Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа
Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Как важный инструмент государственного регулирования она должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи призваны решать следующие задачи:
Теоретическое задание …………………………………………………..3
Практическое задание 1 ………………………………………………….7
Практическое задание 2…………………………………………………..8
Практическое задание 3 ………………………………………………….10
8
Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины
Государственное высшее учебное заведение
Национальный горный университет
Институт экономики
Финансово-экономический факультет
Кафедра экономики предприятия
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Выполнила:
Ст. Гр. ЕГ-08-3
Чернышева Е.С.
Вариант №18
Проверила:
ас. Семина С. С.
Днепропетровск, 2012
Содержание
Теоретическое задание …………………………………………………..3
Практическое задание 1 ………………………………………………….7
Практическое задание 2…………………………………………………..8
Практическое задание 3 ………………………………………………….10
ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Система платного природопользования и его эффективность.
Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Как важный инструмент государственного регулирования она должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи призваны решать следующие задачи:
-обеспечивать учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;
-согласовывать интересы потребителей естественных ресурсов, предприятий сферы природопользования и народного хозяйства в целом;
-обеспечивать изъятие доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;
-отражать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местными бюджетами;
-компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;
-хотя бы частично возмещать ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.
Объектами платы есть источники природных ресурсов - месторождения полезных ископаемых, водохранилища, лесные участки и т.д., а субъектами - предприятия, организации и учреждения, их филиалы и объединения, отдельные граждане, которые используют природные ресурсы (независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и подчинения).
Как показывает международная практика природопользования, экономические
методы экологического регулирования являются наиболее эффективными.
Внедрение экономических механизмов в практику отечественного
природопользования по настоящему началось всего десять лет назад, поэтому в
настоящее время регулирующие экономические механизмы находятся на стадии
становления, внедрения и преодоления значительных трудностей.
Наибольшие трудности связаны с тем, что внедрение механизма платного
природопользования совпало с тяжелыми социально-экономическими условиями
переходного периода. Вследствие этого другая часть трудностей связана с
тем, что экономические механизмы природопользования вместо функций
регулирования природопользования вынуждены выполнять чисто фискальные
функции.
Те виды экономических рычагов (платежей), которые призваны
непосредственным образом опосредовать отношения природопользователя с
владельцем (распорядитем) ресурсов, могут быть представлены в следующем
виде:
1.Плата за природопользование (плата за право пользования, плата за воспроизводство);
2.Плата за загрязнения (плата за нормативное загрязнение, плата за сверхнормативное загрязнение);
3.Плата за экологические нарушения (штрафные санкции, штрафы);
4.Плата (компенсации) за ущербы (компенсации при уничтожении ресурсов, компенсации при повреждении ресурсов).
Перечисленные виды плат можно довольно условно разбить на виды, которые
несут:
- чисто фискальные;
- чисто регулирующие;
- или смешанные фискально - регулирующие функции.
Следует особо отметить, что в настоящее время наибольшее практическое
значение имеет плата за право пользования, которая служит поступлению в
бюджеты наибольшего объема средств среди всех видов платежей за
природопользование. Однако этот вид платы не для всех видов ресурсов и не
на всех территориях действует одинаково успешно.
Плата за загрязнения не функционирует в меру тех возможностей, которые
на нее первоначально возлагались. В связи с так называемыми "временно
согласованными" нормативами размеры платежей по этому виду платы могут
согласовываться, уменьшаться или вовсе отменяться, поэтому эффективность ее
гораздо ниже возможной и ожидаемой.
Платы за экологические нарушения в виде штрафных санкций и исков несут
в себе как предупреждающие, опережающие функции, так и функции
экономического наказания за уже свершившиеся нарушения.
Слабость органов контроля, неудовлетворительное состояние и
функционирование средств мониторинга, и несовершенство судебной и
исполнительной властей делают этот экономический рычаг не настолько
эффективным, каким бы он мог быть.
Наиболее эффективным и действенным предупреждающим и регулирующим экономическим рычагом экологического регулирования могла бы быть компенсация за ущерб природным ресурсам и объектам вследствие их уничтожения и повреждения.
Поскольку этот экономический регулятор должен действовать в основном на
предпроектной и предплановой стадиях принятия хозяйственных решений,
поэтому в его функции входит с одной стороны предупреждение каких-либо
негативных экологических воздействий на природную среду и природные
ресурсы, с другой стороны, дать сравнительное сопоставление экологической и
экономической эффективности принимаемых решений и, наконец, в - третьих,
осуществить экономические санкции (взыскать компенсации) за те или иные
экологические нарушения.
