Охрана окружающей среды и энергии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, цели и задачи дисциплины “Охрана окружающей среды и энергосбережение”.
11. Основные принципы охраны окружающей среды. Направления государственной политики в области охраны окружающей среды и энергосбережения. 29. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС в Беларуси.
37. Основные источники выбросов вредных веществ и воздействий на биосферу.
50. Лицензирование производственной деятельности: выдача разрешений на природопользование, сбросы, захоронение отходов. 59. Структура управления за состоянием окружающей среды на производстве. Служба охраны окружающей среды на предприятиях и ее обязанности.

Файлы: 1 файл

Охрана окружающей среды (Брель).docx

— 58.20 Кб (Скачать)

Программными документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в Республике Беларусь, являются Республиканские  программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством  порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет.

В Республике Беларусь выстроена  четкая система финансирования энергосбережения.

Финансирование мероприятий  по энергосбережению осуществляется за счет:

  • собственных средств предприятий;
  • средств целевого фонда энергосбережения;
  • средств инновационных фондов министерств и ведомств;
  • средств республиканского и местных бюджетов;

Реализации государственной  политики в сфере энергосбережения в республике способствует развитая нормативная правовая база:

1. Закон Республики Беларусь “Об энергосбережении” от 15.07.1998 № 190-3З.

2. Директива Президента Республики Беларусь “Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства” от 14 июня 2007 года №3.

3. Более 20 постановлений Правительства Республики Беларусь.

4. Ведомственные нормативно-правовые акты, методики и рекомендации.

В продолжение проделанной  работы подготовлен проект Закона Республики Беларусь “О возобновляемых источниках энергии”.

Указанными нормативно-правовыми  актами, среди прочих, установлен порядок  экономического стимулирования энергосбережения для организаций социальной сферы  и реального сектора экономики, которым разрешено полученную денежную экономию от внедрения энергосберегающих  мероприятий использовать на премирование работников и дальнейшее внедрение  энергосберегающих мероприятий.

Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой  зарубежный опыт эффективного использования  ТЭР и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 30 декабря 2004 года № 1680 утверждена Целевая программа  обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической  и тепловой энергии за счет использования  местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года.

Основой энергетической политики РБ на период до 20015 г. является определение путей и формирование механизмов оптимального развития, и функционирование отраслей ТЭК, надежное и эффективное энергообеспечение всех отраслей экономики, создание условий для производства конкурентоспособной продукции, достижение уровня жизни высокоразвитых государств.

В условиях ограниченности собственной ресурсной базы актуальными  являются проблемы энергетической безопасности. Под энергетической безопасностью  подразумевается гарантия надежного  и бесперебойного энергоснабжения  страны в нормальных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Необходимыми условиями  безопасности являются:

1.Закупка импортного топлива  не должна осуществляться в  одной стране более чем на 30%.

2. Доля каждого вида  топлива в развитии энергетики  Республики Беларусь не должна  превышать 60%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Последствия  аварии на Чернобыльской АЭС  в Беларуси

 

Финансовые  последствия аварии на ЧАЭС для государственного бюджета и экономики.

Авария на ЧАЭС нанесла  многоуровневый ущерб экономикам Беларуси, Украины и некоторым регионам России. Общий объем экономического ущерба в этих трех странах, согласно докладу Программы развития ООН  и Детского Фонда ООН, поддается лишь приблизительному подсчету. Не существует данных, собранных во всех этих странах по единой методике. Экономический ущерб при этом плотно увязывается с государственными расходами.

Институт экономики Национальной академии наук Республики Беларусь оценивает  экономические потери страны в первые 30 лет после аварии на ЧАЭС в 43,3 млрд. долларов США. Общие потери за этот период оцениваются в 235 млрд. долларов США, что соответствует 32 государственным бюджетам страны 1989 г. Доля расходов госбюджета на чернобыльские проблемы составила в 1991 г. 16,8%, в 1996 г. - 10,9%. В настоящее время страна тратит на финансирование государственных чернобыльских программ 6% своего бюджета.

Белорусский государственный  Комитет по проблемам последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  среди негативных последствий аварии выделяет следующие: полная либо частичная  потеря сельскохозяйственных угодий и  природных ископаемых, падение производственных мощностей и потери рабочей силы на загрязненной территории, падение  стоимости продукции, произведенной  на загрязненной территории.

