Контрольная работа по "Экономика природопользования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Центральным звеном экономического механизма природо­пользования является система платности, объединяющая пла­тежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Как важный инструмент государственного регулирования она должна экономически стимулировать природоохранную дея­тельность предприятий и обеспечивать формирование центра­лизованных (местных, республиканских) источников финан­сирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. По­мимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи призваны решать следующие задачи:

Оглавление

Теоретическое задание …………………………………………………..3

Практическое задание 1 ………………………………………………….7

Практическое задание 2…………………………………………………..8

Практическое задание 3 ………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования.doc

— 374.00 Кб (Скачать)


8

 

Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины

Государственное высшее учебное заведение

Национальный горный университет

 

Институт экономики

Финансово-экономический факультет

Кафедра экономики предприятия

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ст. Гр. ЕГ-08-3

Чернышева Е.С.

Вариант №18

 

 

Проверила:

ас. Семина С. С.

 

 

 

 

 

 

Днепропетровск, 2012

 

Содержание

 

 

 

Теоретическое задание              …………………………………………………..3

 

Практическое задание 1 ………………………………………………….7

 

Практическое задание 2…………………………………………………..8

 

Практическое задание 3 ………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Система платного природопользования и его эффективность.

 

Центральным звеном экономического механизма природо­пользования является система платности, объединяющая пла­тежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. Как важный инструмент государственного регулирования она должна экономически стимулировать природоохранную дея­тельность предприятий и обеспечивать формирование центра­лизованных (местных, республиканских) источников финан­сирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. По­мимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи призваны решать следующие задачи:

-обеспечивать учет природного фактора в составе производ­ственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприя­тий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;

-согласовывать интересы потребителей естественных ре­сурсов, предприятий сферы природопользования и народного хозяйства в целом;

-обеспечивать изъятие доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результа­ты производственной деятельности предприятия;

-отражать специфику процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с управляющими звеньями, кредитно-финансовой системой, государственным и местными бюджетами;

-компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использова­ния или ухудшении их качества;

-хотя бы частично возмещать ущерб реципиентам от за­грязнения и истощения окружающей среды.

Объектами платы есть источники природных ресурсов - месторождения полезных ископаемых, водохранилища, лесные участки и т.д., а субъектами - предприятия, организации и учреждения, их филиалы и объединения, отдельные граждане, которые используют природные ресурсы (независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и подчинения).

Как показывает международная практика природопользования, экономические

методы экологического регулирования являются наиболее эффективными.

    Внедрение   экономических   механизмов   в   практику    отечественного

природопользования по настоящему началось всего десять лет назад, поэтому  в

настоящее время регулирующие экономические  механизмы  находятся  на  стадии

становления, внедрения и преодоления значительных трудностей.

    Наибольшие трудности связаны с тем, что  внедрение  механизма  платного

природопользования совпало  с  тяжелыми  социально-экономическими  условиями

переходного периода. Вследствие этого  другая  часть  трудностей  связана  с

тем,  что  экономические   механизмы   природопользования   вместо   функций

регулирования  природопользования  вынуждены  выполнять   чисто   фискальные

функции.

    Те   виды   экономических   рычагов   (платежей),   которые    призваны

непосредственным  образом  опосредовать  отношения   природопользователя   с

владельцем (распорядитем) ресурсов,  могут  быть  представлены  в  следующем

виде:

1.Плата за природопользование (плата за право пользования, плата за воспроизводство);

2.Плата за загрязнения (плата за нормативное загрязнение, плата за сверхнормативное загрязнение);

3.Плата за экологические нарушения (штрафные санкции, штрафы);

4.Плата (компенсации) за ущербы (компенсации при уничтожении ресурсов, компенсации при повреждении ресурсов).

Перечисленные виды плат можно довольно условно разбить на виды, которые

несут:

- чисто фискальные;

- чисто регулирующие;

- или смешанные фискально - регулирующие функции.

    Следует особо отметить, что в настоящее время  наибольшее  практическое

значение имеет плата за право  пользования,  которая  служит  поступлению  в

бюджеты  наибольшего  объема  средств   среди   всех   видов   платежей   за

природопользование. Однако этот вид платы не для всех видов  ресурсов  и  не

на всех территориях действует одинаково успешно.

    Плата за загрязнения не функционирует в меру тех возможностей,  которые

на нее первоначально  возлагались.  В  связи  с  так  называемыми  "временно

согласованными" нормативами размеры  платежей  по  этому  виду  платы  могут

согласовываться, уменьшаться или вовсе отменяться, поэтому эффективность  ее

гораздо ниже возможной и ожидаемой.

    Платы за экологические нарушения в виде штрафных санкций и исков  несут

в  себе  как   предупреждающие,   опережающие   функции,   так   и   функции

экономического наказания за уже свершившиеся нарушения.

    Слабость   органов   контроля,   неудовлетворительное    состояние    и

функционирование  средств   мониторинга,   и   несовершенство   судебной   и

исполнительной  властей  делают  этот  экономический  рычаг   не   настолько

эффективным, каким бы он мог быть.

    Наиболее  эффективным  и  действенным  предупреждающим  и  регулирующим экономическим   рычагом   экологического   регулирования   могла   бы   быть компенсация  за  ущерб  природным  ресурсам   и   объектам   вследствие   их уничтожения и повреждения.

