Заработная плата: сущность, формы и особенности в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:18, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является достаточно подробное и объективное изучение сущности заработной платы, её форм и систем, которые широко используются в Республике Беларусь, выявление достоинств и недостатков каждой из них, определение сферы их применения. На данные вопросы должен обращать внимания каждый из субъектов производственных отношений, ведь система оплаты труда должна создавать у людей чувство уверенности и защищенности, включать действенные средства стимулирования и мотивации, обеспечивать процесс воспроизводства затраченной энергии; системы оплаты труда призваны обеспечить учет в заработной плате количественных и качественных показателей труда, создавать у работников материальную заинтересованность в улучшении непосредственных результатов своей работы и общих итогов деятельности организации.

Оглавление

Введение 4
1 Заработная плата: понятие, функции, формы 6
1.1 Экономическое содержание заработной платы и её функции 6
1.2 Формы заработной платы 11
2 Особенности форм заработной платы в странах с развитой рыночной экономикой 17
2.1 Формы заработной платы в США 17
2.2 Формы заработной платы в Германии 22
3 Совершенствование организации заработной платы и использование современных форм оплаты труда в Республике Беларусь 26
3.1 Основные направления совершенствования организации заработной платы в Республики Беларусь 26
3.2 Использование современных форм заработной платы в Республике Беларусь с учётом зарубежного опыта 30 Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэк-ке.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

   Независимо  от вида предприятия, где работает работник, его заработная плата не должна быть меньше определенного размера, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей. Обычно под минимальным размером понимают ту сумму заработной платы, ниже которой утрачивается всякое желание трудиться с полной отдачей и ответственностью, так как заработок не позволяет обеспечивать удовлетворение первоочередных потребностей. Тогда действие стимула материальной заинтересованности резко ослабевает. Работнику, добросовестно выполняющему свои трудовые обязанности, при соблюдении всех организационно-технологических требований должен гарантироваться установленный на предприятии средний размер заработной платы.

   Одним из принципов повышения эффективности  системы вознаграждения является оптимальный период ожидания получения заработной платы – период времени от момента выполнения работ до момента получения вознаграждения. Считается, что максимальная эффективность воздействия заработной платы на трудовую активность работника сохраняется при времени ожидания не боле 7 дней. При ожидании в течение 45 суток эффективность уменьшается в 2 раза. Чем меньше период ожидания, тем эффективнее система вознаграждения активизирует трудовую деятельность работника. [18]

   Принципиальное  значение имеет соблюдение принципа, когда оплата должна осуществляться не просто по количеству и качеству вообще, а по конечному результату труда с выявлением индивидуального трудового вклада каждого конкретного работника в экономические результаты деятельности предприятия.

   Сегодня трудно назвать действующую организацию  заработной платы стимулом, побуждающим  трудовые коллективы и их работников к достижению высоких конечных результатов. Сложность проблемы и низкая эффективность совершенствования традиционно действующих систем оплаты труда, основанных на гарантированных ставках и должностных окладах, многообразии различных видов премий, доплат и надбавок, обусловливали необходимость поиска новых, нестандартных вариантов организации заработной платы, обеспечивающих взаимосвязь размеров вознаграждения работника и результатов его трудовой деятельности.

   Таким образом, правильное понимание и  полный учёт особенностей, содержания, функций и принципов организации заработной платы могут способствовать построению более научно обоснованных моделей и концепций оплаты труда, заинтересовывающих работников в максимальных конечных результатах и экономическом росте. 
 

3.2 Использование современных  форм заработной  платы в Республике  Беларусь с учётом  зарубежного опыта

  В соответствии со ст. 57 ТК РБ заработная плата – это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые  наниматель обязан выплатить работнику  за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

  В организации заработной платы работников коммерческих организаций значительную роль играет выбор её форм и систем. Формы, системы и размеры заработной платы работников, в том числе  и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

  Формы, системы и размеры заработной платы служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц устанавливаются  законодательством.

  Формы и системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, устанавливаются нанимателем, а размеры заработной платы – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

  Вопрос  о выборе форм и систем оплаты труда решается в коммерческой организации исходя из организационно-технических условий производства и задач по выпуску продукции, вида производства, особенностей его технологии и организации, обеспеченности рабочей силой, качества применяемых норм и других факторов, способствующих повышению качества продукции, экономии материальных ресурсов, эффективности использования оборудования и подобному, и закрепляется в коллективном договоре. Следует отметить, что заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается (ст. 63 ТК РБ).

  В настоящее время в коммерческих организациях применяются две формы  оплаты труда: сдельная и повременная  с их многочисленными системами, основанными на применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Кроме того, Рекомендациями по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утверждёнными постановлением Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.04.2006 №54, предусмотрено применение коллективной системы оплаты труда. [19, c.152]

   По  постановлению Совета Министров Республики Беларусь от  24 декабря 2009 г. № 1695 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» - с 1 января 2010 г. тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена  в размере 81 тыс. руб.

   Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в  январе-ноябре 2009 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2008 г. на 12,9 процента, и составила 989,8 тыс. руб., в том числе в ноябре - 1012,9 тыс. руб.

   В ноябре 2009 г. её уровень у работников промышленности составил 1116,5 тыс. руб., строительства – 1413,8, транспорта – 1152,6, связи – 1154,2, сельского хозяйства – 675,0 тыс. руб.

   В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась  на 9,2 процента и составила 766,6 тыс. руб., в том числе в ноябре - 763,3 тыс. руб.

   В ноябре 2009 г. заработная плата врачей составила 1317,9 тыс. руб., учителей – 793,8, профессорско-преподавательского состава – 1478,7, научных работников – 1583,1, артистов – 878,5 тыс. руб.

