Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 15:50, курсовая работа
Цель исследования - на основании изучения современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
сформулировать основные предложения по эффективной интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- разработки категориального аппарата внешнеэкономической деятельности;
- анализ социально-экономического потенциала и современного состояния развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»;
- формирование предложений разработки концепции развития внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК», обеспечивающей повышение эффективности социально-экономического развития региона.
Введение
1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности
1.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности
1.2 Развитие внешнеэкономической деятельности
1.3 Формы и методы международной торговли
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «НЛМК»
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»
2.2 Анализ финансового состояния
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности
3. Рекомендации по совершенствованию внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.1 Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью «НЛМК»
3.2 Перспективы развития внешнеэкономической деятельности «НЛМК»
3.3 Внешнеэкономическая деятельность «НЛМК» во время международного кризиса
Заключение
Список литературы
Приложение
Во-первых, повышение эффективности производства и увеличение средств на модернизацию, обновление производства.
Во-вторых, внедрение
более современных технологий, предметов
труда и комплектующих
В-третьих, экономия, снижение издержек производства.
В-четвертых, повышение качества продукции, увеличение выпуска высококачественных марок стали, степень ее производственной готовности, обеспечение безотходности производства и т.д.
Это требует реконструкции предприятий, создания новой инфраструктуры, подготовки квалифицированных кадров, внедрения новых методов хозяйствования, правовых норм, и, бесспорно, социально-политической устойчивости как основы наибольшей реализации экономических интересов партнеров. [11, с. 288]
3.2 Перспективы
развития внешнеэкономической
В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная металлургическая промышленность. Продукция российской металлургии составляет значительную долю в мировом производстве и торговле металлами. Таким образом, отечественная металлургия функционирует в общей системе мировых хозяйственных связей, и ее состояние в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии. [21, с. 88]
Основным направлением развития международных экономических отношений на рубеже 20 и 21 веков стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в металлургической промышленности. Международные хозяйственные связи превратились в инструмент перераспределения ресурсов и повышения эффективности производства в глобальном масштабе. Это привело к развитию следующих тенденций в мировой металлургии:
- усилению роли
крупных интегрированных
- обострению конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью и распространению применения национальных защитных мер во внешней торговле;
- активизации
работ по снижению затрат
Мировые тенденции определяют проблемы отечественной металлургии на внешних рынках. Российские предприятия вытесняются с рынков металлопродукции с высокой добавленной стоимостью с использованием различных тарифных и нетарифных ограничений.
Вместе с тем, на рынках металлопродукции низких переделов российские предприятия испытывают усиливающиеся давление со стороны третьих стран (в первую очередь Китая, Индии, Бразилии и др.). Это вызвано тем, что обладая низкими затратами производства и высококачественной рудной базой, эти страны сумели привлечь значительные иностранные инвестиции для создания современной металлургической промышленности. [23, с. 161]
Таким образом, сегодня российская металлургическая промышленность функционирует в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке. Поэтому важнейшим направлением промышленной политики ОАО «НЛМК» в отношении металлургии на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятия отрасли, которые бы соответствовали условиям развития металлургии в странах - крупнейших участниках мирового рынка металлов. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности металлургической промышленности ОАО «НЛМК» на мировом рынке предполагает реализацию ряда мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а также внешней торговли.
Второе важное направление промышленной политики ОАО «НЛМК» связано с осуществлением специальных мер, направленных на стимулирование прогрессивных структурных изменений в металлургической промышленности. В этих целях целесообразно реализовать меры по расширению внутреннего спроса на металлопродукцию, по активизации инновационной деятельности в металлургии, по реструктуризации предприятий и решению социальных проблем.
Вопрос о мерах по развитию ОАО «НЛМК» является чрезвычайно актуальным в связи с замедлением темпов роста производства в отрасли, которая является одной из базовых отраслей экономики и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей Российской Федерации. В 2001 году в общем объеме промышленной продукции России доля металлургии составила 16,5%, в численности трудящихся в промышленности - 11,8%. Предприятия отрасли обеспечили 14,4% общероссийского объема валютной выручки, 7,8% начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет.
Особенностями металлургии являются высокие капитале-, материале-, энергоемкость производств. Металлургическая промышленность в значительной степени определяет уровень загрузки производственных мощностей ряда базовых отраслей экономики. На производство продукции металлургического комплекса расходуется 14% топлива, 33% электроэнергии от их общего потребления в промышленности, 40% сырья и минеральных ресурсов от общего их потребления в стране. Металлургические предприятия обеспечивают около 30% грузооборота железнодорожного транспорта.
Практика работы
предприятий отрасли
В период с 1999 года по 2001 год в связи с оживлением производства практически во всех основных металлопотребляющих секторах экономики России емкость внутреннего рынка значительно увеличилась. В 2001 году внутреннее потребление проката черных металлов превысило показатели 1998 года почти на 50% и составило около 23 млн. т. [26, с. 8]
Учитывая ограничения на внешних рынках, перспективы развития ОАО «НЛМК» в период до 2010 года связаны, в первую очередь, с расширением спроса на ее продукцию на внутреннем рынке. Однако темпы роста внутреннего металлопотребления замедляются. Кроме того, в условиях ухудшения ситуации на мировом рынке существует опасность демпинговых поставок на российский рынок импортной металлопродукции.