По информации ПРООН и  ЮНИСЕФ на зараженных территориях были закрыты и выведены из производственного  цикла 54 крупных сельскохозяйственных и лесных хозяйств, 9 промышленных предприятий, 22 месторождения полезных ископаемых.

Работающие на зараженных территориях предприятия испытывают острый недостаток в квалифицированной  рабочей силе, прежде всего в молодых  специалистах. Даже незначительно зараженные территории не представляют собой интереса для инвесторов. Эту негативную тенденцию  можно переломить только с помощью  государственных инвестиционных программ, средства на которые в бюджете  Беларуси отсутствуют.

Беларусь взимает для покрытия расходов на борьбу с последствиями аварии на ЧАЭС специальный “чернобыльский” налог. Первоначально все предприятия, за исключением сельскохозяйственных, передавали государству от 18 до 19% фонда заработной платы.

Основная часть государственных  средств в Беларуси направлялась сначала на финансирование инфраструктурных программ и программ по отселению. Доля этих расходов составляла до 1993 г. 70% всего чернобыльского фонда. До 1996 г. в Беларуси было отселено 131 200 человек и построено для них 64 836 квартир и домов. С 1995 г. центр тяжести перенесен на финансирование социальных и медицинских чернобыльских программ.

Последствия аварии на ЧАЭС для энергообеспечения.

Беларусь, наиболее пострадавшая от аварии на ЧАЭС, приостановила свои программы в области атомной  энергетики. Беларусь не обладает собственными источниками энергии: в 1997 г. лишь 14% энергопотребления страны покрывалось за счет собственных энергоносителей. Беларусь, таким образом, жестко привязана к дорогому энергоимпорту, 80% энергии она получает из России, остальное - из Литвы.

В Беларуси за выработку  энергии и поиск новых ее источников отвечает Белорусский государственный  энергетический концерн “Белэнерго”. Госкомитет по энергосбережению и энергонадзору  Республики Беларусь несет ответственность  за все мероприятия, направленные на сокращение стоимости и потребления  энергии в стране. Еще в 1992 г. была принята соответствующая программа, рассчитанная на период до 2010 г. Ее основным направлением является, наряду с популяризацией и внедрением экономного отношения граждан к энергии, и активное использование альтернативных источников энергии.

До 2004 г. использование альтернативных источников энергии форсировалось в недостаточной степени. Причиной тому являются крайне низкие цены на газ в России. В 2004 г. Россия собирается значительно повысить цены на газ, что означает увеличение платы для населения и производства. По мнению экспертов, Беларусь потеряла свою независимость в вопросах энергоснабжения.

Кампанией по пропаганде экономного использования электроэнергии и  отопления в Беларуси занимаются и неправительственные организации. Под эгидой ООН и государства 5 неправительственных организаций  Беларуси создали в 2000 г. общественный Комитет устойчивого развития. Одна из важнейших сфер его деятельности - рачительное отношение к ресурсам. В 1996 г. Белорусская государственная Политехническая академия (БГПА) совместно с ЮНЕСКО разработала программу использования солнечной энергии.

Демографические и социальные последствия аварии на ЧАЭС.

Жители всех населенных пунктов, в которых уровень радиоактивного загрязнения почвы цезием -137 превышал 5 Ки/кв.км., получали право на переселение. В случае, если уровень радиоактивного загрязнения почвы превышал 40 Ки/кв.км., население Беларуси подлежало эвакуации.

Последний доклад Программы  развития ООН и Детского Фонда  ООН содержит описание последствий  этого маленького “пересления народов” в цифрах. Так, с 1986 г. по 2000 г. Хойникский район Гомельской области Беларуси, считающийся одним из наиболее загрязненных районов, покинуло 47% населения.

Везде на зараженных территориях остаются проживать или же нелегально на них возвращаются после переселения в первую очередь пожилые люди, не желающие покидать свои родные села. Среди тех, кто добровольно покинул свои села, преобладают молодые семьи с детьми. Отток молодой рабочей силы на фоне негативных явлений в области состояния здоровья вызвал негативные изменения в демографической структуре загрязненных территорий: рождаемость падает, смертность возрастает.