   Реальная  среднемесячная заработная плата работников в республике снизилась в январе-ноябре 2009 г. на 0,3 процента.

   Межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики, с учётом подотраслей, за 11 месяцев 2009 года составила 3,6 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 1,9 раза (диаграмма 1). 
 
 
 
 
 
 
 

   Диаграмма 1 - Дифференциация в оплате труда работников.

Примечание  – Источник: [20, диаграмма 1]. 

  В последнем десятилетии наблюдается  всё большее сближение сдельной и повременной форм оплаты труда. Сдельная оплата, как об этом свидетельствует  мировой и отечественный опыт, постепенно теряет свойства только поштучной оплаты труда; в оплате сдельщиков усиливается значение коллективных результатов. Повременная форма, в свою очередь, обогащается некоторыми свойствами сдельной, постепенно преобразуясь в форму оплаты не только по отработанному времени, но и результатам труда. Важным шагом в этом направлении является техническое нормирование труда рабочих-повременщиков.

  Совершенствование нормирования труда в республике осуществляется по следующим основным направлениям:

  1) обновление нормативной базы по труду;

  2) тарифное нормирование;

  3) международное сотрудничество в области нормирования труда.

  Существовавшая  до 1999 года нормативная база по труду  была создана, в основном, в советский  период (80-90 годы), и зачастую уже  не отражает изменения в технике, технологии, организации производства и труда, произошедшие в последнее время в отраслях экономики.

  Это приводит к снижению производительности, ухудшению организации труда  и управления производством, утере  зависимости размеров оплаты труда от конечных результатов работы, необоснованному росту цен и, как следствие, снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

  Нормы труда стали все больше проявлять  несвойственные им функции регулятора заработной платы, и из инструмента выявления и использования резервов повышения эффективности труда стали фактором, сдерживающим повышение его производительности. На основе заниженных норм труда нельзя создать эффективные системы оплаты труда. В этой связи приработок рабочих-сдельщиков, премии, надбавки и различные доплаты стали превращаться в фиксированные гарантированные выплаты, не влияющие на результаты труда.

  Для улучшения положения дел в  области нормирования труда Правительством Республики Беларусь был принят ряд  нормативных правовых актов, направленных на активизацию работы по совершенствованию нормирования труда, замене устаревших норм трудовых затрат на прогрессивные.

  Принятыми решениями Правительства Республики Беларусь государственным органам  было поручено принять меры по качественному улучшению нормирования труда в подчиненных им организациях, направленного на обеспечение опережающего роста производительности труда над ростом заработной платы. При этом было введено стимулирование высокопроизводительного и качественного труда в виде повышение тарифных ставок, должностных окладов и сдельных расценок. [21, c.83]

   Координация работы по совершенствованию нормирования труда в республике была возложена  на Министерство труда и социальной защиты.

   В целях упорядочения работы по совершенствованию нормирования труда в республике в отраслях реального сектора экономики с участием Министерства труда и социальной защиты были разработаны и приняты отраслевые Программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных материалов по труду на 1999-2003 гг. и 2004-2007 гг., которые явились основой при создании аналогичных республиканских программ.

   В рамках республиканских и отраслевых программ в период 1999-2003 гг. было разработано 182 нормативных сборника норм и нормативов. Реализация республиканской программы на 2004-2007 гг. предусматривает обеспечение отраслей реального сектора экономики более чем 150 сборниками прогрессивных норм и нормативов.

   В 2004 году в Научно-исследовательском  институте труда Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь создан Республиканский банк норм и нормативов, который содержит разработанные нормативные сборники и методические материалы по нормированию труда.

   Поскольку разработанные нормы и нормативы  являются интеллектуальной собственностью разработчика, в 2004 г. по инициативе Министерства труда и социальной защиты в рамках выполняемых работ по совершенствованию нормирования труда всеми руководителями отраслей экономики, участниками реализации Республиканской программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных материалов по труду, было подписано межотраслевое Соглашение о свободном использовании разработанных нормативных материалов для нормирования труда организациями всех отраслей экономики.

   Многие  организации испытывают большие трудности в решении этих вопросов, так как разработка нормативных материалов в каждой конкретной организации требует не только больших финансовых затрат и длительного времени, но и квалифицированных работников в этой области.

   Теперь  организациям не нужно самостоятельно разрабатывать все нормы, поскольку у них появилась возможность использовать нормы, которые имеются в Республиканском банке норм и нормативов. Подписание названного соглашения расширило сферу применения научно обоснованных норм трудовых затрат и позволило создать возможности для совершенствования нормирования труда в организациях различных отраслей экономики. Все это позволило существенно обновить нормативную базу по труду и изменить структуру применяемых норм и нормативов по возрастному фактору.

   Если  в 1999 году с оптимальным сроком действия (до 10 лет) применялось 16,5 процента норм труда, то в 2002 году этот показатель составил 23,1 процента, а в 2004 году – 26,2 процента. По сравнению с 1999 годом удельный вес нормативных сборников со сроком действия до 10 лет (оптимальные) увеличился на 6,6 процентных пункта, со сроком действия до 5 лет (прогрессивные) вырос на 7,6 процентных пункта, а со сроком действия свыше 10 лет (устаревшие) снизился на 6,6 процентных пункта. Таким образом, в республике наметилась устойчивая положительная тенденция к обновлению имеющейся нормативной базы по труду. Кроме того, принимаемые меры существенно расширили сферу применения норм и нормативов.

   В настоящее время удельный вес  работников, труд которых нормируется, составляет 62,8 процента, что на 15,5 процентных пункта выше по сравнению с уровнем 1999 года.

Информация о работе Заработная плата: сущность, формы и особенности в странах с развитой рыночной экономикой