В этих условиях целесообразно реализовать комплекс мер по защите отечественных производителей на внутреннем рынке металлов, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования. В первую очередь, необходимо расширить практику применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта металлопродукции; причем большое значение имеет оперативность применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Также необходимо обеспечить равный доступ отечественных производителей к получению заказов на поставку металлопродукции при формировании программ модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газовой промышленности.
Учитывая, что в ближайшие 10 лет в проекты на условиях соглашений о разделе продукции по оценкам будет инвестировано до 100 млрд. долларов, чрезвычайно важно завершить формирование нормативно-правовой базы по обеспечению предусмотренной законом доли участия ОАО «НЛМК» в подрядных работах при реализации этих проектов. [29, с. 85]
Важнейшими факторами оживления внутреннего рынка металлов являются настоятельная необходимость обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики и рост производства и инвестиций в основных металлопотребляющих отраслях - машиностроении, строительстве и ТЭКе. Сегодня Россия значительно отстает от основных промышленно-развитых стран по уровню душевого потребления металлопродукции из черных металлов, который составил в 2001 году 154 кг/чел., в то время как в Японии, США, Европе -350-550 кг/чел.
Учитывая, что в период до 2010 года существенная часть продукции ОАО «НЛМК» будет экспортироваться, развитие отрасли в значительной степени будет зависть от состояния мировых рынков металлов. Наиболее острой проблемой является резкое ухудшение ситуации на рынке стали. В последние годы российская металлургия испытывает большие трудности с реализацией продукции из черных металлов на внешних рынках. Против российских металлургических предприятий введено более 50 торговых ограничений. Существенно ограничивают возможности сбыта всеобъемлющее Соглашение по стали с США и Соглашение с ЕС о квотах на стальную продукцию. Это во многом обусловлено негативными тенденциями в развитии мирового рынка черных металлов. За последние 10 лет производство стали в мире выросло на 70 млн. т, а мощности увеличились на 130 млн. т. В условиях глобализации это приводит к значительному снижению рыночных цен и банкротству наименее конкурентоспособных компаний. [30, с. 72]
Кризис на мировом рынке черных металлов в начале 2002 года резко ухудшил положение российских предприятий - экспортеров черных металлов. По итогам первого квартала 2002 года около половины экспортных поставок черных металлов стали нерентабельными (полуфабрикаты и сортовой прокат), а другая половина приближается к порогу рентабельности. В этих условиях необходимо ОАО «НЛМК» оперативно реагировать на ухудшение конъюнктуры мирового рынка, в частности, необходимо срочно отменить экспортную пошлину на черные металлы.
В целом на мировом рынке цветных металлов в течение всего периода до 2010 года ожидается увеличение спроса, что во многом обусловлено постепенным вытеснением черных металлов цветными. По оптимистичным прогнозам потребление алюминия и меди в мировом масштабе будет возрастать со среднегодовым темпом 2,5-2,7%, цинка и рафинированного свинца - 1,7-2%.
Существенным ограничением развития металлургической промышленности является недостаточный уровень конкурентоспособности ее продукции. Технологический уровень металлургических производств в России низок в сравнении с промышленно-развитыми странами. Средний износ активной части (машин и оборудования) основных производственных фондов в металлургической промышленности достиг 70%. Только 30% применяемых в металлургии технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 28% являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации.
Инновационное развитие металлургии предполагает реализацию комплекса мер по реформированию и развитию отраслевой научной сферы, в частности, создание Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии, по концентрации бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах с привлечением стороннего финансирования,
При этом целесообразно осуществление точечных мер по поддержке, в том числе, в виде долевого участия государства, проектов освоения и расширения производства высокотехнологичных импортозамещающих видов металлопродукции. [4, с. 199]
Одной из причин
недостаточной
Важным фактором развития металлургической промышленности с позиций ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья - лома и отходов черных и цветных металлов. Использование лома при производстве металлов приводит к экономии энергоресурсов, сырья, материалов, повышает эффективность использования технологических агрегатов, снижает вредное воздействие на окружающую среду.
В России накоплен значительный металлофонд, превышающий 1,3 млрд. т, более половины которых приходится на машины и оборудование. Вследствие прогрессирующего износа основных производственных фондов количество образующегося амортизационного лома продолжает возрастать.
Наряду с этим, на рынке вторичных металлов получили распространение правонарушения, связанные с хищениями готовой продукции и изделий из металлов, приводящие к значительным потерям для предприятий энергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей экономики. В первую очередь это относиться к дорогостоящим цветным металлам.
Таким образом, создана нормативная правовая база, позволяющая навести порядок в сфере оборота металлолома, однако она используется не в полной мере (допускается выдача лицензий на отдельные элементы вида деятельности и прием в эксплуатацию объектов, не отвечающих установленным требованиям, продолжают функционировать территориально обособленные приемные пункты лома цветных металлов, продолжается прием от населения не бытового лома и т.д.). В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов черных и цветных необходимо широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, внесение поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающих усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом, организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и положений о лицензировании, а также введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.