Принципы и задачи управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.

Оглавление

Введение
1. Принципы и задачи управления персоналом
1.1 Основные принципы управления персоналом
1.1.1 Принцип системности и комплексности
1.1.2 Принцип правовой защищенности
1.1.3 Принцип делегирования полномочий
1.1.4 Принцип соответствия
1.1.5 Принцип автоматического замещения отсутствующего и принцип повышения квалификации
1.1.6 Принцип «Монтера Мечникова» и принцип цели
1.2 Цели и задачи управления персоналом
2. Методы управления персоналом
3.Функции управления персоналом
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

окончательный.docx

— 35.40 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение

1. Принципы и задачи  управления персоналом

1.1 Основные принципы  управления персоналом

1.1.1 Принцип системности  и комплексности

1.1.2 Принцип правовой  защищенности

1.1.3 Принцип делегирования  полномочий

1.1.4 Принцип соответствия

1.1.5 Принцип автоматического  замещения отсутствующего и принцип  повышения квалификации

1.1.6 Принцип «Монтера  Мечникова» и принцип цели

1.2 Цели и задачи  управления персоналом

2. Методы управления  персоналом

3.Функции управления  персоналом

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие  внутри предприятий. Лишь с развитием  общества, усложнением выпускаемой  продукции, ростом наукоемких производств  управленческая наука стала подходить  к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что  работа фирмы во многом обусловлена  внутренней средой.

В своем развитии управленческая мысль постепенно пришла к пониманию того, что эффективное  функционирование производственных структур, получение максимальной прибыли, что  особенно актуально в условиях рынка, возможно лишь при совпадении интересов  и целей фирмы с интересами персонала, т.е. руководителей, рабочих  и служащих.

В современном обществе очень важным аспектом является правильная политика со стороны руководства  в отношении своих подчиненных. Хотя сегодня состояние правового  регулирования трудовых отношений  отражает специфику переходного  периода к рыночной экономике, существующие правовые нормы не обладают совершенством, конкретные участники трудовых отношений - работодатели и работники должны знать и уметь их применять  в нужное время и в нужном месте.

В последние годы в науке об управлении производственными  организациями наблюдается коренное изменение представлений о роли персонала в деятельности предприятия. В отличие от господствовавших ранее  взглядов, экономически включавших персонал в категорию издержек, подлежащих строгому контролю и возможно большему сокращению, появилась концепция  управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из важнейших  ресурсов предприятия. Который нуждается  в эффективном и многоплановом  управлении, включающем, как необходимый  фактор, обеспечение социального, профессионального  и структурного развития персонала. Принципы и методы управления персоналом являются на данном этапе развития истории наиболее значимыми и  актуальными для становления  и успешного процветания бизнеса  в условиях успешно развивающейся  рыночной экономики. 

1. Принципы и задачи  управления персоналом 

1.1 Основные принципы  управления персоналом

Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также  руководителей и специалистов подразделений  системы управления персоналом, которая  включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом заключается в формировании системы  управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций. Руководители и работники подразделений  системы управления персоналом оценивают  результативность труда персонала, деятельность подразделений системы  управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать  принципы управления персоналом.

Принципы управления персоналом - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты  в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих  экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.

Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях, управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно  утвердившихся принципов:

- научности, демократического  централизма, плановости, первого  лица, единства распорядительства; 

- отбора, подбора  и расстановки кадров;

- сочетание единоначалия  и коллегиальности, централизации  и децентрализации; 

- линейного, функционального  и целевого управления;

- контроля и исполнения  решений и др.

Многочисленные исследования ученых-экономистов в разных странах  свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты.

В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные  выгоды и риск, не только развивать  на базе имеющихся ресурсов соответствующие  стратегии, но и управлять организационным  процессом. А значит, использовать все  доступные и приемлемые принципы управления персоналом.

