Внешнеэкономическая деятельность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании изучения современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
сформулировать основные предложения по эффективной интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разработки категориального аппарата внешнеэкономической деятельности;
- анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»;
- формирование предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности
1.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности
1.2 Развитие внешнеэкономической деятельности
1.3 Формы и методы международной торговли
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности
3. Рекомендации по совершенствованию внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.1 Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью «НЛМК»
3.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.3 Внешнеэкономическая деятельность «НЛМК» во время международного кризиса
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Конкурентоспособность ОАО «НЛМК» во многом предопределяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Доля затрат на услуги этих монополий в стоимости средней единицы продукции черной металлургии достигает 30-35%, цветной металлургии - 15-20%. Причем в ряде подотраслей, таких как железорудная, алюминиевая эта доля составляет около 40%. В перспективе указанные отрасли-монополисты предполагают повысить цены на свою продукцию и услуги в 1,5-2 раза в сопоставимых ценах. В условиях, когда структурная перестройка металлургической отрасли не завершена и энерго- и ресурсоемкость производств остается более высокой, чем у зарубежных производителей, дальнейший опережающий рост цен и тарифов естественных монополий неизбежно превратит подавляющее большинство предприятий металлургической промышленности в убыточные. Это приведет к вынужденному резкому сокращению поставок металлопродукции на экспорт, значительному снижению объемов производства, увольнению десятков тысяч трудящихся и осложнению социальной обстановки.

В целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях металлургического комплекса целесообразно установление пределов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 года) на основе единой методики, а также дифференциация тарифов естественных монополий для различных подотраслей металлургической промышленности на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции.

Перспективы развития ОАО «НЛМК» и факторы, влияющие на её конкурентоспособность определяют основные направления развития в период до 2010 года. Главной целью развития в период до 2010 года является обеспечение требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции на внутренней и внешний рынки. Основной путь реализации главной цели - широкое и ускоренное внедрение инноваций в результате активизации инвестиционной деятельности на всех производственных переделах. Усиление инновационно-инвестиционной деятельности ослабит негативное влияние факторов, ограничивающих развитие предприятия, обеспечит кардинальное обновление производственного потенциала, выпуск традиционных и новых видов продукции при снижении расхода всех видов ресурсов и соблюдении норм по охране окружающей среды.

В соответствие с потребностями металлопотребляющих  отраслей необходимо освоить и расширить  производство следующих прогрессивных  видов продукции: оцинкованный автомобильный  лист высших категорий штампуемости; одношовные высокопрочные трубы диаметром 1420 мм с изоляционным покрытием; железнодорожные рельсы для скоростного движения; микролегированные борсодержащие стали для объемной штамповки высокопрочных крепежных деталей для автомобилестроения; медные трубы на основе непрерывного литья заготовок; латунная лента толщиной 0,05 мм; алюминиевая лента толщиной 0,18-0,2 мм; алюминиевые строительные профили и конструкции с разнообразной защитой и декоративной отделкой; порошки ниобия и тантала для оксидно-полупроводниковых конденсаторов; металлические ниобий, тантал и титан и изделия из них с содержанием лимитируемых примесей на уровне требований микроэлектроники; люминофоры на основе редкоземельных металлов; монокристаллы арсенида галлия с параметрами, соответствующими мировому уровню; средне- и мелкозернистые графиты с уровнем эксплуатационных характеристик, не уступающие графитам на основе кокса; высокомодульные углеродные волокна; широкая гамма порошковых материалов для нужд спецтехники. В результате должен быть удовлетворен спрос на продукцию, определяющую развитие высоких технологий и специальной техники, в том числе и для нужд оборонных отраслей.

На базе ускорения  темпов внедрения инноваций должна быть улучшена производственная структура  металлургического комплекса ОАО  «НЛМК» - в первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Это позволит улучшить структуру товарной продукции ОАО «НЛМК», повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.

