Экономика природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

История взаимоотношений человека и природы - это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации. Результаты человеческой деятельности относительной природы позволяют судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.

Оглавление

1. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
2. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ и ее роль в управлении охранной окружающей среды.
Литература.

Файлы: 1 файл

Московский государственный открытый.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный  открытый

Университет. 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа:

«Экономика  природопользования». 
 
 
 

                    Выполнил: студент 3 курса 

                    .

                    Шифр:____________________

                    Специальность:____________

                    Преподаватель:____________ 
                     
                     
                     
                     
                     

Москва

2011

Содержание: 

Введение.

1. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

2. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ и ее роль в управлении охранной окружающей среды.

Литература.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      История взаимоотношений человека и природы - это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации. Результаты человеческой деятельности относительной природы позволяют судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.

      Воздействие человека на природу увеличивалось  с течением времени. Произошедшая научно-техническая  революция привела к еще большему усилению этого воздействия, предоставив для него новы возможности и инструменты.

      Составляющие  кризиса разнообразны. В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические  системы истощены; количество воды, не пригодной к использованию  из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством.

      В России многие водоемы оцениваются  как экологически неблагополучные. Их хроническое загрязнение привело  к серьезному ухудшению условий  воспроизводства ценных видов рыб.

      Лесам грозит чрезмерная вырубка. Большой  ущерб лесному хозяйству причиняют пожары, загрязнение окружающей среды, сплошнолесосечные рубки.

      В городах проблемы, связанные с  экологией стоят особенно остро. К перечисленным выше прибавляется особенно сильное загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения, загрязнение окружающих территорий вследствие неграмотной утилизации отходов, перенаселения и т.д.

      Для грамотного решения этих проблем  необходимо четкое правовое регулирование  и соответствующая законодательная  база, направленная на охрану окружающей среды.

1. Организация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды

  Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей  компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. 
     Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

  • В частности, в соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
    • обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;
    • разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
    • разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;
    • объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
    • координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
    • установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
    • установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федеральный государственный экологический контроль);
    • установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
    • обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ;
    • установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
    • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
    • установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
    • установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
    • организация и проведение государственной экологической экспертизы;
    • взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды;
    • установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
    • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
    • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
    • образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ;
    • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
    • ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
    • экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
    • экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
    • установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
    • осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды;
    • осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ полномочий.
 
  • К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той же сфере ст. 6 указанного Закона отнесены:
    • определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ;
    • участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
    • реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
    • разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ, контроль за их исполнением;
    • разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
    • разработка, утверждение и реализация целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
    • осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территориях субъектов РФ;
    • организация и осуществление в порядке, установленном законодательством РФ, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов РФ;
    • государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
    • экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
    • привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
    • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    • образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
    • организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территориях субъектов РФ;
    • ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации;
    • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов РФ;
    • ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территориях субъектов РФ;
    • ведение Красной книги субъекта РФ;
    • осуществление экологической паспортизации;
    • регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

  Специализированные  органы управления охраной окружающей среды действуют на разных уровнях, оказывая оперативное воздействие  на министерства, ведомства, предприятия и являясь, таким образом, межотраслевыми или надведомственными органами. 
     В 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. А в 1993 г. природоресурсные органы, на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами. 
     В 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология), который, в свою очередь, был ликвидирован в мае 2000 г. Одновременно на базе упраздненных Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ. 
     В результате в настоящее время в России функционируют следующие специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет РФ по рыболовству. 
     Неопределенность законодательной формулы "специально уполномоченные государственные органы" вынудила Правительство РФ принять 22 сентября 1993 г. Постановление "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". В соответствии с этим Постановлением Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды) и его территориальные органы объявлялись специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, которые в пределах своей компетенции должны координировать деятельность специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления. 
     Таким образом, центральное место в системе специализированных органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды занимает Минприроды РФ. Постановлением на него и его территориальные органы возложена ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. В настоящее время это министерство действует на основе Положения о Министерстве об охране окружающей среды и природных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г.

  • Основными задачами Министерства являются:
    • комплексное управление в области охраны окружающей среды, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
    • координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в данной области;
    • формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования и обеспечения экологической безопасности:
      • организация единой государственной системы экологического мониторинга;
      • организация и проведение государственной экологической экспертизы;
      • организация и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
      • обеспечение населения экологической информацией и др.

      В соответствии с основными задачами Минприроды осуществляет ряд важнейших функций:

    • разрабатывает предложения по основным направлениям государственной экологической политики; совместно с другими специально уполномоченными природоохранительными органами организует разработку и реализацию федеральных и межгосударственных программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
    • подготавливает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам, относящимся к компетенции министерства;
    • организует и осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие:
    • организует разработку, согласовывает или утверждает по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды нормативы качества окружающей среды, нормы (нормативы) воздействия на окружающую среду, размещения отходов; - осуществляет ряд других функций.

Информация о работе Экономика природопользования