    Поскольку этот экономический регулятор должен действовать в основном на

предпроектной  и  предплановой  стадиях  принятия   хозяйственных   решений,

поэтому в его функции  входит  с  одной  стороны  предупреждение  каких-либо

негативных  экологических  воздействий  на  природную  среду   и   природные

ресурсы, с другой стороны, дать сравнительное сопоставление экологической  и

экономической эффективности принимаемых решений и,  наконец,  в  -  третьих,

осуществить экономические санкции (взыскать  компенсации)  за  те  или  иные

экологические нарушения.

В Украине установлены сборы за такие виды природных ресурсов:

- Земельные;

- Водные;

- Минеральные;

- Лесные;

- Животные;

- Растительные;

- Радиочастотный ресурс.

Система платежей за нарушение природной среды включает следующие основные элементы:

- Порядок изъятия средств у экономических субъектов;

- Ставки платежей, устанавливающие определенное соответствие между количественными показателями воздействия на природную среду и величиной изъятия средств;

- Допустимые грани нарушения среды; как правило, ставки за сверхлимитное нарушению среды увеличиваются в 3-3,5 раза, меняется и порядок отнесения платежей; платежи за нарушение среды в пределах лимитных значений относятся на производственную себестоимость предприятий, платежи за сверхлимитный воздействие на среду изымаются из прибыли;

- Порядок распределения собранных средств.

В Украине действует система платежей (сборов) за такие виды воздействия на окружающую среду:

- Загрязнение атмосферы (стационарными и передвижными источниками)

- Загрязнение воды;

- Размещение твердых отходов;

- Вред растениям и животным;

- Вред природно-заповедному фонду;

- Аварийное загрязнение окружающей среды.

Экологическое налогообложение в Украине нужно совершенствовать, вводя новые "зеленые" налоги, которые более досконально регулировали отношения субъектов хозяйствования с окружающей средой, охраняя окружающую среду. При переходе к информационному обществу и общества устойчивого развития налоговую систему нужно менять коренным образом: от налогообложения прибыли и дохода, что сейчас осуществляется в большинстве государств, нужно переходить к налогообложению величины екодеструктивного воздействия на природу (использование ресурсов и разрушение окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

Исходные данные

№вар.=№ по списку

Выбросы двуокиси азота, т. (Z)

ПДВ двуокиси азота, т.

(D)

Выбросы фенола,т. (R)

ПДВ фенола,т.(G)

18

1,85

199

158

18

14

 

Металлургический  комбинат  (Кэ) в тече­ние   года   выбросил   в   атмосферу   следующее   количество   загряз­няющих веществ:

двуокиси азота Z т (предельно допустимые выбросы (ПДВ) составляют  D т; базовый   норматив   платы   за   загрязнение   атмосферного   воздуха составляет:  в  пределах  ПДВ- 45  грн./т,  плата за сверхлимитный выброс (СЛВ) загрязняющего вещества - 200  грн./т); 

фенола -  R т  (ПДВ   составляет   G т;   базовый норматив   платы   за   загрязнение   атмосферного   воздуха   составляет:   в   пределах   ПДВ -  30    грн./т,   СЛВ - 50 грн./т).

Определить сумму платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах ПДВ, СЛВ и общую плату за загрязнение. Приведите структуру общей платы за загрязнение атмосферно­го  воздуха.

 

Решение:

 

1. Определяется размер платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в границах предельно допустимых выбросов по формуле:

,

где i- вид загрязняющего вещества, i = 1,2, 3,…, n;

Нпдвi — базовый норматив платы за выброс 1т загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов, грн./т;

Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха в данном регионе;

ПДВi – предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества, т/год.

 

П пдв = 158*45*1,85+14*30*1,85 = 13153,5+777 = 11930 грн/год

 

2. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется по формуле:

Пслв =5 ∑Нпдвi ×Кэ × (Вi – ПДВi) , если Вi>ПДВi  ,

где Вi – фактический объем выброса загрязняющего вещества в атмосферу.

 

П слв = 5*((199-158)*50*1,85 + (18-14)*200*1,85) = 5*(3792,5+1480) = 26360 грн/год

3. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:

Побщ= Ппдв + Пслв

 

П общ = 11930 + 26360 = 38290 грн/год

 

ОТВЕТ: Сумма платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах ПДВ равна 11930 грн/год, а общая плата за загрязнение атмосферного воздуха равна 38290 грн/год.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2

 

На угольной шахте намечается отработка участка с балансовыми запасами угля в количестве 1450+18тыс.т., который имеет сложные горно-геологические условия. Рассматриваются два варианта отработки этих запасов, в одном из которых будет принята выборочная выемка.

Показатели

Варианты

1

2

1. Потери угля в недрах, % от балансовых запасов,%

15,18

45,18

2. Установленная норма потерь, %

14

14

3. Плата за сверхнормативные потери, грн/т.

6

6

4. Себестоимость добычи угля, грн/т.

68

Х

5. Цена угля, грн/т.

82,18

82,18

Информация о работе Контрольная работа по "Экономика природопользования"