Заработная плата и проблемы её регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1.рассмотреть сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;
2.обосновать равновесную ставку заработной платы и дифференциацию ставок заработной платы;
3.проанализировать динамику заработной платы в Республике Беларусь;
4.охарактеризовать государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 5
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие 6
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы 12
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования 17
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь 17
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Зарплата курсач.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

     Примечание  – Источник [16, с. 670] 

     Согласно  новой концепции оплаты труда  в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы является многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы пре дусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

     В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.

     В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные месячные (почасовые) тарифные ставки по основным видам деятельности в отраслях, соотношения минимальных тарифных ставок по отраслевым профессионально-квалификационным группам работников, а также минимальные размеры доплат и надбавок, характерных для отрасли.

     В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.

     В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.

     Государственная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в оплате труда между отраслями, категориями и группами работников. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.

     Однако  следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.

     Важная  роль в регулировании оплаты труда  отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:

  • гарантировать минимальный уровень оплаты труда;
  • обеспечивать воспроизводство рабочей силы;
  • служить исходной величиной для дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, квалификации работающего, условий и сфер приложения труда, а также при заключении договоров между наемными работниками и работодателями [17, c. 24].

     Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

     Месячная  минимальная заработная плата в  Беларуси в августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная  зарплата - 4 050 рублей [11].

     Приостановка  с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить и повысить.

     Важнейшей проблемой в области регулирования  оплаты труда является оплата труда  в бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики. На сегодняшний день в республике наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.

     В государственной политике в области  оплаты труда, выделяющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:

  • в рамках первого направления – дальнейшее развитие системы соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства, определяющей их взаимную ответственность и полномочия; повышение эффективности действующей тарифной системы, усилив ее воспроизводственную и стимулирующую функции;
  • в рамках второго направления – совершенствование оплаты труда путем уточнения параметров Единой тарифной сетки в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников (с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда), повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен (индексация ставок), но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этой же цели должны служить и меры, компенсирующие работникам бюджетной сферы потери в связи с инфляцией [15, c. 39].

     Совершенствование оплаты труда требует:

  • пересмотра минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, приближения их к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. Так с 1 октября 2011 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 118 000 до 151 000 рублей. Повышение составило 28%. Бюджет прожиточного минимума составляет в Беларуси с 1 ноября 574 790 рублей [11];
  • усиления зависимости оплаты труда от результатов хозяйствования;
  • совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.

     Одним из механизмов государственного регулирования  доходов населения является социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей [16, c. 25].

     Правовую  основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в полной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.

     Необходимо  также отметить, что 10 мая 2011 г. Президентом Республики Беларусь был издан Указ №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [17].

     В соответствии с данным Указом наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.

     Коммерческие  организации и индивидуальные предприниматели  при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе  без применения ЕТС РБ, обязаны  обеспечить:

  • недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
  • соблюдение для работников гарантий, предусмотренных законодательством о труде.

     Повышение тарифных ставок и окладов теперь зависит от результатов работы и  в пределах имеющихся финансовых возможностей нанимателя. Ограничение размера премии, включаемой  в состав затрат в размере 80%, теперь отменено [18].

     Таким образом, регулирование доходов  населения и заработной платы  является одним из приоритетных направлений  социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

     Основное  направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.

     Развитие рыночных отношений вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты. 

 

Заключение

     В соответствии с задачами исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. рассмотрена сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;
  2. обоснована равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы;
  3. проанализирована динамика заработной платы в Республике Беларусь;
  4. охарактеризовано государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

     Таким образом, заработная плата – это денежное выражение стоимости товара, каковым является рабочая сила, или цена труда. Выделяют такие виды заработной платы, как номинальная, располагаемая и реальная заработная плата, а также денежную и неденежную формы оплаты труда.

     Заработная  плата выполняет несколько функций, наиболее важные из них – воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и др.

     Существует  целый ряд факторов, определяющих заработную плату. Первый фактор заключается в том, что при одной и той же величине выручки от продажи произведенных товаров повышение заработной платы означает сокращение прибыли, которую присваивает предприниматель. Другим составляющим фактором является производительность труда. Если рост производительности отстает от увеличения заработной платы, эффективность падает и выгодность производства убывает.

     В точке пересечения кривой спроса и предложения спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить определенный уровень заработной платы, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при определенном уровне заработной платы. Поэтому точка пересечения кривой спроса и предложения определяет положение полной занятости.

     Размер  заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки, влияющих на размер предельного продукта труда. В результате для рынка труда характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работников. Дифференциация в заработной плате, которая вызывается необходимостью компенсировать нематериальные различия в характере самого труда, называется уравнивающими, или компенсационными (компенсирующими), различиями. Существуют и такие различия в характере труда и в размерах заработков, которые не относятся к типу уравнивающих различий. Это различия, вытекающие из объективных качественных особенностей, - разных способностей людей, таланта.

     Можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.

     Таким образом, регулирование доходов  населения и заработной платы  является одним из приоритетных направлений  социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.

Информация о работе Заработная плата и проблемы её регулирования