетики, а также изготовление технологического оборудования для них и средств радиационной защиты;

- эксплуатациярадиационных устройств  и установок, содержащих радионуклидные источники с общей активностью более 3,7-10**11 Бк либо активностью отдельного источника более 3,7-10** 10 Бк, а также радиационных устройств и установок с ускоряющим напряжением выше 100 киловольт объектов атомной энергетики, применение радиоактивных материалов, включая их хранение с удельной активностью выше минимально значимой и в количестве, превышающем минимально значимое более чем в 1000 раз (приложение 19 НРБ-2000). 

2. Деятельность, связанная с опасными  производственными объектами, техническими  устройствами, применяемыми на таких  объектах подъемными сооружениями  и машинами, объектами котлонадзора. Этот вид деятельности включает:

- эксплуатацию опасных производственных  объектов, признанных таковыми согласно Закону Республики Беларусь “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 10.01.2000;

- проектирование (конструирование), изготовление, монтаж, наладку, обслуживание, диагностирование и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

- подготовку и переподготовку  работников опасного производственного  объекта, подконтрольного органу  технадзора в учреждениях, не входящих в систему Министерства образования.

Перевозка опасных грузов всеми  видами транспорта также регулируется Положением о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1357.

Выдача специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, производится Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На каждый вид деятельности, подлежащей лицензированию, выдается отдельная лицензия по установленной форме.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1371 от 20 октября 2003 г.), лицензируемая деятельность имеет следующие составляющие работы и услуги:

  • ведение охотничьего хозяйства;
  • обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация (обезвреживание), рециклинг и т. п.);
  • геологическое изучение недр (комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей ископаемых);
  • добыча торфа или сапропелей;
  • бурение скважин на воду глубиной более 20 метров;
  • использованием отходов 1-3 класса опасности, обезвреживание отходов;
  • экологический аудит.

Общий порядок требований при оформлении лицензий следующий.

Органами, уполномоченными осуществлять лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензионный орган следующие документы:

1) Заявление о выдаче лицензии  с указанием: 

- для юридического лица - наименования  и места его нахождения;

- для физического лица - фамилии,  имени, отчества, паспортных данных;

- лицензируемого вида  деятельности (работ или услуг  по данному виду деятельности), который соискатель лицензии  намерен осуществлять.

2) Копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельств о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования.

3) Копию извещения налогового  органа о присвоении учетного  номера налогоплательщика.

4) Документ об уплате лицензионного  сбора за рассмотрение заявления.

5) Выписку из торгового реестра  страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке.

6) Другие документы, указанные  в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59. Структура управления  за состоянием окружающей среды  на производстве. Служба охраны  окружающей среды на предприятиях и ее обязанности

 

Система управления окружающей средой обеспечивает решение организацией экологических вопросов путем рационального  использования имеющихся ресурсов, распределения обязанностей и постоянной оценки результатов деятельности. Экологическая  служба предприятия должна компетентно  контролировать и направлять его  деятельность в целях соблюдения природоохранительного законодательства, просвещать и вовлекать в свою работу все подразделения предприятия. Это может быть как один человек, так и бюро (отдел), в котором  каждый сотрудник отвечает за свой участок работы.

Экологическая служба должна иметь: положение о службе охраны окружающей среды (ООС) предприятия, должностные  инструкции работников, где определены их полномочия и обязанности, а также  необходимую законодательную и  нормативную базу, которая постоянно  обновляется и пополняется. Экологическая  служба подчиняется непосредственно  руководителю предприятия или главному инженеру.

Экологическую политику определяет высшее руководство организации, а  служба должна разрабатывать программу  достижения целевых и плановых экологических  показателей (использования водных ресурсов, снижения выбросов, сбросов, сокращения образования отходов, сведения к минимуму воздействия на окружающую среду). Но нельзя считать, что ответственность  за ООС лежит только на экологической  службе, за это должны отвечать и  другие подразделения организации.

