Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:55, реферат
Каждая крупная фирма имеет управленческую структуру, состоящую из следующих звеньев: высшее руководство, служба маркетинга, финансовая служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, бухгалтерия. У каждого отдела свои конкретные функции. Но вместе с тем они должны реализовывать общую цель фирмы.
· производственная деятельность компании перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс. В результате решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем (их иногда называют «собственниками процесса»);
· важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой «моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия». Корпорации развитых западных стран оказались крайне восприимчивы к научно-техническим достижениям: так, за 1945-1965 гг. расходы американских фирм в области НИОКР выросли в 15 раз (а ВНП США лишь утроился). Новые требования к персоналу обеспечивали возрастающее стремление граждан данных стран к получению образования, в частности число поступающих в вузы американцев выросло с начала 30-х до середины 60-х годов более чем в три раза. Сами корпорации при этом становились демократичнее: в 1900 г. в США более половины их руководителей были выходцами из высших слоев общества, а к 1976 г. – лишь 5,5%.
Таким образом, распространенная на Западе корпоративная модель продемонстрировала высокую эффективность.
Этатистская корпорация.
Большую часть ХХ века западный мир с его саморегулирующейся рыночной экономикой провел в условиях жесткого противостояния разным этатистским режимам, порой достигавшим серьезных экономических успехов. Там сформировался иной вид корпоративных структур. Хотя внешне они значительно отличались друг от друга, но при этом имели одну сущностную общность – их конфигурация в конечном счете обуславливалась тем, что крупнейшей корпорацией было само государство. Как следствие, такие образования не могли, во-первых, не быть строго иерархичными, во-
вторых, адекватно оценивать свои конкурентные преимущества и недостатки, ибо были в той или иной мере выключены из конкурентной среды.
В отличие от классических индустриальных корпораций этатистские фактически не способны к естественному развитию, и поэтому бессмысленно выделять этапы их эволюции. Вот характерные их черты:
· главная цель – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством;
· способность добиваться успехов лишь на относительно узких направлениях;
· успехи достигались, как правило, в количественном, а не в качественном отношении, а главным инструментом их конкурентоспособности становились искусственно заниженные издержки;
· потребность в гигантских инвестициях для своего развития и неспособность обеспечить высокую эффективность производства;
· невосприимчивость к технологическому прогрессу. Этатистские корпорации не становятся источниками инноваций и не оценивают должным образом интеллектуальный потенциал своих работников.
Однако доминирование в экономике корпораций этатистского типа не означает, что она постоянно находится в застое. Каждая из стран, в экономике которых присутствовал этот тип корпорации, на определенном этапе достигала значительных хозяйственных успехов, а СССР в течение продолжительного периода занимал место второй по масштабам экономики мира.
Но какими бы удачными ни оказались отдельные периоды из развития, этатистские структуры могли успешно соперничать с классическими корпорациями только до тех пор, пока конкуренция шла в производстве массовых индустриальных благ и роль интеллектуального капитала не стала определяющей. Именно этот процесс вносит существенные коррективы в оценку перспектив развития классической индустриальной корпорации.
Креативная корпорация.