В производстве тяжелых цветных металлов необходимо шире внедрять автогенные процессы. Доля меди, произведенной с использованием автогенных процессов, должна быть увеличена до 80-85%, никеля - 65-70%. В производстве алюминия долю металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии «сухой» и «полусухой» анод, необходимо довести до 75-80%, а также расширить мощности литейно-прокатных производств и сортамент выпускаемых изделий. В цветной металлургии следует шире использовать более экологически чистые гидрометаллургические процессы, обеспечивающие, помимо снижения выбросов вредных веществ, вовлечение в производство низкокачественных промпродуктов и повышение комплексности использования сырья.

Рост производительности труда в ОАО «НЛМК» оценивается  в 2010 году по сравнению с 2000 годом  не менее чем в 1,5 раза. При этом ожидается высвобождение значительного количества трудящихся. Это соответствует мировым тенденциям - за последние 20 лет количество занятых в металлургии развитых стран сократилось на 75%. Учитывая градообразующий характер большинства предприятий металлургической промышленности, проблема трудоустройства работников становится чрезвычайно острой и трудноразрешимой. В решении этой проблемы необходимо активное участие города. Прогрессивные сдвиги в производственно-технологической структуре производства металлопродукции предполагают сдвиги в организационной сфере - дальнейшие институциональные преобразования.

Основное направление - создание мощных вертикально-интегрированных  и диверсифицированных структур, способных успешно конкурировать  на внутреннем и внешнем рынках металлопродукции. Новолипецкий металлургические комбинат ведет активную политику по интеграции предприятий от добычи руды и угля до производства металлопроката и конечных металлоизделий, и даже до потребляющих металл машиностроительных предприятий. Основной мерой в области институциональных преобразований является совершенствование нормативно-правового регулирования создания и функционирования холдинговых компаний и других видов интегрированных структур.

При этом должны сохраниться и узкоспециализированные предприятия, в частности, выпускающие  высокотехнологичную продукцию  для спеццелей. Следует расширять  практику создания мини-производств  на базе модульных технологий для  удовлетворения регионального спроса на металлопродукцию, а также специальных «Сервис-центров», обеспечивающих поставку потребителям мелких партий продукции с высоким уровнем финишной обработки.  
Реализация основных направлений развития ОАО «НЛМК» и повышение конкурентоспособности ее продукции до 2010 года напрямую зависит от эффективности государственных мер, касающихся деятельности предприятия отрасли.  
1. В целях поддержки экспорта металлопродукции и защиты российских производителей на внешних рынках необходимо:

- установление  экспортных пошлины на металлопродукцию с учетом изменения конъюнктуры внешних рынков, в частности, отмена экспортной пошлины на черные металлы и дифференциация экспортных пошлин на цветные металлы в соответствии с котировками на Лондонской бирже металлов;

- до присоединения России к ВТО - активизация проведения переговоров по вопросам обеспечения недискриминационных условий доступа российской металлопродукции на внешние рынки (в первую очередь, на рынки США, ЕС и Китая), в частности, по вопросу закрепления за Россией безусловного статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении экспорта российской металлопродукции.

2. В целях  защиты отечественных производителей  металлопродукции на внутреннем  рынке необходимо:

- расширение  практики применения тарифных  и нетарифных мер в рамках  антидемпинговых, компенсационных  и защитных расследований для  сокращения объемов необоснованного  импорта металлопродукции и повышение  оперативности применения этих  мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры;

- при присоединении  России к ВТО - соблюдение интересов  отечественных производителей металлопродукции, в частности, обеспечение защиты  наиболее чувствительных видов  металлопродукции путем повышения  уровней связывания (плавиковый шпат, стальные трубы большого диаметра), а также увеличения длительности имплементационного периода до 5-7 лет (прокат из нержавеющей стали, стальные трубы, рельсы и крепежная продукция);

- обеспечение  равного доступа отечественных  производителей к получению заказов на поставку металлопродукции при формировании программ модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газовой отрасли, а также при реализации проектов с участием государства в других отраслях экономики, в частности, путем проведения открытых тендеров на закупку металлопродукции;

- завершение  формирования нормативно-правовой  базы по обеспечению предусмотренной  законом доли участия российских  предприятий в подрядных работах  при реализации этих проектов, в частности, осуществление контроля за обоснованностью включения в конкурсную проектную документацию на строительство объектов по СРП иностранных норм и стандартов на прокат, трубы и другие виды металлопродукции.