1.1.1 Принцип системности  и комплексности

Система, подразумевающая  объединение частей в целое, свойства которого могут отличаться от свойств, входящих в нее частей. Любая организация  есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип  системности:

1) Неаддитивность - эффективность деятельности системы варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме эффектов частей в нее входящих. Например, прибыль промышленной фирмы при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д. В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников.

2) Мультипликативность - это управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

3) Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

4) Адаптивность - способность организации приспосабливаться к новым внешним условиям, возможности саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

5) Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого центра, когда все части организации руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на уровне работников.

Негативные стороны  централизации заключаются в  снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации  к новым условиям работы. Имеет  несомненные преимущества при решении  глобальных, стратегических задач, позволяет  широко, масштабно распределять все  виды резервов и ресурсов, но при  этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Но в  некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип единоначалия совершенно незаменим.

Децентрализация управления - это передача или делегирование  прав и ответственности за ряд  ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение процессов принятия решений  и инициатив на нижних уровнях  управления. Оперативность руководства, высокая адаптивность организации  к новым условиям. Негативные стороны  децентрализации - обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в  действиях. Освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует  инициативу, полнее раскрывает потенциальные  возможности личностей. Рядовой  работник выполняет задание с  удвоенной энергией, если ему предоставляется, хотя бы минимальная степень действительного  контроля ситуации.

6) Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность персонала в системе. На уровне предприятий нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее персонала.

1.1.2 Принцип правовой  защищенности

Этот принцип требует  от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с  учетом соответствия этих решений, действующим  правовым актом. Взаимодействие между  предприятием, в лице руководителя предприятия, и работника зависит  от многих правовых ограничений. Постоянно  рождаются все новые и новые  законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно 
 

1.1.3 Принцип делегирования  полномочий

Само название принципа содержит расшифровку его основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования  полномочий состоит в передаче руководителем  части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим  компетентным сотрудникам.

Преимущества делегирования  полномочий:

- возможность заниматься  задачами, требующими личного участия  руководителя;

- сосредоточение  на стратегических задачах и  перспективных планах развития  предприятия;

- делегирование - лучший способ мотивации творческих  и активных работников;

- делегирование - лучший способ обучения;

- делегирование - как способ профессиональной  карьеры.

1.1.4 Принцип соответствия

Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются  случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник  будет стараться сменить место  работы ради более интересной должности.

Есть много методов  помочь человеку в поисках его  истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры  достигают этой цели путем ротации, т.е. перемещением сотрудника с одного места работы в другие структурные  подразделения. Чаще всего эти перемещения  производятся "по горизонтали", но иногда и с повышением в должности - "по вертикали". Многое дают система  наставничества, когда к новичку  прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими сотрудниками, иногда и в  неофициальной обстановке.

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.

Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке  управленческих кадров и в первую очередь при оценке своих собственных  возможностей, своего соответствия выполняемой  работе.

1.1.5 Принцип автоматического  замещения отсутствующего  и принцип повышения  квалификации

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих  служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Есть одно, несколько неожиданное следствие  этого принципа - важность служебных  должностных инструкций, документов, направленных на выполнение. Принцип  повышения квалификации: Характерной  чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования. Реализация принципа обязательного  повышения квалификации традиционно  встречала сопротивление на всех уровнях управления - работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения  квалификации. Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения  квалификации всех сотрудников, занятых  в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Другим методом  обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля  перемещают на срок от трех месяцев  до года из отдела в отдел. Ротация  позволяет ознакомить сотрудников  фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость  координации и взаимосвязи отделов. Необходимость ротации и постоянного  повышения своего профессионального  мастерства объясняется особенностями  человеческой психики. Последние достижения в информационной технологии открывают  новые возможности и при решении  проблем повышения квалификации. Весьма интересные перспективы открываются  при использовании для системы  индивидуального образования идей телеверситета - с помощью телесетей промышленные фирмы и отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время.

Информация о работе Принципы и задачи управления персоналом