Важнейшей чертой конца ХХ века стала неудержимая экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии. Правда, недавно многие исследователи поспешили объявить о резком торможении и едва ли не об окончании этого процесса. Причина – падение стоимости акций высокотехнологичных компаний, которым ознаменовался 2000 год. Но данный спад должен стать поводом не для реквиема по «новой экономике», а для активизации исследований закономерностей ее становления и развития. С одной стороны, технологический прогресс резко подорвал позиции традиционных крупных гигантов. С другой стороны, в последнее время имело место резкое удешевление технологических достижений. Это привело к тому, что все больше квалифицированных специалистов находит применение своим способностям в небольших компаниях, отличающихся высокой степенью свободы сотрудников и не всегда четко ориентированных на традиционно понимаемую экономическую эффективность. Итак, развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и
таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую. Такие объединения представляют новый вид – креативные корпорации. Они являются уже не столько элементами общества, сколько общностями. Данные образования организуют деятельность не на основе приказов руководителя, решения большинства и даже консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Впервые мотивы деятельности оказываются выше ее стимулов. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, управлении знаниями, сменяющем прежнее научное управление индустриальной эпохи, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества. Креативная корпорация отличается от рассмотренных выше типов по целому ряду параметров:
· ее деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности. Превалирует, как правило, их стремление реализовать свой потенциал, накопленный ранее, - разработать и организовать производство принципиально новой услуги, продукции, информации или знания. По мере развития компании этот весьма сильный мотив дополняется желанием самореализации в качестве ее создателя как социальной структуры;
· она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание. Успех владельцев здесь обусловлен не контролем над большей частью капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный им социально-производственный организм. Для таких предпринимателей характерно отношение к бизнесу как к своему творению и, следовательно, приверженность целям организации оказывается более устойчивой, чем та, что базируется на отношении к ней как к своей собственности;
· такие хозяйственные образования чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, а формируют ее. Их продукцию обычно составляют качественно новые знаниеемкие товары или услуги. Креативные корпорации в большинстве случаев не принимают форму диверсифицированных фирм и конгломератов, сохраняя ту узкую специализацию, которая была предусмотрена при их создании. Радикально меняя облик современного бизнеса, они тем не менее не отрицают прежних организационных форм. Причем они видоизменяют реальность деловой жизни, привнося в нее не вполне экономические элементы, основанные на возрастающей свободе индивидов и порождающие дальнейшие ее упрочение и развитие. В этом отношении креативные корпорации воплощают собой выход за пределы классической индустриальной компании и жестко противостоят этатистским структурам;
· они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям. Действительно, в условиях, когда отдельные работники в некотором смысле персонифицируют определенные элементы производственного процесса, не существует серьезных препятствий для выделения из той или иной структуры данного типа новых самостоятельных элементов. Отсюда можно сделать вывод, что в наступившем столетии роль креативных корпораций усилится. Именно этот факт отражает реальный масштаб и значение современной технологической революции, делающей новое общество все более и более непохожим не то, которое мы оставили в ХХ веке.
3. Финансовые показатели по сферам деятельности и группам пользователей.
Второй раздел баланса составляют: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам.
В составе пассива баланса отражаются показатели следующих трех разделов:
3) капитал и резервы;
4) долгосрочные обязательства;
5) краткосрочные обязательства.
Четвертый и пятый разделы пассива баланса позволяют получить представление об общей сумме заемного капитала, используемого предприятием. В пассиве баланса отражаются также показатели суммы прибыли, полученной в отчетном периоде, и суммы нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет.
В четвертом разделе
1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;
2) операционные доходы и расходы;
3) внереализационные доходы и расходы;
4) чрезвычайные доходы и расходы.
Уже из названий разделов
В первом разделе содержатся показатели формирования прибыли – от реализации продукции (работ, услуг), имущества, от внереализационных операций; приводится общая сумма балансовой прибыли или убытка отчетного периода.
В разделе «Операционные
В последующих разделах содержатся данные об учете обязательных платежей и использованных налоговых льготах, что позволяет учесть эту информацию при разработке налоговой политики предприятия в процессе управления формированием финансовых ресурсов. В третьем разделе содержатся показатели, отражаемые в «отчете об изменении капитала». Этот отчет, хотя и содержит обширный круг показателей, используемых в управлении финансовой деятельностью, но разрабатывается только один раз в год, что не позволяет применять эту информацию в процессе оперативного управления. В этом отчете содержатся показатели движения разнообразных финансовых фондов; направления средств в целевые фонды и на потребление, наличия и движения нематериальных активов, финансовых вложений и других.
Вторая группа внутренних показателей предприятия состоит из показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия по различным сферам, по регионам и центрам ответственности.
Система показателей