В Украине установлены сборы за такие виды природных ресурсов:
- Земельные;
- Водные;
- Минеральные;
- Лесные;
- Животные;
- Растительные;
- Радиочастотный ресурс.
Система платежей за нарушение природной среды включает следующие основные элементы:
- Порядок изъятия средств у экономических субъектов;
- Ставки платежей, устанавливающие определенное соответствие между количественными показателями воздействия на природную среду и величиной изъятия средств;
- Допустимые грани нарушения среды; как правило, ставки за сверхлимитное нарушению среды увеличиваются в 3-3,5 раза, меняется и порядок отнесения платежей; платежи за нарушение среды в пределах лимитных значений относятся на производственную себестоимость предприятий, платежи за сверхлимитный воздействие на среду изымаются из прибыли;
- Порядок распределения собранных средств.
В Украине действует система платежей (сборов) за такие виды воздействия на окружающую среду:
- Загрязнение атмосферы (стационарными и передвижными источниками)
- Загрязнение воды;
- Размещение твердых отходов;
- Вред растениям и животным;
- Вред природно-заповедному фонду;
- Аварийное загрязнение окружающей среды.
Экологическое налогообложение в Украине нужно совершенствовать, вводя новые "зеленые" налоги, которые более досконально регулировали отношения субъектов хозяйствования с окружающей средой, охраняя окружающую среду. При переходе к информационному обществу и общества устойчивого развития налоговую систему нужно менять коренным образом: от налогообложения прибыли и дохода, что сейчас осуществляется в большинстве государств, нужно переходить к налогообложению величины екодеструктивного воздействия на природу (использование ресурсов и разрушение окружающей среды).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
Исходные данные
№вар.=№ по списку | Kэ | Выбросы двуокиси азота, т. (Z) | ПДВ двуокиси азота, т. (D) | Выбросы фенола,т. (R) | ПДВ фенола,т.(G) |
18 | 1,85 | 199 | 158 | 18 | 14 |
Металлургический комбинат (Кэ) в течение года выбросил в атмосферу следующее количество загрязняющих веществ:
двуокиси азота Z т (предельно допустимые выбросы (ПДВ) составляют D т; базовый норматив платы за загрязнение атмосферного воздуха составляет: в пределах ПДВ- 45 грн./т, плата за сверхлимитный выброс (СЛВ) загрязняющего вещества - 200 грн./т);
фенола - R т (ПДВ составляет G т; базовый норматив платы за загрязнение атмосферного воздуха составляет: в пределах ПДВ - 30 грн./т, СЛВ - 50 грн./т).
Определить сумму платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах ПДВ, СЛВ и общую плату за загрязнение. Приведите структуру общей платы за загрязнение атмосферного воздуха.
Решение:
1. Определяется размер платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в границах предельно допустимых выбросов по формуле:
,
где i- вид загрязняющего вещества, i = 1,2, 3,…, n;
Нпдвi — базовый норматив платы за выброс 1т загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, грн./т;
Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха в данном регионе;
ПДВi – предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год.
П пдв = 158*45*1,85+14*30*1,85 = 13153,5+777 = 11930 грн/год
2. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется по формуле:
Пслв =5 ∑Нпдвi ×Кэ × (Вi – ПДВi) , если Вi>ПДВi ,
где Вi – фактический объем выброса загрязняющего вещества в атмосферу.
П слв = 5*((199-158)*50*1,85 + (18-14)*200*1,85) = 5*(3792,5+1480) = 26360 грн/год
3. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
Побщ= Ппдв + Пслв
П общ = 11930 + 26360 = 38290 грн/год
ОТВЕТ: Сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах ПДВ равна 11930 грн/год, а общая плата за загрязнение атмосферного воздуха равна 38290 грн/год.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2
На угольной шахте намечается отработка участка с балансовыми запасами угля в количестве 1450+18тыс.т., который имеет сложные горно-геологические условия. Рассматриваются два варианта отработки этих запасов, в одном из которых будет принята выборочная выемка.
Показатели | Варианты | |
1 | 2 | |
1. Потери угля в недрах, % от балансовых запасов,% | 15,18 | 45,18 |
2. Установленная норма потерь, % | 14 | 14 |
3. Плата за сверхнормативные потери, грн/т. | 6 | 6 |
4. Себестоимость добычи угля, грн/т. | 68 | Х |
5. Цена угля, грн/т. | 82,18 | 82,18 |
Информация о работе Контрольная работа по "Экономика природопользования"