Заработная плата и проблемы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1.рассмотреть сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;
2.обосновать равновесную ставку заработной платы и дифференциацию ставок заработной платы;
3.проанализировать динамику заработной платы в Республике Беларусь;
4.охарактеризовать государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие 6
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы 12
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования 17
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь 17
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Зарплата курсач.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

     Это наглядно можно проанализировать исходя из сравнения рисунка 1.1.1 и рисунка 1.1.2.

     Таблица 3.1.2 – Средняя зарплата в 2011 г. в белорусских рублях и в долларах США

Месяц Средняя зарплата в белорусских  рублях Средняя зарплата в долларах
Январь 1 409 625 468,3
Февраль 1 439 301 477,3
Март 1 537 200 508,2
Апрель 1 563 393 513
Май 1 648 669 464,8
Июнь 1 782 857  358,1
Июль 1 854 517 373,2
Август 1 992 310 396,8
Сентябрь 2 260 112 421,8
Октябрь 2 260 112 400,73
Ноябрь 2 260 112 255,38

     Примечание  – источник [11] 
 

Рисунок 3.1.1 – Динамика изменения средней зарплаты в 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США (курс доллара США по состоянию на декабрь каждого года)

     Примечание  – источник [11]  

     Рисунок 3.1.2 – Динамика изменения средней зарплаты в 2011 г. в белорусских рублях и долларах США

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основании таблицы 3.1.2 

     Рассмотрим динамику номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников в отраслевом разрезе (таблица 3.1.3). 

Таблица 3.1.3 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики Республики Беларусь в 2005-2009 годах, тыс. руб.

Отрасль 2005 2006 2007 2008 2009 2010 январь-сентябрь 2011
Всего 463,7 582,2 694,0 868,2 981,6 1217,3 1721,7
промышленность 490,7 617,4 745,6 957,7 1049,1 1316,9 1905,1
сельское  хозяйство 286,3 364,3 429,6 563,1 674,7 815,2 1205,6
строительство 561,2 707,7 856,9 1124,6 1307,6 1593,5 1990,3
транспорт 518,8 661,6 767,2 918,3 1048,7 1321,7 1855,7
связь 543,0 651,4 782,8 977,3 1149 1433,4
торговля  и общественное питание 349,4 447,2 554,4 698,4 816,2 1002 1574,4
жилищно-коммунальное хозяйство 454,4 563,5 657,8 802,1 906,2 1078,5 1483,3
здравоохранение 423,5 524,5 600,2 711,4 796,8 1011,4 1429,8
образование 399,4 492,0 548,1 635,2 702,4 891,3 1354,8
наука и научное обслуживание 620,8 782,8 994,5 1246,7 1390 1706,6 2268,4

     Примечание  – Источник [9] 

     По  данным таблицы 3.1.3 видно, что наибольшая номинальная среднемесячная заработная плата в 2005-2011 годах наблюдалась в таких отраслях экономики как строительство, связь, наука и научное обслуживание. Наименьший уровень заработной платы в Республике Беларусь традиционно относится к таким отраслям как сельское хозяйство, образование и торговля и общественное питание. Но если в отраслях сельского хозяйства и торговли и общественного питания уровень образования работников довольно низкий, то в отрасли образования требуется, как правило, наличие высшего образования у работников. Данная особенность существенно отличает Республику Беларусь от развитых стран, где специальности отрасли образования считаются очень престижными и высокооплачиваемыми.

     В Беларуси межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-май текущего года составила 2,7 раза и снизилась по сравнению с 2000-м на 21%.

     Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников различных отраслей в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008 и 2009 годах - 3,6 раза, в 2010 году - 3 раза [13].

     Таким образом, можно отметить, что за последние  годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.

     3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

 
 

     Задачей первоочередной важности при регулировании  доходов населения является выработка  мер воздействия на процессы образования  доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.

     В системе государственного регулирования  доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов [14, c. 655].

     Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.

     При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.

     Балансы денежных доходов и расходов населения  разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.

     Балансы денежных доходов и расходов населения  показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.

     Балансы дают возможность регулировать соотношение  между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.

     Принципиальная  схема баланса денежных доходов  и расходов населения представлена в таблице 3.2.1.

     Наибольший  удельный вес в денежных доходах  населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

     В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение  важнейших задач того периода  – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.

     В 1991-1992 гг. с принятием Законов  «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда. Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Республики Беларусь в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими [15, c. 38]. 

Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы  Расходы и сбережения
  1. Оплата труда
  2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроне оплаты труда
  3. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
  4. Пенсии и пособия
  5. Стипендии
  6. Доходы от собственности
  7. Поступления из финансовой системы всего, в том числе:
а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) изменение  задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение);

ж) изменение  задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост,

уменьшение);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др.;

в) другие доходы

9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

  1. Покупка товаров и оплата услуг, всего, в том числе: а) покупка товаров по всем каналам реализации; б) оплата услуг и другие расходы - всего, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; оплата услуг системы образовании; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы
  2. Обязательные платежи и добровольные взносы - всего; в том числе:
а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) возврат ссуд;

г) страховые взносы в частные пенсионные фонды

д) приобретение лотерейных билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд;

3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе:

а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций внутренних займов;

г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций предприятий

  1. Покупка жилых помещении

Расходы населения на приобретение иностранной валюты

Всего денежных доходов

Превышение  расходов над доходами

Баланс

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение  доходов над расходами

Баланс

Информация о работе Заработная плата и проблемы её регулирования