В Гомельской области средняя  продолжительность жизни составляла в 1986 г. 72 года, а в 2000 г. - уже 67,6 лет. В 1986 г. в Гомельской области рождаемость превосходила смертность: естественный прирост населения составлял 8%. 14 лет спустя рождаемость сократилась с 17,2% до 9,7%, в то время как смертность выросла с 9,2% до 14,8%. В 2000 г. население районов, прилегающих к Гомелю, сократилось на 5,1%.

Недостаток молодежи тяжелым  бременем ложиться на социальную и  экономическую сферу загрязненных территорий. Не хватает учителей и  врачей. Это влечет за собой снижение качества образования и медицинского обслуживания. Некоторые предприятия  из-за недостатка кадров просто закрываются. Это в свою очередь побуждает  оставшиеся семьи к переселению. Оставшиеся жители ощущают себя брошенными государством на произвол судьбы.

С середины 90-х гг. правительство Беларуси старается переломить эту тенденцию путем осуществления целевых региональных экономических программ. В качестве примера можно привести создание при поддержке Европейского Союза Гомельского регионального Агентства экономического развития, а также Центр развития в городе Славутич.

Переселение приводит не только к изменению жизни переселенцев, вынужденных оставлять родные места, оно деформирует систему социальных связей в тех селах и городских  районах, куда проводится переселение. В докладе ПРООН/ЮНИСЕФ подчеркивается, что между старожилами и переселенцами  нередко возникают конфликты.

Причины тому разнообразны. Адаптация в новых условиях особенно трудно дается переселенцам старше 50 лет. Чернобыльские переселенцы, как  правило, составляют свой довольно замкнутый  круг общения. Это обстоятельство усугубляется клеймом радиации. Многие старожилы  считают радиацию заразным заболеванием. Молодым переселенцам трудно найти  себе спутника жизни, поскольку местные  жители опасаются пороков развития у детей.

Напряженность в отношениях между переселенцами и местными жителями усугубляется чувством зависти, возникающем в связи с предоставлением  переселенцам новых квартир и  домов. По своему качеству эта жилплощадь, как правило, превосходит средние  характеристики жилого фонда в местах переселения. В связи с нездоровой социальной атмосферой и проблемами с адаптацией, как отмечается в  докладе ПРООН/ЮНИСЕФ, все больше переселенцев принимают решение  о возвращении в родные мест.

Последствия аварии на ЧАЭС для сельского хозяйства.

В Беларуси выведены из хозяйственного оборота 2 640 кв. км сельскохозяйственных угодий. В общей сложности радиоактивному загрязнению в Беларуси подверглось 22% сельскохозяйственных площадей и 21% лесов. Поскольку анализ этих потерь проводился на основании различных критериев, данные разных источников могут не совпадать.

Зоны с уровнем радиационного  загрязнения до 15 Ки (Кюри) по цезию  не выведены из сельскохозяйственного  оборота во всех трех странах. Тщательный подбор полезных растений, применение особых пахотных методов и специальных  удобрений способны значительно  снизить попадание радионуклидов  в пищевую цепочку. Уровень загрязненности молочных продуктов и мяса также  снижается при применении “чистых кормов”, специальных кормовых добавок (сорбентов) и при ограничении сезона выпаса скота. Соответствующие государственные программы существуют в Беларуси.

Прежде чем попасть  в торговую сеть, продукты сельского  хозяйства, произведенные на загрязненных территориях, подвергаются строгому радиологическому контролю. Во всех трех странах к  продуктам питания, произведенным  на государственных предприятиях, и  к продуктам, поступающим в продажу  на рынках, применяется система максимально  допустимых уровней радиационной загрязненности. В Беларуси эта система втрое строже, чем в Германии.

Основную проблему сельскохозяйственного  производства представляют собой 100 000 мелких крестьянских хозяйств, работающих только на обеспечение собственных  потребностей. В этой связи белорусский  государственный Комитет по проблемам  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС и украинское Агентство “ЧернобыльИнтерИнформ” намерены создать специальные программы по оказанию единоличным хозяйствам консультационной помощи.

Информация о работе Охрана окружающей среды и энергии