3. Для обеспечения  перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития необходимо:

- концентрация  бюджетного финансирования на  важнейших инновационных проектах  государственного значения для  реализации критических технологий  федерального уровня «Технологически  совмещаемые модули для металлургических производств» и «Металлы и сплавы со специальными свойствами» в рамках приоритетных направлений «Производственные технологии» и «Новые материалы и химические технологии» с целью форсированного повышения конкурентоспособности российской металлургии;

- создание Федерального  центра науки и высоких технологий  в области металлургии на базе  ведущих государственных научных  центров в области металлургии  и металлургического машиностроения  с привлечением академических  и образовательных институтов, на  который будут возложены, в том числе, функции по государственным аудиту и сертификации существующих горных и металлургических техники и технологий, проведению государственной экспертизы научно-технических и инвестиционных проектов, а также целесообразности закупки импортного оборудования;

- отмена пошлины  на импортируемое технологическое  оборудование для металлургической  промышленности, не производимое  в России;

- стимулирование  внедрения ресурсосберегающих и  природоохранных технологий, в частности,  путем разработки и утверждения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» прогрессивных технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для металлургических предприятий на основе показателей наилучших металлургических технологий;

- реализация  мер по стимулированию сокращения  неэффективных производственных  мощностей по производству мартеновской  стали, в том числе путем  предоставления налоговых и иных  льгот, предусмотренных Федеральным  законом «Об охране окружающей  среды» при внедрении наилучших технологий (кислородно-конвертерной и электропечной), обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации;

- совершенствование  технического регулирования в  металлургии путем разработки  отраслевых технических регламентов,  учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями.

4. В целях  поддержки развития рудно-сырьевой  базы металлургии необходимо:

- совершенствование  законодательных актов по недропользованию в части установления дифференцированных ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества полезного ископаемого, горно-геологических и экономико-географических условий разработки; стимулирования предприятий, направляющих средства на финансирование разведки и освоение новых участков месторождений для поддержания мощностей по добыче руд;

- оптимизация  налогового законодательства в  части исключения из налогооблагаемой  базы налога на имущество специфических  неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов (отвалов, хвостохранилищ, горных выработок, природоохранных объектов и др.).

5. В целях  оптимизации цен и тарифов  на продукцию и услуги отраслей-монополистов  и обеспечения роста производства  на предприятиях металлургической промышленности необходимо:

- установление  пределов роста цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных  монополий на среднесрочную перспективу  (3-4 года) на основе единой методики  с целью расширения периодов  планирования хозяйственной деятельности металлургическими предприятиями - крупными потребителями продукции и услуг монополий;

- дифференциация  тарифов естественных монополий  для подотраслей металлургической  промышленности со значительной  долей услуг монополистов в  себестоимости продукции на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции, в частности установление экономически обоснованных железнодорожных тарифов на доставку металлопродукции на Дальний Восток.

6. В целях  совершенствования организации  сбора и переработки лома и отходов черных и цветных металлов необходимо:

- широкое использование  инструментов лицензирования деятельности  по заготовке, переработке и  реализации лома черных и цветных  металлов, в частности, разработка  новых положений о лицензировании  этих видов деятельности, предусматривающих ужесточение технических и иных требований к лицензиатам в целях обеспечения более полного вовлечения в оборот лома и отходов металлов и упорядочения рынка лома;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность фирмы