Обязанности, ответственность  и полномочия всех сотрудников должны быть определены, документально оформлены (приказом по предприятию) и доведены до сведения тех, кого это касается. Должностные лица обязаны знать, что за экологические правонарушения, причинение вреда окружающей среде  и здоровью человека они несут  имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства, обязаны возместить его в полном объеме. Чем полнее будет описана в приказе ответственность должностных лиц, тем проще будет контролировать их деятельность и привлекать к ответственности за допущенные нарушения.

Необходимо, чтобы все  сотрудники, чья работа может значительно  повлиять на окружающую среду, прошли соответствующее обучение и понимали, каково реальное или потенциальное  воздействие их деятельности на окружающую среду. Они должны иметь необходимые  знания, владеть методами и навыками, требующимися для компетентного  выполнения стоящих перед ними задач, а также представление о тех  негативных воздействиях на окружающую среду, которые может оказать их деятельность, если она выполняется некорректно.

Каждый сотрудник предприятия  должен знать и соблюдать природоохранительное законодательство (в рамках своей  компетенции), свои должностные инструкции и нести ответственность в  случае нарушений. Требования и нормативы  природоохранительного законодательства могут также включаться отдельным  разделом в технологические процессы. Предприятие может иметь специальные  инструкции по отдельным аспектам охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов, сбора и размещения отходов.

Для каждого подразделения  следует разрабатывать годовые  планы мероприятий, которые направлены на улучшение экологической обстановки, и постоянно контролировать выполнение намеченных работ. Необходимо наладить внутреннюю связь между различными уровнями и подразделениями предприятия. Каждое подразделение должно представлять в экологическую службу ежемесячные  отчеты по образованию и размещению отходов, подтвержденные актами сдачи, накладными или другими документами, отчетами по работе стационарных источников выбросов, ПГУ, расходу воды и др. Это необходимо для составления  платежей, статотчетности, контроля образования  и размещения отходов.

Экологу необходимо постоянно  контролировать работу подразделений  по соблюдению природоохранительного  законодательства. Эти проверки необходимо проводить с привлечением и других специалистов, ответственных за данный участок работы (руководителей подразделений, технологов и др.). При выявлении  нарушений планируются мероприятия  по их устранению.

Контроль атмосферного воздуха, санитарно-защитной зоны, сбросов загрязняющих веществ, состава отходов следует проводить аттестованной лабораторией (собственной или по договору) в соответствии с планами-графиками. При отборе проб должны присутствовать работники экологической службы. Все результаты анализов необходимо направлять в экологическую службу для обобщения и анализа выполнения нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) и выбросов (ПДВ). По обобщенным данным руководству представляются отчеты и предложения по улучшению природоохранной деятельности.

Экологическая служба также  должна следить за своевременной  разработкой нормативов ПДС, ПДВ, лимитов  размещения производственных и бытовых  отходов предприятия, а также  за наличием разрешительной документации, получением в срок необходимых лицензий (по обращению с отходами, водопользованию  и др.). Нормативы ПДС, ПДВ, лимитов  размещения производственных и бытовых  отходов предприятия могут разрабатываться  самой экологической службой  или компетентной организацией (по договору).

Вывоз, утилизацию, размещение отходов производства и потребления  предприятию необходимо осуществлять по договору с организациями, которые  имеют лицензии на данный вид деятельности. Это поможет избежать неприятностей  с контролирующими органами.

Постоянное взаимодействие руководства, экологической службы, подразделений предприятия помогает соблюдать природоохранительное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. А. А. Челноков, Л. Ф. Ющенко. Основы промышленной экологии. - Минск, “Вышэйшая школа”, 2001 г.

2. А.И. Воронцов, Н.З. Харитонова. Охрана природы. - Москва,1979г.

3. В.В. Маврищев. Основы общей экологии. Минск, “Вышэйшая школа”, 2000 г.

4. М.В. Самойлов, В.В. Поневчик, А.Н. Ковалев. Основы энергосбережения. - Минск, 2002 г.

5. Э.А. Арустамов. Природопользование. - Москва, 2000 г.

6. Юрасова Т.И. “Основы радиационной безопасности”. Учебное пособие - Москва: АТиСО, 2008.- 155 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Охрана окружающей среды и энергии